Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Во вторник, 24 мая, министр науки и образования Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы образования, добавив, что к ней «надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики». На следующий день председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил министерству образования обсудить детали выхода из Болонской системы уже в июне.
При этом чем именно заменят европейский стандарт обучения — неизвестно, хотя, по словам того же Володина, в Госдуме «у всех мнение, что нужно переходить на специалитет (традиционную систему пятилетнего высшего образования)». Сколько займет переход на новую систему — тоже непонятно. Рособрнадзор считает, что «выпускников надо ознакомить с изменениями хотя бы за два года». Преподаватели же зачастую не хотят комментировать решение властей, отмечая, что подобные заявления сейчас — это прежде всего «политический вопрос».
Рассказываем, к чему может привести выход из Болонского соглашения в России и почему власти решили отказаться от этой системы именно сейчас.
Что такое Болонская система
Болонская система образования появилась в 1999 году, когда 29 министров европейских стран подписали декларацию, предлагающую единые стандарты высшего образования в странах-участницах соглашения. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. До этого в стране действовала советская система специалитетов — это форма обучения предполагала, что студент должен освоить конкретную профессию. После присоединения к Болонской системе в России ввели европейские образовательные принципы: разделение обучения на бакалавриат и магистратуру, возможность учащимся самостоятельно выбирать дисциплины, особая система оценки в кредитах (зачетных единицах, которые студент получает за посещение лекций и выполнение работ), научное сотрудничество с европейскими университетами, а также возможность для международной мобильности студентов и преподавателей.
Однако до конца реализовать Болонскую систему в российских вузах так и не получилось, рассказал The Village доцент РАНХиГС Николай Кульбака.
«Государство сильно экономило на образовании. Если делать нормальную Болонскую систему, то студенту нужно давать на выбор кучу дисциплин и при этом платить нормальные зарплаты всем преподавателям — это резко повышает стоимость обучения. В России от Болонской системы, по сути, есть только разделение на бакалавриат и магистратуру. Конечно, в некоторых вузах есть подобие Болонской системы — например, во ВШЭ, но даже там нет нормальной системы кредитов, согласованной с европейскими вузами», — отметил собеседник The Village.
Почему власти решили отказаться от Болонской системы именно сейчас
Николай Кульбака
доцент Института общественных наук РАНХиГС
Сторонники отмены Болонской системы появились еще в 2003 году, когда ее только ввели. Во-первых, некоторые уверены, что в Советском Союзе и так была хорошая система и незачем ее ломать. Есть и те, кто считает, что не надо было «подстраиваться по Запад». Во-вторых, многие вузы выступали против нововведений, желая выиграть экономически, так как в формате специалитетов число студентов автоматически увеличивается, не надо мучиться, уговаривая студентов остаться в магистратуре, не надо бояться, что они уйдут в другой вуз или за границу. Из выпускников бакалавриата до магистратуры доходит лишь каждый четвертый студент. Безусловно, решение отказаться от Болонской системы именно сейчас связано и с ***** — это предлог, чтобы еще больше изолировать российское образование. Просто благодаря ***** резко усилился голос изоляционистов (сторонников политики изоляции государства от влияния извне. — Прим. ред.).
Илья Прахов
доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Сейчас эта тема больше политическая. Я думаю, стоит дождаться конкретных решений Минобрнауки и потом уже давать какие-либо комментарии. Пока никаких решений нет, потому что нельзя взять и отменить бакалавриат и магистратуру, особенно сейчас, когда началась приемная кампания. Вузы не успеют за такой короткий срок пересмотреть учебные планы, а Минобрнауки не успеет определиться с новыми государственными стандартами.
Что за «новую уникальную систему» хотят ввести в России
Николай Кульбака
доцент Института общественных наук РАНХиГС
Никакой уникальной системы не будет, отказ от Болонских стандартов означает просто возврат к специалитетам с какими-то «идеологическими добавками», то есть в вузах будет больше истории, пропагандистских общественных наук, но не более того.
Андроник Арутюнов, Павел Кудюкин
из заявления сопредседателей профсоюза «Университетская солидарность»
Полноценная реформа требует политической решимости и финансов. Ни того ни другого у Минобрнауки нет. В худшем случае разгромят бакалавриат и магистратуру в каких-нибудь случайных университетах, навалят на преподавателей очередную гору отчетности и отрапортуют о выходе из Болонской системы. В общем, коней в шампанском купать, скорее всего, не будут, но кота пивом обольют.
Что значит отказ от Болонской системы для российского образования
Николай Кульбака
доцент Института общественных наук РАНХиГС
Никакого улучшения образования возврат к специалитету не даст. Наоборот, будет резкое падение качества. Произойдет это потому, что вузы будут вынуждены лихорадочно переделывать нормально работающие учебные планы, ломать учебный процесс и создавать проблемы преподавателям. Изменение учебных планов приведет к потере сотрудничества со многими зарубежными вузами, поскольку с ними надо будет согласовывать новые планы, а это в современных условиях будет означать просто потерю зарубежных дипломов и снижение конкурентоспособности российских учебных программ.
Даже если предположить, что цель этого — сосредоточить выпускников на карьере в российских компаниях с целью ускорения импортозамещения, то эта мера не даст никакого краткосрочного эффекта. В лучшем случае эффект проявится через пять-семь лет, когда выпускники новых специалитетов придут на производство. Но нынешних чиновников на своих местах уже не будет, и отвечать за это будут совсем другие люди.
При этом наверняка не произойдет улучшения финансирования образования, без которого качество обучения точно не повысить. Вдобавок ожидающиеся в России в ближайшие год-два серьезные проблемы на рынке труда, вызванные санкциями, приведут к оттоку за границу лучших научно-образовательных кадров и сильных выпускников школ. Причем потеря контактов с зарубежными вузами только усилит эту тенденцию. Но чиновников, похоже, это не волнует.
Анатолий Ходоровский
преподаватель МГУ
Отказ от системы бакалавриата и магистратуры, как и следование ей в дальнейшем, мало что изменят в системе российского высшего образования. И дело здесь не в нынешней политической ситуации, а в том, что сам переход много лет назад носил такой же механистический характер, как и сегодняшние разговоры о том, что из системы нужно срочно выходить. На мой взгляд, в период перехода никто не задался простым вопросом: чем содержательно бакалавриат будет отличаться от магистратуры. <…> Чем должны отличаться знания и, главное, компетенции бакалавра от магистра?
Эти вопросы остались без ответа при переходе России к Болонской системе. Остаются без ответа и сейчас. Причем даже если формально что-то где-то написано на эту тему, то у абсолютного большинства преподавателей и руководителей вузов ответа на этот вопрос нет и сейчас, даже для себя. Выскажу опять-таки личное мнение: не готовы оказались именно преподаватели, а для многих студентов магистратура стала защитным механизмом, например, от службы в армии.
Владимир Гельман
Болонская система — это более сложная и гибкая система высшего образования, нежели та, которую знают родители нынешних студентов. <…> Есть практика, когда студенты могут по различным обменным программам учиться в других вузах, в том числе за границей, получая кредиты, которые потом им засчитываются в родном вузе. А еще можно менять профиль обучения в процессе — например, отучиться на бакалавриате по математике, а магистратуру выбрать экономическую. Это выгодно и студентам, и их родителям.
Теперь мы видим, что от этой практики хотят отказаться из идеологических соображений — как и от всего, что пришло из-за рубежа. Кроме того, администрациям вузов явно проще управлять прежней системой специалитетов, когда есть единый механизм обучения, никто не меняет специальность, и деньги со студентов, которые учатся не за счет бюджетных средств, можно брать за пять лет, а не за четыре. Ведь в магистратуру шли далеко не все, а специалитет будет стараться окончить каждый.
Андроник Арутюнов, Павел Кудюкин
из заявления сопредседателей профсоюза «Университетская солидарность»
Система высшей школы в России является в лучшем случае сильно деформированной пародией на Болонскую, а если честно — так и вовсе карго-культом «по мотивам». <…> Академическая мобильность у нас, по сути, отсутствует, за исключением того, что преподавателя можно всегда уволить по окончании его контракта. <…> Отказаться от взаимного признания учебных степеней, конечно, можно. Но думается, что западные вузы все равно будут признавать российские дипломы (хотя бы из жалости), а вот российским, видимо, придется уволить всех обладателей иностранных степеней и зарубежного образования — отличный план! Надежный, как швейцарские часы!
Ирина Абанкина
профессор НИУ ВШЭ
Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит обречь себя на полную изоляцию и непризнание. Переход к старой системе неадекватен. Сейчас все стараются сделать программы более интенсивными, короткими, использовать проектный метод, исследовательские практики, эксперименты.
Обложка: LStockStudio — stock.adobe.com