Пристройка: 5 архитектурных проектов Петербурга The Village проанализировал пять масштабных архитектурных проектов, которые реализуют в Петербурге в ближайшие десять лет, и выяснил их стоимость.

В ближайшие пять лет в Петербурге должен появиться новый зоопарк, вторая сцена Мариинского театра, обновленный остров «Новая Голландия» и стадион «Зенита». Также близится согласование нового небоскрёба «Газпрома». Все эти проекты нужны городу, однако их строительство связано с постоянным увеличением бюджетов и изменением утвержденных архитектурных проектов в процессе строительства. The Village вспомнил историю каждого объекта, узнал их стоимость и собрал комментарии экспертов.
| НОВЫЙ РАЙОН В ЛАХТЕПроектировщик: RMJM London |
|
|
|
В марте 2011-го для небоскрёба нашли новую площадку — в районе Лахты, на участке между Финским заливом и Приморским шоссе. Проект тут же получил неофициальное название «Лахта-центр». Архитектурный проект бюро RMJM сохраняется, но его ещё ждут согласования. К примеру, уже известно, что высота башни увеличится до 500 м. Для небоскрёба в Лахте необходимо развить транспортную инфраструктуру, в том числе водный транспорт. Проблемы с сохранением археологических находок актуальны и для этого места: учёные утверждают, что в районе сохранились стоянки людей эпохи неолита. |
|
|
|
| «Проект „Лахта-центра“ не является примером современной архитектуры. Это не здание, это монумент, памятник большим деньгам, поэтому его и переносят с места на место, как в своё время церителевского Петра. Даже подъезды к нему проектируются как к какому-нибудь мемориалу, чтобы открывался вид. Современная архитектура — это архитектура знаний. Это архитектура, которая вбирает в себя информацию об окружающем городском ландшафте и выражает её в форме и функции. Здесь же форма и функция заданы изначально, поэтому это не будет подлинным развитием района и города. Смысл высотных зданий — концентрировать бизнес в одном месте, чтобы создать синергетический эффект. Здесь же существующая нормативная база не позволяет создать бизнес-кластер: будет одна башня, а вокруг зелёные просторы. К тому же район не обеспечен транспортом. И работники „Газпрома“ будут вынуждены долго ехать в Лахту, потом долго подниматься на лифте — рабы стеклянной башни. Есть в этом что-то от Толкиена». |
СТАДИОН НА КРЕСТОВСКОМ ОСТРОВЕ
|
|
|
|
|
Арена рассчитана на 62 000 зрителей и занимает площадь 9 840 кв. м. У спортивного объекта будет раздвижная крыша и мобильное выдвижное поле. То есть стадион можно использовать не только для футбольных матчей, но и для концертов. По проекту архитектора, крыша стадиона должна была складываться гармошкой, но механизм пришлось переделать, так как в складках мог скапливаться снег. Сроки сдачи проекта сдвигались несколько раз, в июне этого года губернатор заявила, что к подрядчикам будут применены экономические санкции, если открытие перенесут ещё раз. В связи с доработками проекта, обусловленными требованиями FIFA для подготовки чемпионата мира по футболу (который пройдёт в России в 2018 году) и российскими условиями пожарной безопасности, нынешняя стоимость стадиона выросла с первоначальных 8 млрд рублей до 33 млрд рублей. |
|
|
|
|
|
ВТОРАЯ СЦЕНА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
|
|
|
|
|
Еще позже в проекте обнаружили сотни технических ошибок, и в 2009 году было принято решение найти для второй сцены новый архитектурный облик. Его создало канадское архитектурное бюро Diamond and Schmitt Architects. Здание в их трактовке приобрело более традиционный вид, с террасами на крыше. По задумке, террасы должны стать новой обзорной точкой города. Также архитекторы придумали застеклённый переход через Крюков канал в главное здание. Стоит отметить, что за время работ над второй сценой в рекордно короткие сроки (2005–2006 гг.) была построена третья сцена Мариинки — Концертный зал на улице Писарева. |
|
|
|
| «На данный момент происходит нарушение архитектурной застройки, что очевидно и специалистам, и дилетантам. У Мариинки-2 слишком большой объем, которые не имеет входной зоны. Перед театром должна быть большая площадь, а здесь мы этого не видим. Потом это некорректное отношение к городской застройке — бесконечное разрушение и пренебрежение к наследию города. Что касается территории, то, на мой взгляд, её просто нет. К тому же проект не утверждали, а мы так и не увидели конечный вариант Мариинки-2. Конечно, появление новых культурных объектов в большинстве случаев положительное явление: вдыхается новая жизнь, а улица Декабристов с Мариинкой-1,2,3 и Консерваторией превращается в серьезный культурный центр. В частности, можно привести пример с Мариинкой-3, которая располагается на территории Стадиона имени П. Ф. Лесгафта. Ранее здесь располагался луна-парк с тремя театрами с большой посещаемостью. Потом объект был заброшен, сейчас находится в безобразном состоянии». |
«НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ»
|
|
|
|
|
Кризис помешал осуществлению проекта. В ноябре 2010 года стало известно, что тендер на реконструкцию острова выиграла компания Романа Абрамовича. Архитектурным проектом пространства занялась американская студия Work AC, среди достижений которой значится, например, бруклинский культурный центр BAM. По их задумке остров разделят на три зоны: зону кино и моды с кинотеатрами, магазинами и площадками для показов, зону искусств с галереями и музеями и гастрономическую зону с рынком, ресторанами и оранжереями. В центре острова создадут искусственный холм, в котором устроят парковку, в центре будет бассейн. |
|
|
|
| «В Петербурге довольно много искусства в заброшенных промышленных зданиях, часто бывает искусство и в парках, на открытых территориях. Но соединить одно с другим, сделать оранжерею рядом с промышленными строениями, по-моему, свежая и удачная идея. Некая гора, куда Work AC хочет спрятать парковку, — это бессмысленно. Во-первых, это и не получится выполнить, во-вторых, в Петербурге это будет смотреться неудачно. Если вы строите большой выставочный комплекс или магазин, то парковка вам необходима. А если это центр современного искусства для молодежи, то смысла в ней я не вижу: молодежь в основном ходит пешком. Но пока это нельзя назвать проектом, сейчас это идея, интересная и инновационная. Была ведь цель выбрать не конкретное решение, а креативных архитекторов. Это им удалось. Конечно, тот вариант создания оранжереи, который предложило бюро Work AC, делать в Петербурге нельзя. У них будет масса запретов, связанных с охраной памятников. Как они всё будут согласовывать и изменять что-то в предложенном проекте, это уже другой вопрос. Но что-то новое они явно предложили». |
ЗООПАРК «ПРИМОРСКИЙ»
|
|
|
|
|
Проект французов основан на представлении о Пангее — едином материке, из которого образовалось шесть континентов. Сооружения зоопарка расположат на шести островах, занимающих площадь 93 га. На каждом создадут привычный для животных ландшафт. Например, два острова связаны ледниковой зоной. Авторы руководствовались принципами экоархитектуры, поэтому постройки, входящие в комплекс зоопарка, гармонируют с окружающей средой. Также на территории оставят большие зоны без всякой застройки. |
|
|
|
| «Новый современный зоопарк нужен городу. В немалой степени как образовательно-просветительский элемент городской инфраструктуры, способный влиять на экологическую грамотность горожан и гостей города. Если говорить о концепции, которую недавно представили разработчики, то все акценты расставлены грамотно. Если это будет реализовано так, как задумывалось, то это будет очень полезно для города. Насчет Юнтолово можно сказать, что место это не идеальное: болотистая дельта Невы со всеми вытекающими санитарными, инженерными и другими проблемами. Но при грамотной организации нового зоопарка его взаимовыгодное сосуществование с Юнтоловским заказником возможно и, я бы сказал, естественно». |