Прямая речь: Сергей Капков о новой культурной политике Москвы Новый глава департамента культуры Москвы Сергей Капков рассказал о главных проблемах и приоритетах новой культурной политики города.

3 октября Сергей Капков провёл первую встречу с журналистами в новом статусе: в конце прошлой недели он был официально назначен на должность руководителя департамента культуры Москвы. Сейчас Капков принимает дела и одновременно определяет приоритетные направления работы: в его ведомстве находится 1 361 учреждение культуры — театры и кинотеатры, дома культуры, библиотеки, выставочные залы и др. The Village публикует тезисы Сергея Капкова, касающиеся будущей культурной политики Москвы и главных проблем городской жизни.
В Москве есть уникальные формы собственности — иногда не понять, кому что принадлежит. Я недавно встречался с Владимиром Спиваковым, и оказалось, что президент Дома музыки на самом деле Домом музыки не управляет. Или на шоссе Энтузиастов есть дискотека «Слава», которая и правда пользуется дурной славой, но по документам это вообще кинотеатр. Это всё нужно распутывать. Мне даже удивительно, сколько существует учреждений, которые считаются объектами культуры, поэтому первоочередная задача — проинвентаризировать всё, что у нас есть.
По большому счёту культура — это инвестиции в будущее поколение. Государство не может просто вкладывать деньги и ждать дивиденды, оно должно быть инвестором в человека. Это важная социальная задача. В том же парке Горького затраты на интернет снижают затраты на безопасность: ты меняешь публику, и ситуация в целом меняется. А можно было увеличить охрану в три раза, эффект был бы примерно такой же. |
|
|
В культурной политике всё очень индивидуально. Например, библиотека в ЦАО — это одно, а библиотека на Северо-Западе — совершенно другое. Везде, куда ходят люди, есть примерная статистика: сколько, кто ходит, что больше пользуется спросом, что меньше. Но тут вопрос не в цифрах, а в смыслах. Путём общественных дискуссий мы можем попытаться найти такие смыслы: мы должны понимать, что мы говорим туристам, приезжим и москвичам из разных районов. Будем с институтом «Стрелка» писать концепцию новой политики, думаю, в полгода-год уложимся.
Даже в спальных районах культура может зажить по-новому. Например, если людей с «Красного Октября» пустить в какие-то дома культуры, которыми пронизана вся Москва. Или найти хорошего куратора для галереи на окраинах — там будет другая жизнь. В спальных районах очень молодая публика. Там должен быть акцент на детей, на дополнительное образование и на различные другие вещи, связанные с личностным развитием.
Если нет символа и бренда Москвы, то непонятно, что вообще можно, а что нельзя. Поэтому мы будем делать какие-то новые формы в подведомственных нам общественных пространствах и следить за реакцией людей. Мы обязаны общаться с Союзом дизайнеров России, но будем привлекать и людей со стороны. Вместе мы должны выработать новые общие правила. Скажем, я вчера был на «Белорусской», смотрел на «Белый город» — там инвесторы стали делать вывески в едином стиле, с хорошим европейским дизайном. Один столб фонарный симпатичный стоит, а буквально через полметра уже городская территория, и там еще четыре столба, увешанные рекламой. |
|
|
Департамент культуры не может охватить всё. Когда по Москве-реке плывет корабль «Амели» с караоке, где люди поют матерные и вообще любые песни так, что они доносятся до дирекции парка Горького, это не имеет отношения к департаменту, но это общая культура города. Это не может вызвать умиление даже у иностранцев. Нужно что-то делать и с такими вещами. Кажется, они на корабле делают тише, только когда мимо Кремля проплывают. |
|
|