В городских супермаркетах и аптеках любой горожанин может купить лечебные пластыри от всего на свете: от менструальных болей, от кашля, от бессонницы, от никотиновой зависимости. The Village тестирует их действие на себе и проверяет, можно ли таким образом бросить курить, похудеть, перестать страдать от укачивания и мучиться от боли. Результаты комментирует врач.

Евгения Углова

врач, Хельсинкский университет (Финляндия), центральный госпиталь

 

 

Пластырь от менструальных болей

 

Этот пластырь было трудно найти: я обошла три аптеки — там только руками развели: «Был, но закончился», «Давно не было: их никто не покупает». Подумала было, что это провальная миссия — но затем зашла в ближайший супермаркет за хлебом и вдруг обнаружила у кассы россыпи пластырей от всего на свете.

Менструальные боли в моём случае не то чтобы нестерпимые, но жить слегка мешают, так что обычно я заранее запасаюсь небольшим количеством обезболивающих. На этот раз боль внизу живота настигла меня ночью: спросонья нащупала заранее приготовленный пластырь, наклеила, согласно инструкции, поверх трусов. Лежу, жду. 

Проходит час, второй, третий. От пластыря исходит небольшое тепло, которое только подогревает боль — будто тушит её на медленном огне. Я время от времени проваливаюсь в сон, но быстро просыпаюсь. Кручусь, как курица на сковороде, но пока держусь. Звенит будильник. Миссия выполнена: пластырь апробирован — он ни на что не годится. Отрываю его (следов на белье он, к счастью, не оставляет) и выкидываю. Параллельно наконец-то выпиваю таблетку обезболивающего.

 

Евгения углова: «От менструальной боли и вообще от всяких периодических болей (головных, боли в шее) хорошо помогает обычный парацетамол. У него побочных эффектов меньше, он не так губительно, как ибупрофен, действует на ЖКТ, и цена его также приятна. Это вернее и надёжнее какого-нибудь китайского пластыря из муравьёв, если только у вас нет аллергии на парацетамол».

 

 

 

Пластырь от укачивания

 

Меня бы в жизни не взяли в космонавты: вестибулярный аппарат ни на что не годится. Проблемы с укачиванием в транспорте испытываю с детства — сейчас они не столь масштабны, но, скажем, передвигаться в автомобиле не люблю. Один мой друг — фанат автомобилизма, лихач, — зная эту особенность, при мне старается водить аккуратно. И всё равно спустя пять минут поездки «на полусогнутых» я испытываю рвотные позывы.

Для чистоты эксперимента надо было бы позвать того самого друга. Но в данном случае у меня под рукой была только маршрутка: путь от продуктового до дома — всего 20 минут.

Пластырь нужно наклеить заблаговременно, желательно за уши. С обратной стороны — той, что лепится на кожу, — это форменный кусок игрушки «лизун» (помните, в 90-е были такие странные мячики?): некая липкая субстанция. Наклеила и отправилась в магазин. Всю дорогу преследовал странный запах: как будто в помещение пустили слабую струю газа. Не могу сказать, что вина пластыря в данном случае очевидна: может быть, что-то стряслось в магазине. В любом случае этот запах сам по себе начал меня слегка укачивать. 

На остановке — на морозном воздухе — стало полегче. Однако бодрость духа не является ТЗ эксперимента, поэтому в маршрутке решила сделать всё, чтобы меня гарантированно укачало: встала спиной по направлению движения и начала читать книгу. Пишу это сейчас — и меня уже мутит от одной картинки.

Как ни странно, пластырь — или случай, или провидение, чёрт его знает — с задачей справился. Ни одного рвотного позыва за все 20 минут! Спокойно прочитала главу, вышла из маршрутки и избавилась от липучки на шее: всё-таки на ощупь они довольно гадкие.

 

ЕВГЕНИЯ Углова: «Для тех, кого укачивает, есть скополамин — препарат, действие которого изучено, а эффективность — доказана. Он есть и в пластырях. Есть ещё множество гомеопатических пилюль, пластырей с ромашкой и имбирём, но для классического врача это как лечение пиявками. Если вам нравится, можете купить себе колонию пиявок, купить им дом и разбить сад. Но я всё-таки за традиционную медицину. Детям ещё обычно предлагают драмину в таблетках. В России вроде и то и другое можно приобрести без рецепта, в Европе скополамин — это рецептурный препарат». 

 

 

 

Пластырь от курения

 

Редакционное задание застигло меня врасплох: я вообще-то не собиралась бросать курить. Если педантично следовать инструкции, то пластыри нужно клеить в три этапа — в итоге получается не слишком бюджетно (каждая пачка стоит под тысячу рублей). Решаем тестировать только первую и следить за эффектом. Курить мне и правда не хочется. После целого дня с пластырем даже есть ощущение, что перекурила. Но сигарету в руках всё равно хочется покрутить.

Место, где наклеен пластырь, пощипывает. Появилось небольшое раздражение, особенно в тех местах, где кожа тонкая. Я клеила на бедро — там меньше жжёт, но к концу дня всё равно неприятно. Голова болела почти всё время, но, возможно, это совпадение.

 

ЕВГЕНИЯ углова: «Курение — это вид зависимости с очень сложным механизмом формирования через различные нейротрансмиттеры в головном мозге. Пытаясь его побороть, курильщик испытывает синдром отмены. Никотиновые пластыри, жвачки и прочие продукты — это никотинзамещающая терапия, которую используют, чтобы снизить потребление никотина. Сама привычка курить сигарету от этого не исчезает. Для курильщика подержать сигарету — это дешёвая и быстрая пилюля маленькой радости, но не никотин. Поэтому никотинзамещающую терапию начинают ещё до того, как пытаются бросить курить, и зачастую сама по себе она не очень эффективна. Хотя синдром отмены физиологически она смягчает. Пластыри и в России, и в Европе есть в любом магазине, но цена их совсем не радует. Обычно в Финляндии человек начинает с пластырей сам, а когда они не работают, приходит к врачу за поддержкой и лекарственной терапией. Например, за варениклином, который действует через очень сложную систему метаболизма в центральной нервной системе. Для курильщика важно получать позитивное подкрепление, психологическую поддержку и объяснить себе хотя бы приблизительно механизм формирования никотиновой зависимости. Сам по себе пластырь этого не сделает. Поскольку в нашей больнице курить запрещено, мы назначаем пациентам (по желанию) никотиновую жвачку, чтобы они не страдали».

 

 

 

Пластырь от головной боли

 

Пластырь от головной боли появился в моей жизни очень кстати — я пришла на работу после большой вечеринки и бессистемно передвигалась по офису сидя на стуле с колёсиками. Пластырь добавил моему жалкому виду некоторую комичность: огромный тряпочный прямоугольник, промазанный чем-то, по запаху напоминающим «Звёздочку». Он делает любого, даже самого приличного, человека (каким я не являлась) похожим или на душевнобольного, или на запойного завсегдатая травмпункта. Да, и наклеивать его нужно обязательно на лоб.

Смирившись с насмешками, продолжаю ждать, пока утихнет боль. Наклейка приятно холодит — о головной боли в принципе почти забываешь, потому что всё начинает гореть. Боль никуда не уходит, а просто маскируется. Всё время хочется переклеить пластырь на глаза. В конце принимаю таблетку.

 

ЕВГЕНИЯ углова: «Пластыри от боли врачи активно используют, но здесь нас интересует прежде всего действующее вещество. В Финляндии, например, активно используются пластыри с опиодными препаратами типа фентанила и бупренорфен, так как мы знаем, что эти препараты в таблетках плохо метаболизируются организмом, а вот через кожу метаболизируются лучше. Также хороши лидокаиновые пластыри. Безусловно, пластыри с опиодными препаратами в аптеке без рецепта вы не купите. Необходимость пластыря должен оценить врач. Вообще боль — это сигнал организма, к которому стоит прислушаться. Если у вас болит спина постоянно, то не стоит клеить бесконечно пластыри с лидокаином или диклофенаком».

 

 

 

Пластырь для похудения

 

Коллеги протягивают мне пластырь для похудения примерно в тот момент, когда я решаю пообедать в третий раз за день. Тестировать его никто не хочет: кто-то и так непростительно худ, кто-то боится, что пластырь высосет из организма всю жидкость (примерно так он и работает, судя по отзывам в интернете). 

Леплю сразу три — на бока и живот. Для чистоты эксперимента делаю замер где-то между талией и бёдрами — получается 81 сантиметр. Пластырь нужно носить от 12 до 24 часов, эффект от него обещают чуть ли не мгновенный. Воодушевлённая, откладываю третий обед в сторону и отправляюсь на вокзал — вечером у меня поезд в Москву. 

Утром вспоминаю про пластыри. Прошло ещё только 18 часов, но бока подозрительно красные. Снимать пластыри больно — в школе примерно такие ощущения у меня вызывали попытки самостоятельно делать себе эпиляцию восковыми полосками. На местах, где были наклейки, остаются красные пятна и следы от лопнувших капилляров, которые пройдут только спустя неделю. Сколько показывает портновский метр? Ах да, 82.

 

Евгения углова: «Надо рассматривать каждую проблему и соответственно пластыри по отдельности. Начнём с лишнего веса. Проблема эта многосоставная, чаще всего причины психосоциальные (малоподвижный образ жизни, высококалорийная диета, ненормированное питание), обычное переедание и иногда метаболические нарушения. Подход к проблеме соответственно должен быть комплексный, поэтому ни один человек с медицинским дипломом не посоветует пластыри для похудения. Из чего они сделаны, не всегда очевидно, механизм действия и эффект не доказан. Если верить ведущим специалистам по проблемам питания, то пластыри — абсолютно пустая трата денег. В Финляндии первичной интервенцией в борьбе с лишним весом является низкокалорийная диета, спорт, изменение пищевых привычек, скриниг метаболических нарушений и сбалансированная индивидуальная диета от специалиста в итоге. Думаю, купить такие пластыри в России можно в каждой аптеке и на многочисленных сайтах, в Финляндии, наверное, можно найти, но люди чаще идут к врачу или в спортзал. Более того, пластыри могут вызывать аллергии, поэтому экспериментировать со своей кожей я бы не советовала».

 

 

   

Фотографии: Яся Фогельгардт