19 сентября, воскресенье
Санкт-Петербург
Войти
Дом, в котором6 октября 2020

Пожалуй, самый необычный детский сад в России

Пожалуй, самый необычный детский сад в России

Съемка детского сада проходила летом, когда учреждение готовили к открытию. На момент публикации доступ посторонних в здание запрещен.

Год назад постмодернистскому кирпичному зданию детского сада в переулке Джамбула, 8, в Петербурге исполнилось 35 лет. На юбилей приехал архитектор Сергей Шмаков. «У меня были прекрасные ощущения», — говорит он.

Единственное, что раздосадовало архитектора, — забор с почти непроницаемыми плексигласовыми экранами, практически целиком закрывший постройку со стороны переулка. The Village исполнил мечту случайных прохожих, побывав внутри детского сада, который раньше в народе называли «чебурашкой». Рассказываем, как устроено здание, что находится в двух башнях и почему забор тут и правда нужен.

Детский сад № 19


Адрес

Петербург,
пер. Джамбула, 8

Архитектор

Сергей Павлович Шмаков

Постройка

1984 год

Стиль

Постмодернизм

Из книги «Архитектор Сергей Павлович Шмаков», 2013 год

Постройка

Во второй половине 1950-х на молодого студента Ленинградского института имени Репина произвел большое впечатление Ле Корбюзье, а вслед за ним — советский конструктивизм. Об этом Сергей Шмаков упоминает в автобиографической книге 2013 года: «Сейчас мне смешон этот архитектурный экстремизм». И все же идеи и приемы модернистов — переосмысленные, докрученные до постмодернизма — он отчасти нарочно, отчасти вынужденно использовал в переулке Джамбула.

В 1980 году, когда Шмаков работал в Ленпроекте, ему заказали детский сад-ясли на 160 мест. Вот как об этом спустя 30 лет писал сам архитектор:

«Единственной сложностью казался затесненный участок в переулке Джамбула среди брандмауэров старой застройки. Проектные нормативы и инсоляция заставляли отодвинуть здание от красной линии, и это обстоятельство освобождало от необходимости увязывать его архитектуру с соседней застройкой.

Еще один побудительный фактор: детскому содержанию дать адекватный облик с элементами игры и раскованности. <…>

Характерный штрих: изворотливость архитектурного ума той эпохи, нищей на материалы (голь на выдумки хитра). Желание сделать „детскую“ архитектуру привело к потребности проштудировать каталоги инженерных железобетонных изделий, обычно скрытых от глаз под землей. Так, в ход пошли кольца канализационных колодцев, элементы тепловых камер, фановые трубы и прочее („бедные“ архитекторы-конструктивисты 1920-х годов, которых Сергей Шмаков в зрелом возрасте разлюбил, тоже зачастую использовали в строительстве подножный материал. Например, в жилмассиве на Тракторной улице можно найти и старый кирпич, и трамвайные рельсы. — Прим. ред.). Вентиляционные камеры были вынесены над кровлей и превращены в крепостные башни, увенчанные вращающимися флюгерами („чебурашки“). По предложению строителей на фасадную версту кладки пошел экспериментальный кирпич с эпоксидным покрытием двух цветов. Ограду территории выполняла цепочка шестигранных цветочниц (они сохранились, но сотрудники учреждения немного переставили вазоны. — Прим. ред.), а уличные навесы для детских игр были исполнены в виде бетонных „парусов“, тоже экспериментальных. Было впечатление, что строителям, уставшим от типовухи, было так же интересно, как и нам».

Источник

В 2020 году, отвечая на вопрос The Village, что именно символизировало здание, Сергей Шмаков говорит: «детский корабль». К прозвищу «чебурашка» (или «уши чебурашки»), с постройки приклеившемуся к детсаду из-за специфических флюгеров, архитектор относится хорошо.

На Citywalls указаны два автора детского сада: помимо Сергея Шмакова, это Вера Мелякова. Другие ее постройки нам найти не удалось — как и узнать о судьбе архитектора. «Это был проект нашего авторского коллектива. Вера Мелякова была в большей степени исполнителем, я — руководителем», — поясняет Сергей Павлович.

Здание сдали 14 мая 1984 года. И тут случился скандал.

Скандал

В комплиментарной рецензии «Дом в переулке» известный московский теоретик Вячеслав Глазычев писал: «На первый взгляд, [„функциональная“ мотивировка здания] стала бы в тупик перед вопросами всех этих кругов, секторов, треугольников и прочих „масонских“ знаков на фасадах…» Номер газеты «Архитектура» (приложение к «Строительной газете») от 3 июня 1984 года, который привел к крупному скандалу, администрация детского сада № 19 хранит до сих пор.

По воспоминаниям Сергея Шмакова, словосочетание «масонские знаки» привлекло внимание партийных функционеров. Живший в переулке Джамбула дружественный кинорежиссер рассказывал архитектору, что перед зданием стали появляться черные обкомовские «волги» «и люди в фетровых шляпах искали крамольные знаки на фасадах».

В своей книге «Опасные советские вещи» антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк пишут о «семиотическом вредительстве» — когда некий враг якобы заражал предметы «знаками своего присутствия». Поиск вражеских знаков в обыденных и невинных на первых взгляд вещах был характерен в том числе для позднего СССР (антропологи приводят в пример городскую легенду о светящемся Мао Цзэдуне на китайских коврах). Несмотря на анекдотичность подобные упражнения в семиотике могли печально закончиться для заподозренных в крамоле.

«Начались разборки», — вспоминает Сергей Шмаков. За постмодернистский детский сад пришлось оправдываться и Ленпроекту, и главному архитектору Ленинграда. А в июле 1984-го «чебурашке» посвятили совместное заседание Госгражданстроя с правлением Союза архитекторов СССР.

Впрочем, у этой истории был хеппи-энд. «Буря, возникшая по анекдотическим причинам, кончилась ничем. Забрезжила горбачевская перестройка, и роль страдальца, как водится в России, сработала на популяризацию имени», — пишет Шмаков в автобиографии.

Заведующая детским садом № 19 Екатерина Суханова и заместитель заведующей Анастасия Мень 

Внутри

С 30 марта по 8 мая 2020 года в Центральном районе Петербурга работал только один детский сад — № 19, в переулке Джамбула. «Ежедневно с семи утра мы с медработником встречали родителей, измеряли температуру, а потом разводили детей по группам, потому что дальше медкабинета посторонних не пускали», — рассказывает заведующий Екатерина Суханова.

Каждые два часа в помещениях детского сада проводят дезинфекцию. Ковры из комнат убрали. Общую столовую закрыли.

Когда-то в группах было по 30–40 детей, сейчас — по 10–12 (раннего возраста — до 15), это связано с санитарными правилами. На первом этаже здания находятся раздевалки, игровые и спальни для детей раннего и младшего возраста, музыкальный зал, медицинский блок, столовая для персонала и пост охраны. На втором — помещения средней, старшей и подготовительной групп плюс физкультурный зал. Все входы в здание — их целых 11 — с видеонаблюдением.

Роспись на втором этаже сделала мама одного из воспитанников детского сада

Стены в помещениях детского сада — полукруглые. «С одной стороны, это безопасно и необычно. С другой — сложно поставить мебель. Например, за диван часто падают игрушки, и их трудно бывает достать оттуда», — говорит заместитель заведующего Анастасия Мень.

Джокерную систему для просушки детских комбинезонов делали по индивидуальному заказу — как и выдвижные двухъярусные кровати в группах на втором этаже. Их придумала завхоз Елена Викторовна Сакун: она работает с открытия детского сада в 1984 году и, по словам коллег, «знает тут каждый винтик».

Планировку помещений в здании не меняли. Равно как и некоторые исторические детали: остались родные двери, частично — плитка и паркет, витраж на лестничной площадке, кое-где чугунные фановые трубы соседствуют с пластиковыми.

Недавно в каждую группу вернули буфетные комнаты. Ради них из подсобного помещения достали эмалированные раковины, которые были в детском саду с основания. Впрочем, мебель — в отличие от «архитектурных излишеств» — Сергей Шмаков в проекте здания не прописал.

Снаружи

Снаружи с рациональным использованием пространства сложнее. Из балконов задействован только один, на первом этаже. «По санитарным правилам, дети выходят на прогулку практически в любую погоду. В небольшой дождь группа раннего возраста может гулять под навесом, — рассказывает Анастасия Мень. — Так как основная геометрическая форма, с которой дети знакомятся в этом возрасте, — круг, здесь он использован в оформлении площадки». Во время карантина прогулочный балкон — как и буфетные — помогли распределить потоки воспитанников внутри сада так, чтобы они не пересекались.

Балкон же на втором этаже не используют из соображений безопасности (хотя по проекту он тоже предназначен для прогулок). Плоскую поверхность балкона и крыши третьего этажа зимой засыпает снегом, «дворник тут же бежит его счищать, иначе будут протечки», говорит Анастасия Мень. 

Участок крыши, соседствующий с домом на набережной Фонтанки, 76В, огородили, так как раньше сюда прыгали паркурщики: упражнялись с видом на башни и флюгеры, а потом убегали.

Обе цилиндрические башни отделаны стеклоблоками. Их венчают флюгеры в виде Чебурашки. Башни — пустые (а по проекту в них предусмотрены вентиляционные камеры). Сотрудники детского сада регулярно поднимаются в них, чтобы проверить состояние. «Когда-нибудь здесь можно было бы организовать лабораторию для исследований, метеостанцию или планетарий», — говорит Екатерина Суханова.

Еще в администрации детского сада № 19 мечтают о мансардном этаже, остеклении крыш и оранжерее с энергоснабжением от солнечных батарей. Пока из ближайших улучшений — капремонт фасадов: здание на Джамбула, 8, стоит в программе на 2021–2022 годы.

Контекст

Казахский поэт Джамбул Джабаев в жизни не бывал в Петербурге. Но считается, что в сентябре 1941-го посвятил городу стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» (мы знаем его в переводе Марка Тарловского). Поэтому в 1952-м переулок, прямой линией прочерченный от набережной Фонтанки к Загородному проспекту, переименовали из Лештукова в Джамбула.

По мысли архитектора Сергея Шмакова, детский сад должен быть виден каждому, кто идет по переулку. Сегодня обзор частично перекрывает решетчатый забор. Заведующая Екатерина Суханова поясняет, что раньше у играющих на прогулочной площадке детей игрушки падали на тротуар и дорогу. Из соображений безопасности ограду дополнили плексигласовыми экранами.

Теперь постмодернистское здание можно разглядеть при въезде с левой стороны. Там детский сад соседствует с доходным домом XIX века. Ограда между домом и садом занавешена диким виноградом — его посадили сотрудники учреждения. Ели во дворе — с дачи в поселке Ушково (всего у детского сада № 19 три здания в черте Петербурга и загородная база в Курортном районе).

Еще один сосед, просматриваемый из окон сада, — элитная новостройка «Фонтанка-76». Клубный дом — попытка ар-деко с дизайнерскими интерьерами и собственным бассейном — контрастирует с постмодернистским зданием.

«Местные жители и прохожие, видя, что мы направляемся на территорию сада, и понимая, что мы сотрудники, высказывают интерес, восхищаются. В ответ мы делимся с ними историей детского сада, которой очень гордимся», — говорит Анастасия Мень.

Под зданием проходит участок фиолетовой линии метро — от «Садовой» до «Звенигородской». Работающие в детском саду сторожа рассказывают, что ночью можно услышать гул подземки.

Не то чтобы это удобно. Но Сергей Шмаков — с тех пор спроектировавший еще немало домов, от «кирпичей» на Коломяжском до комплекса с башнями в Пушкине — говорит, что не стал бы ничего менять в здании детского сада: «Я лично горжусь этим произведением. Одним из интереснейших моих».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Лодки или грибы: Самая необычная церковь России Как пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения
Лодки или грибы: Самая необычная церковь России

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Как пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения

Pink Planet House: Загадка круглого дома под Петербургом
Pink Planet House: Загадка круглого дома под Петербургом Откуда в поселке Солнечное появилось здание в форме Сатурна и что находится внутри него
Pink Planet House: Загадка круглого дома под Петербургом

Pink Planet House: Загадка круглого дома под Петербургом
Откуда в поселке Солнечное появилось здание в форме Сатурна и что находится внутри него

Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург)
Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург) «Одна из вершин русского модерна»
Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург)

Как устроена самая красивая стоматология в России (Петербург)
«Одна из вершин русского модерна»

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Первая полоса

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

20+ главных событий недели
20+ главных событий недели «Египет в Эрмитаже», «Я/Мы Антигона» Владимира Бортко и ретроспектива Юрия Норштейна
20+ главных событий недели

20+ главных событий недели
«Египет в Эрмитаже», «Я/Мы Антигона» Владимира Бортко и ретроспектива Юрия Норштейна

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Ленинград — город маленький»: Показываем сквер «Осенний марафон» на Васильевском острове
«Ленинград — город маленький»: Показываем сквер «Осенний марафон» на Васильевском острове Советская киноклассика и новая урбанистика
«Ленинград — город маленький»: Показываем сквер «Осенний марафон» на Васильевском острове

«Ленинград — город маленький»: Показываем сквер «Осенний марафон» на Васильевском острове
Советская киноклассика и новая урбанистика

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Подпишитесь на рассылку