«Я не жалею, когда уничтожают мои работы — это часть стрит-арта» Уличный художник Никита Nomerz — о документальном фильме про стрит-арт, «Точках» и параллелях между Нижним и Оренбургом

«Я не жалею, когда уничтожают мои работы — это часть стрит-арта»

Всю неделю, с 5 по 11 июня, в Нижнем Новгороде проходит проект уличного искусства «Место», организованный нижегородским художником Никитой Nomerz. Фестиваль завершится в воскресенье премьерой фильма о российском стрит-арте и граффити «В открытую», который Никита снимал с 2011 года. The Village поговорил с художником о его проектах последнего времени, отношениях с городскими жителями и о стрит-арте в целом.

О проекте «Место»

Идея проекта «Место» появилась благодаря моему документальному фильму о российских уличных художниках «В открытую», который я презентую в последний день фестиваля, в воскресенье 11 июня. Фильмом я занимался несколько лет, совершенно без спонсорской поддержки, на энтузиазме — путешествовал по городам самостоятельно и в рамках фестивалей, встречался с художниками и снимал интервью. Это очень важная и ценная история для меня — большой проект, который я с самого начала хотел презентовать в Нижнем Новгороде, и не просто выложить в интернет, а сделать полноценный показ.

Тогда я подумал, что было бы здорово на показ еще и привезти художников, участвующих в фильме, но не просто организовать их приезд, а чтобы они еще и создали какие-то арт-объекты в городе. Потом появились идеи лекций, мастер-классов, придумалась экскурсия, но всё выросло вокруг показа фильма, и именно он стал «ядром» фестиваля.

О фильме

Название для фильма нашлось не сразу — его сложно было подобрать. В итоге я понял, что само уличное искусство максимально открыто, в отличие от классического искусства в галереях и на выставках, которое закрыто для общества в целом, туда идет только часть людей. Уличное же искусство может увидеть любой.

При всем этом уличные художники остаются в тени, никто их не знает. Все видят результат, но как это появилось, кто за этим стоит, почему он это делает и зачем, как он начал это делать? Обычно все это остается неизвестным, поэтому в основе фильма лежит множество интервью, которые переплетаются между собой. Там много разных других, дополнительных кадров, но скелет фильма — интервью. Цель фильма, да и всей фестивальной программы, — максимально раскрываться, рассказывать и показывать.


У нас до сих пор нет большого, полноценного документального фильма
о российском уличном искусстве

По сути, у нас до сих пор нет большого, полноценного документального фильма о российском уличном искусстве. Есть отдельные, очень субкультурные видео о командах, фестивалях или отдельных художниках, но разных художников со всей страны никто не показывал, поэтому я понял, что было бы здорово снять и показать такой фильм.

О похожем

Когда я был в Оренбурге, нашел там несколько параллельных историй с Нижним Новгородом. Там тоже много атмосферных дворов, в которые классно вписывать работы. Там есть центральная пешеходная улица а-ля Покровка — вся прилизанная, а чуть шаг в сторону — и пошарпанные дворы, как у нас. Прошел еще — там речка Урал, не целое море, как наша Волга, а маленькая речушка. Иду дальше по набережной и вижу издалека маленький фуникулер, но только у нас это транспорт, а там туристы катаются с одного берега на другой. Дошел до фуникулера — лестница, почти как наша Чкаловская, только небольшая, будто макет нижегородской. Поднимаюсь по лестнице, а наверху памятник Чкалову, точно как у нас, и начинается пешеходная улица. Я ходил и удивлялся, как такое может быть.

О проекте «Точки»

В проекте «Точки» мне хотелось провести параллель между студийным, выставочным искусством и уличным — сейчас стрит-арт приходит в галереи и перестает быть стрит-артом, а мне хотелось сделать вроде бы и выставку, но не искажая при этом суть уличного искусства.

Я подготовил восемь панно на фанере, которые выставил на улице. Каждое панно было фрагментом полноценной работы на стенах города, в интернете был проанонсирован адрес, по которому находилась первая работа, и посыл был таким: «Хотите увидеть все работы целиком, а не частично? Вы должны выйти в город». Под каждой работой было описание с адресами других работ и ссылкой на интерактивную карту. Концептуально работы были связаны между собой — так сложилась единая мозаика, то есть получился формат выставки, но на улице.


Мне ведь не нужны чистые фасады
и стены на проходных местах,

я выберу неприметные стенки
и сделаю работу на них,
но сделаю живо, по-настоящему,
без согласования

Мне очень важно и намного интереснее работать максимально приближенно к условиям дикого стрит-арта, когда ты сам себе выбираешь места, без согласования сверху. Мне ведь не нужны чистые фасады и стены на проходных местах, я выберу неприметные стенки и сделаю работу на них, но сделаю живо, по-настоящему, без согласования. Здесь была абсолютно такая история. Несмотря на то что мой проект был в официальной программе «Ночи музеев» и меня внесли в нее через департамент культуры, там все равно не знали всех деталей. И работы, которые я готовил в рамках этой акции, прошли только мое личное внутреннее согласование. Ну, и если работа была связана с жилым домом, то я общался с жителями напрямую, без кругов ада инстанций и администрации. Я считаю, это естественный и правильный путь.

О городе

На развитие стрит-арта в Нижнем влияет сам город, его архитектура и сама городская атмосфера. Я был на фестивале в Дубае — это пример контраста: там одни небоскребы, а стрит-арт там если и может быть, то, на мой взгляд, совершенно другой, неживой. Здесь же сам город этим уже пропитан, тебе надо чуть-чуть что-то самому добавить — и уже получится мощная работа, выйдет высказывание.

Хорошо, что за синим забором хоть что-то начали делать. Там, конечно, можно было создать интересное творческое пространство, ведь для этого почти все готово было. Я был недавно в Вене, там в центре города тоже набережная. Город помпезный, но при этом на набережной вдоль реки с обеих сторон длинные стены, по несколько километров, изрисованные в сотни слоев художниками со всего мира. Это легальная площадка, там параллельно всякие кафе и заведения, где люди тусуются и отдыхают, но при этом рядом много-много уличного искусства. Вот я и думал: здесь все у нас готово, уберите мусор, спилите арматуру, поставьте лавочки и скажите, что стенка легальная. Там будут рисовать, будут приходить толпы туристов — и будет всем счастье.

А тут просто все снесли. Ладно еще, если сделают хоть что-то — пусть даже просто пешеходную зону, главное, чтобы это еще на десять лет не застыло в пустоте.

У меня недавно снесли отбойными молотками работу на Почаине — прошлым летом ее сделал, так она года не прожила. Снесли странно — думал, там будет ремонт какой-то, может быть, утепляют стены или что-то такое, а там просто кирпич остался. Я тогда гулял у Кремля, посмотрел на стену, — со склона было обычно видно работу, — не увидел ее, спустился посмотреть, смотрю — осколки лежат. Подобрал несколько камней и отрисовал на них часть работы — как раз думал о том, как художники уличные трансформируются в студийных, а тут наоборот получилось, что часть уличной работы перешла в студию.

Но я не жалею, когда уничтожают мои работы, — это часть стрит-арта, он временный, он изменяется и сносится, уничтожается.

О восприятии за рубежом

За рубежом выстрелил проект с живыми стенами, который я сейчас завершил, — он был именно серией, проектом, а не отдельными работами. И зарубежные СМИ зацепило, что вышла целая история, сложенная из разных мест, что это путешествие по России и лица необычных объектов из разных, провинциальных и не очень, городов.

Однажды мне пришла толстая книга из Гонконга, но не про стрит-арт, а про всякие ландшафтные дизайнерские штуки с упором на функциональность — необычные лавки, уличные фонари. И мои работы из проекта «Живые стены» попали в раздел «Уличные инсталляции», так они оказались там единственными из сферы стрит-арта и единственными работами из России.

Я показываю книгу родителям, а там Европа, Америка, Азия — чистые площадки, парки навороченные с подсветками — и вдруг мои работы: кирпичи, выпавшие из пасти персонажа, разбитые стены. Папа увидел это и говорит: «Единственное, что во всей книге про Россию написали, ну молодец!» Я это воспринял как наблюдение за тем, как наша страна воспринимается за рубежом. Но в целом она такая и есть: потресканная и с кирпичами, выпавшими из стены.

О горожанах

Когда рисовал «Точки», одна из работ должна была быть на жилом доме, где уже была расписанная и затэганная стенка. Подошел к жителям и спросил, можно ли тут сделать работу? Они разрешили. А потом, когда уже рисовал, из окна сверху выглянул покурить мужчина. Видимо, он не был в курсе, что я тут рисую. Спрашивает: «Что, негде больше?» Говорю: «Много где! Но я общался с жителями...» В общем, объяснил ему. Он спустился, мы познакомились, обменялись телефонами, он вынес краску. Я стул попросил — он мне и стул принес.


Здесь проще — барьера нет, особенно если сравнивать с Москвой, где с людьми особо и не поговоришь

Возможно, так не только в Нижнем. Но здесь проще — барьера нет, особенно если сравнивать с Москвой, где с людьми особо и не поговоришь — они либо бегут куда-то, либо злые все. Ну как ты там будешь общаться и говорить, что «я у вас тут порисую»? Наверное, в более провинциальных городах примерно так же выстроятся отношения.

Если ты открыто заявляешь о том, что хочешь сделать на стене дома, показываешь эскиз и вообще общаешься, то и люди к тебе хорошо относятся, не кричат на тебя. Главное — самому быть открытым.


Фотографии: Обложка, 1–12 - Дима Четыре, 13–15 - Илья Большаков

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально»
«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально» Уличный художник Андрей Оленев о своей масштабной работе для петербургского театра, галерее «Толк» и уникальности нижегородского стрит-арта
«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально»

«Кто-то может подойти и отлить, пока ты рисуешь, это нормально»
Уличный художник Андрей Оленев о своей масштабной работе для петербургского театра, галерее «Толк» и уникальности нижегородского стрит-арта

Шесть интервью об отношении общества к своей истории
Шесть интервью об отношении общества к своей истории Самые интересные интервью с историками и социологами о том, как наше историческое прошлое влияет на настоящее
Шесть интервью об отношении общества к своей истории

Шесть интервью об отношении общества к своей истории
Самые интересные интервью с историками и социологами о том, как наше историческое прошлое влияет на настоящее

«Уличное искусство часто связано с промышленными территориями»
«Уличное искусство часто связано с промышленными территориями» Художник Миша Most о самом большом граффити в мире
«Уличное искусство часто связано с промышленными территориями»

«Уличное искусство часто связано с промышленными территориями»
Художник Миша Most о самом большом граффити в мире

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Прочее

Новое и лучшее

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии

Чем заняться в Москве на этой неделе

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Первая полоса

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии
QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии Как электронные пропуска меняют жизнь в стране
QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии

QR-Россия: Запреты, протесты и новые профессии
Как электронные пропуска меняют жизнь в стране

Чем заняться в Москве на этой неделе
Чем заняться в Москве на этой неделе
Чем заняться в Москве на этой неделе

Чем заняться в Москве на этой неделе

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы Гимн, награды и наказания для сотрудников
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
Гимн, награды и наказания для сотрудников

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет» Как создавать значимые городские события
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Как создавать значимые городские события

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна И где сейчас находится рэпер
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
И где сейчас находится рэпер

Сколько россияне тратят на котов и собак
Сколько россияне тратят на котов и собак Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара
Сколько россияне тратят на котов и собак

Сколько россияне тратят на котов и собак
Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3 Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

Где жить в Москве на острове
Промо
Где жить в Москве на острове Новый квартал вдали от шума и в 100 метрах от воды
Где жить в Москве на острове
Промо

Где жить в Москве на острове
Новый квартал вдали от шума и в 100 метрах от воды

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект
Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга Как ароматы вызывают воспоминания
Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект

Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга
Как ароматы вызывают воспоминания

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Как повторить образы из «Французского вестника» Уэса Андерсона

Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего
Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего Чем хорош новый сезон «Великой»
Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего

Любовь и медведи: Как Эль Фэннинг строила прекрасную Россию будущего
Чем хорош новый сезон «Великой»

Подпишитесь на рассылку