5 марта, пятница
Москва
Войти

«Я выучил жестовый язык» Как он помогает мне теперь в повседневной жизни

«Я выучил жестовый язык»

На русском жестовом языке говорят более 120 тысяч человек, это основной язык неслышащих людей в России. Однако, кроме них, РЖЯ владеют немногие.

Наконец на жестовый стали обращать внимание большие компании. Не так давно екатеринбургский школьник, например, выиграл грант Google за изобретение машинного перевода с РЖЯ. «ВКонтакте» сделала стикеры с бурундуком, который показывает на жестовом часто употребительные фразы. «Одноклассники» выпустили проект о том, как воспринимают музыку люди с нарушениями слуха.

Сложно ли выучить РЖЯ? И зачем вообще? Почему русский жестовый похож на французский? На эти вопросы отвечает наш продюсер соцсетей Антон Павловский, который больше года учит русский жестовый язык.

Незадолго до нового 2018 года я поехал в Саратов на похороны дедушки. Все было погано. Хотелось общаться с людьми, которые не будут знать про мои проблемы, и я полез в тиндер.

В анкете одного парня по имени Марат было написано: «Я глухой, такие дела». Жестовый язык я не знал. Но знал дактиль — жестовую азбуку, с помощью которой неслышащие показывают по буквам имена, названия и другие слова, для которых нет специального жеста. Дактиль я выучил еще школьником по газетной вырезке. У меня есть неслышащая троюродная сестра, с которой я пытался общаться.

В общем, я решил, что моих знаний хватит, чтобы пойти на свидание с Маратом. При встрече я выпендривался, пытаясь говорить дактилем. Периодически мой собеседник изъяснялся жестами, но их, как и его быстрый дактиль, я улавливал с большим трудом. (Как я потом узнал, это был «ленивый дактиль» — кисть меньше двигается в пространстве и буквы легче спутать между собой.) Когда Марат говорил голосом, было не все понятно. Почти все время ему приходилось набирать короткие ответы на телефоне. В таком формате мы успели кое-как обсудить отпуск и работу и пошли в кинотеатр — руки и телефоны окончательно замерзли.

В кинотеатре шел боевик, и я пытался переводить его Марату. Практики переводчика-синхрониста у меня ноль, поэтому делал я это со скоростью диалапного модема и все время путал буквы. Еще хуже получалось объяснять то, что нельзя было понять из картинки — вот играет тревожная музыка, а сейчас слышны шаги. На непринужденное общение это было мало похоже.

Оказалось довольно странно ощущать, что человек сидит рядом со мной, но есть какая-то искусственная преграда, которая не дает как следует поговорить. Я чувствовал, что создаю неудобство, когда вынуждаю переходить собеседника на текст с общения напрямую. Но это не помешало нам подружиться.

Обучение РЖЯ

Вскоре после знакомства с Маратом я узнал о школе Гюнтера Грасса в Москве, где есть курсы русского жестового языка (РЖЯ). Желание общаться и интерес к языкам сделали свое дело — я записался.

Курсы ведет Алексей Знаменский из «Шапито-шоу» — он там играл одну из главных ролей. Алексей слабослышащий, и для него РЖЯ родной. Преподаватель нас разговорами голосом не балует — говорит им только на сложные темы. Болтать друг с другом на занятии можно только на РЖЯ.

Одним из первых заданий было придумать фантастический сказ про посуду и мебель. В качестве тренировки я попробовал перевести ремейк «Федориного горя» авторства Линор Горалик, который в посудных реалиях Чуковского рассказывает про исход израильтян из Египта. Оказалось не так-то просто. Пришлось часами копаться в словарях РЖЯ в поисках «утятницы» и разных синонимов лязга, дребезжания и скрипа, для которых в жестовом обычно используется один жест — шум.

 Покажешь жест «весна» чуть быстрее — и получится «понос».

Новые понятия Алексей обычно объясняет жестами, а не просто сообщает перевод. На занятиях весело из-за наших ошибок и из-за мимики. Даже если у вас по жизни bitch face и вам непривычно делать брови домиком, придется напрячься. В жестовом это неотъемлемая часть языка, мимика равно интонация. Общение может выглядеть слишком экспрессивно, но это норма. Пару раз мы, ошибаясь в исполнении жестов, случайно показывали обсценную лексику, так что нужно быть аккуратным. Покажешь жест «весна» чуть быстрее — и получится «понос».

Универсального быстрого способа записи жестов нет. Рисуем кто во что горазд у себя в тетради и потом никому не показываем. Довольно сложно бывает закодировать жест так, чтобы потом понять самому. В интернете есть различные системы записи, но большинство из них сложные и неудобные.

На сегодня я учу жестовый язык полтора года. Я прошел начальный уровень аж два раза: на продолжающий сначала не набралось достаточно учеников, и я добровольно остался на «второй год». Но я был только рад: повторение мне на пользу.

Совсем недавно я сдал зачет по итогам второго уровня, на котором мы учились описывать жестами предметы и пространство, эмоции, ситуации, травить байки и шустро показывать и понимать дактиль. Страшно хочется продолжения, чтобы использовать РЖЯ свободнее, так что планирую учить дальше, пока могу.

Знакомые периодически спрашивают, зачем мне РЖЯ. А зачем вообще люди учат языки? Нравится, интересно. Я много раз начинал учить иностранные языки и бросал из-за сложности, лени и других дел. Украинский, румынский, немецкий, французский, иврит — хорошо ни один не выучил.

Одногруппники, кажется, изучают жестовый для себя. Есть те, кто в принципе очень любит языки, и РЖЯ у них уже седьмой по счету. Есть и те, кто намерен стать переводчиком: одна девушка в группе также посещает индивидуальные занятия, много общается с неслышащими, и она продвинулась довольно далеко.

Про особенности РЖЯ

Одно время в образовании глухих детей господствовал оралистский (от oral — устный, ротовой. — Прим. ред.) подход: в первую очередь учили читать по губам и разговаривать, а жестовый даже за язык не считали. Таким образом глухих хотели социализировать в обществе слышащих. Доходило до того, что запрещали использовать жесты. В результате дети все равно использовали жесты, только подпольно. В том числе придумывали свои, если не знали общепринятых. Дискуссии о плюсах и минусах разных методик ведутся до сих пор, но уже понятно, что жестовый язык — самое удобное средство общения неслышащих.

РЖЯ — это не версия русского, это отдельный язык. В жестовом нет падежных форм, предлогов, иной порядок слов. В каждой стране жестовый язык свой. Украинский, кстати, похож на русский. А русский похож на французский, потому что нам его оттуда привезли. Есть международный жестовый, но это не то чтобы естественный язык, скорее, эсперанто.

Неслышащие, можно сказать, билингвы — знают русский жестовый язык и русский звуковой (тот самый русский, на котором вы разговариваете и на котором написан этот текст).

Иногда на РЖЯ переводят, сохраняя правила и особенности русского языка, а не жестового: порядок слов, предлоги. Это калька, и неслышащие на ней между собой не говорят. Можно сказать, это такой гугл-переводчик для официальных мероприятий, где надо перевести устную речь максимально дословно. Сурдоперевод передач — преимущественно калька. Лексика жестового + грамматика русского = калька. У жестового своя грамматика:

Рус: «Я еще не пришел».
РЖЯ: «Я + Приходить + Рано».


Рус: «Когда урок начинается?»
РЖЯ: «Урок + Начинаться + Когда + вопросительное выражение лица».


Рус: «Почему ты не идешь домой?»
РЖЯ: «Ты дом идти нет почему?»

Жестовый — очень конкретный и жизненный язык. Есть ощущение, что своими руками создаешь анимацию в реальном времени. Визуально понятные, иконичные жесты — мои самые любимые. «Деревня» — это крыши деревенских домиков, «с утра до ночи» — условное движение солнца от горизонта к горизонту. «Самара» изображается козой, как на гербе города. А вот «специальность» и прочую абстракцию изобразить руками сложнее, а следовательно, и запомнить. Такие жесты обычно сильнее отличаются в разных жестовых языках.

Жестовый, по моим ощущениям, хуже забывается, чем звуковые языки. То ли память другая задействована — двигательная, то ли Алексей нас так надрессировал, то ли из-за иконичности — как забыть жест «дом», если он выглядит как дом?

Для каждого понятия есть море вариантов жеста. РЖЯ меняется от поколения к поколению: раньше жест «молоко» сильнее напоминал доение коровы, теперь лишь условно. Логично — какой зумер сталкивается в своей жизни с выменем?

В интернете есть довольно много видеословарей. Но обновляются они нечасто, и удобными их не назовешь: сидишь и сличаешь микровидеоролики в десяти вкладках с разным интерфейсом. Совсем недавно энтузиасты выложили агрегатор словарей, который делает этот процесс гораздо удобнее.

 кассир в «Ашане» перестает переживать из-за зависшего терминала, потому что я говорю на РЖЯ, что все в порядке, подожду

Есть безэквивалентная лексика — жесты, которые одним словом не переведешь. Они могут описывать отношение или целую ситуацию. Например, жест, который показывает, что ты выполнил вообще все дела, которые нужно было сделать. Пока мы зеленые и таких тонкостей знаем мало. Но они говорят о богатстве РЖЯ, которое иногда ставят под сомнение из-за того, что не для каждого слова в русском есть отдельный жест.

Если специального жеста нет, слово говорят по буквам. Если слово становится часто употребительным, для него придумывают жест. Тот же «коронавирус». Вчера не было жеста, сегодня появился. Кто-то его придумал. 

ГОРОД

Селфи, аутинг, дэдбод: Неслышащие произносят неологизмы на жестовом языке

Читать 

Коронавирус, к слову, тоже внес свою лепту в жизнь носителей РЖЯ. Очень много жестов предполагает, что нужно трогать лицо, что во время пандемии советуют как раз не делать. На самом деле можно разговаривать и не трогать, просто рядом с лицом показывать то же самое, но не прикасаться. Еще коронавирус повлиял на возможность чтения по губам — из-за масок. Чтобы это исправить, американка придумала специальные маски с прозрачными пластиковыми окошками.

Практика

Где-то через восемь месяцев с начала изучения РЖЯ я поехал с моим саратовским неслышащим другом в Латвию. Мы бродили по рижским улицам, тихому побережью Юрмалы, выпивали, покупали сувениры, фотографировались и болтали — конечно, на жестовом. Оказалось, что на бытовом уровне моего РЖЯ достаточно, а где нет — включал эмпатию. Разумеется, есть соблазн превратить общение с неслышащим человеком в урок по РЖЯ, но это неправильно и я стараюсь так не делать — найти новые жесты можно и в словарях.

Недавно я вышел встречать подругу к метро и увидел, как она общается с незнакомцем. Подруга заметила, что парень в затруднении, и предложила помощь. Парень оказался неслышащим. Он должен был забрать какую-то вещь у продавца с «Авито», но уточнить место не мог — текстом ему не отвечали. Я объяснился с продавцом по телефону, а с парнем жестами, разобрались, где находится магазин. Конечно, я сделал тысячу ошибок во время диалога, но в итоге все друг друга поняли. Магазин был недалеко, и мы проводили парня. Убедились, что он нашел, что искал, попрощались и отправились домой. Я испытал восторг неофита. Впрочем, испытываю его каждый раз, когда удается применить РЖЯ в жизни.

 Однажды на его телефон при мне позвонила социальная служба. Непонятно, зачем звонить неслышащему человеку, если уже изобрели письменность.

Знакомых носителей РЖЯ у меня совсем немного, но смол-токи иногда случаются. Например, мама старого друга недавно рассказала, как работала десять лет на заводе одна среди неслышащих и тоже выучила жестовый. Мы тут же поболтали с ней жестами. Приятно, когда кассир в «Ашане» перестает переживать из-за зависшего терминала, потому что я говорю на РЖЯ, что все в порядке, подожду.

Иногда мой неслышащий друг просит куда-нибудь для него позвонить, если туда нельзя написать. Так мы искали ему квартиру и работу. Однажды на его телефон при мне позвонила социальная служба. Непонятно, зачем звонить неслышащему человеку, если уже изобрели письменность. Другой раз сервис доставки перепутал номера квартир и отправил посылку друга его соседям в другом подъезде. Связаться с ними можно было только через домофон — без разговора не обойтись.

Звуковой язык доступен не всем, а значит, кто-то не услышит голосовые объявления об эвакуации, гудки автомобиля. При этом жесты для большинства слышащих людей доступны, но никто не знает даже жестовый алфавит и несколько самых простых и важных слов вроде «простите» и «спасибо». Поэтому, когда меня спрашивают, почему я учу РЖЯ, хочется спросить в ответ: почему вы его не учите?

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Событие

Новое и лучшее

10 фильмов весны

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Первая полоса

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»
Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»Что смотреть, слушать и читать прямо сейчас
Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»
Что смотреть, слушать и читать прямо сейчас

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»
Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»
Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах«Время решимости и время заключения»
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
«Время решимости и время заключения»

За меня говорит моя кожа
Спецпроект
За меня говорит моя кожаМожно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся
За меня говорит моя кожа
Спецпроект

За меня говорит моя кожа
Можно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Самые интересные события этой недели
Самые интересные события этой неделиПремьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки
Самые интересные события этой недели

Самые интересные события этой недели
Премьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры
Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков
7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Как объединить рабочее пространство и квартиру

Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо
Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букетВместо важных слов, которые порой сложно сказать
Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо

Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букет
Вместо важных слов, которые порой сложно сказать

18 театральных событий весны

18 театральных событий весныИ все, что вы могли пропустить из-за локдауна

18 театральных событий весны

18 театральных событий весны И все, что вы могли пропустить из-за локдауна

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго
Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Подпишитесь на рассылку