Сто тысяч тонн металлоконструкций, специально изобретённый и запатентованный бетон, сотни мигрантов в цветных касках и огромное количество цифр и слухов — именно таким кажется стадион горожанам сейчас. Седьмой год в западной части Крестовского острова в Петербурге идёт строительство новой арены «Зенита», 20 раз сдвигались сроки сдачи, а затраты из городского бюджета выросли с 6,7 до 33 миллиардов рублей. Фотограф The Village Дмитрий Цыренщиков побывал на площадке и узнал, как выглядит один из главных городских долгостроев.

Сейчас «Трансстрой», последний подрядчик стадиона, ждёт финальную смету из Главгосэкспертизы и планирует закончить работы к 2015 году. Но пока готова только часть трибун и механизм, выдвигающий поле. По количеству работ «Зенит-Арену» можно сравнить с постройкой целого микрорайона. Инженеры на площадке уверяют, второго такого стадиона в мире нет и не проектируется. Сравнить с ним можно только «Олимпик» в Монреале, однако там поле стационарное. Кстати, в Петербурге самая сложная и трудоёмкая часть — установка раздвижной крыши весом 2 000 тонн — ещё впереди. Эти работы начнут не раньше августа. 

На все вопросы об удорожании стадиона трансстроевцы отвечают уклончиво. Говорят, что компания учла все предложения Счётной платы о том, как удешевить строительство. Так, например, на плечи города ляжет только спортивная и концертная часть стадиона, все коммерческие площади — рестораны, офисы и магазины — появятся за счёт «Газпрома». 

40 %

готовность стадиона

 

50 % — конструкция чаши

96 % — мост над выкатным полем

75 % — ферма внешнего контура

50 % — металлоконструкции выкатного поля 

 

Мы никаким образом не влияем на ценообразование, нужно понимать это. Мы — строители. Цена определяется техническим заданием. Заказчик проводит проектирование, заказчик с этим проектом приходит в Госэкспертизу. Госэкспертиза — это независимый государственный орган, с которым нам, строителям, законом запрещено общаться. Это уголовное преступление. Она проверяет инженерные решения, определяет, сколько стоят материалы и работы. Заказчик вносит изменения или в конструкции, или в смету. За любой гвоздь заранее прописана цена, и мы по ней строим. 

Евгений иванов

заместитель генерального директора «Трансстроя»

 

75

метров высота стадиона

12 000 

свай в основе

1200

строителей сейчас

10

башенных кранов

289

метров —

диаметр чаши

68 000

зрительных мест

 

10 625

квадратных метров — площадь пола и технической зоны

2500

строителей в июле-августе в момент пиковой загрузки

270 280

квадратных метров — общая площадь стадиона

70 000

кв. метров — площадь кафе, офисов
и магазинов

40

единиц крупно-
калиберной техники

 

Несмотря на позитивный настрой подрядчика, скандалов вокруг стадиона по-прежнему немало. Посе последней проверки, представители Счётной палаты заявляли, что «Трансстрой» выиграл тендер недобросовестно: сначала снизив цену на треть — с 18 миллиардов до 13, а после запросив у городских властей ещё около 9 миллиардов. Кроме того, за время строительства исчезли материалы разобранного стадиона имени Кирова, которые собирались использовать повторно, были испорчены новые сиденья для зрителей, а сами работы велись без разрешения. Правда это произошло ещё до того, как подрядчиком стал «Транссртрой», а точная сумма ущерба пока не озвучена. Аудиторы Счётной палаты утверждают, что и «Трансстрой» в 2011 – 2012 строил без утвержденной проектной документации. Тем не менее за два месяца до проверки контракт на строительство стадиона с компанией продлили. Поэтому работы на объекте продолжаются.

 

 

Вы знаете, я построил кучу объектов, и в процессе строительства только ленивые нас не ругают. Я начинал ещё молодым с БАМа. Вот БАМ! Его неправильно строят. Потом ТЭЦ строил, ГЭСы строил. Всё всегда так, а когда всё готово, все долго вспоминают строителей добрым словом. Репутация строителя начинается после сдачи объекта. И мы надеемся, что даже до сдачи мы покажем, что наша компания может строить такие объекты. Этот объект построить очень сложно, и когда мы его построим, специалисты мирового уровня оценят нас. 

карен мдиванян

заместитель генерального директора «Трансстроя»