Во многих городах мира сегодня идёт работа по реконструкции старых кораблей. Такой формат исторических музеев одинаково занимает и детей, и взрослых, а стоит не дороже, чем новое музейное здание. В посёлке Лахта под Петербургом уже год строят похожий проект. Через два года каждый посетитель исторической верфи «Полтава» сможет увидеть первый линейный корабль Балтийского флота в натуральную величину. The Village встретился с инициаторами и участниками проекта и узнал, как продвигается работа по созданию нового символа Петербурга. 

Фотографии

Дима Цыренщиков

34,6 м — длина корабля между штевнями

39,82 М
длина по гондеку

11,69 М — ширина
по набору корпуса без учёта обшивки

4,6 М — Глубина интрюма

1 200 ТОНН
Водоизмещение 

54 пушки

  

Лидия Гуменюк

руководитель
PR-отдела 

Планируется, что интерактивный музейный комплекс, центром которого станет «Полтава», будет вести обширную деятельность, как любой крупный музей: от детских программ до научных конференций и выпуска печатных изданий. Но уже в процессе строительства корабля «Историческая верфь „Полтава“» станет одной из достопримечательностей Петербурга и местом культурного досуга его жителей. Весной на верфи начнутся экскурсии, специальные детские и семейные программы. Со временем проект станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.

У нас уже есть сайт и все соцсети от «Твиттера» до «Инстаграма» — по ним можно следить за ходом работ и жизнью на верфи. Всем хочется посмотреть, как строят гигантский деревянный корабль. Также мы запускаем собственное «телевидение» «Полтава ТВ», где будем раз в месяц подробно рассказывать о деталях стройки из первых уст. К началу экскурсий у нас заработает сувенирный магазин с самыми разными подарками — от классических ручек до футболок с картинками молодых иллюстраторов и сумок дизайнера Елены Бронской.  Также планируем выпуск большого трёхтомника по Полтаве — глобальное исследование по одному кораблю. 

Проект легко находит новых друзей и попечителей среди крупных компаний. Безумные начинания нуждаются в поддержке. Пока одним из наших главных спонсоров является компания «Газпром». Но у нас появляются новые попечители. Не днях заключили договор с фирмой по производству деревообрабатывающих станков Jet.

После постройки корабль спустят на воду в специальном доке, который будут осушать на зиму. Музей будет представлять из себя доступный для посетителей линейный корабль, общественное пространство и два дополнительных выставочных пространства, над которыми мы также сейчас работаем.

 

Филипп Кузьмичев

руководитель отдела научных исследований

После принятия решения о строительстве корабля «Полтава», мы обратились к историкам, которые обнаружили в государственных архивах определённое количество чертежей петровского времени. «Полтава» был первым военным кораблём, спущенным на воду в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях. Основным источником для его строительства являются чертежи из папки Феодосия Скляева — петровского корабельного мастера. А также схемы аналогичных кораблей XVIII века, спущенных на воду в России и Англии.

Строительство «Полтавы» — это большой детектив, потому что мы до сих пор не знаем точно, как корабль выглядел на самом деле. Дело в том, что материалов по «Полтаве» практически не осталось. Ходят слухи, что чертежи есть в Эрмитаже. Но в 2012 году на наш запрос ответили, что у них ничего нет. Возможно, что эти документы вообще не внесены в каталог. Реконструкция линейного корабля была задумана как синтез технологий петровского времени и современных. Так как наша главная задача — это воспроизведение оригинала, в некоторых аспектах строительства, мы больше будем опираться на технологии прошлых веков.

У команды богатый опыт кораблестроения — они работали над реконструкцией фрегата «Штандарт». На корабле будут стоять настоящие пушки — их будет 54. Их делают так, чтобы можно было осуществить весьма эффектный бортовой залп. 

 

  

Михаил Плеханов

главный строитель верфи

Мы, конечно же, хотим соблюсти историческую достоверность. Поэтому наше конструирование заключается не столько в разработке документации и классическом проектировании. Это скорее исследовательская работа. Мы поднимаем исторические документы, спрашиваем себя и специалистов, которые нас консультируют, а было ли это на самом деле так или по-другому.

Доступность материалов очень сильно влияет на проект. Наша цель — быть максимально близкими к оригиналу, максимально повторить технологию. Дубовые брёвна диаметром от 60 сантиметров до 1 метра нам везут из Саратовской и Брянской областей и Краснодарского края. Их длина — от 6 до 12 метров, что не является стандартным размером для современных поставщиков леса. Возраст каждого дуба — около 200 лет. Деревья такого возраста без гнилых частей в России найти очень трудно. На сегодняшний момент это одна из самых больших сложностей, мы тратим колоссальные силы на это. Мы работаем с леспромхозами по всей России, которые рубят деревья специально под нас. 

У нас была возможность набирать в команду не простых рабочих, а людей, которые владеют ремеслом и хотят строить именно этот корабль. То есть здесь нет людей, которые пришли просто заработать денег. Костяк команды строителей — создатели фрегата «Штандарт», спущенного на воду в 1999 году. Это команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов. Они понимают, как работать с деревом. Это самое главное, так как сама технология строительства не такая сложная. В команде примерно 15 процентов людей с глубоким профильным образованием. А попадающие сюда строители довольно быстро заражаются общей идеей. Люди хорошо понимают, что они строят, и это их здесь стоит больше, чем всё остальное.