«Я не хотел никого оскорбить». О чем говорили на пресс-конференции «Стенограффии» и Покраса Лампаса Почему крест на Уралмаше был всегда, когда приедет художник и изменится ли рисунок после митингов активистов

26 августа Покрас Лампас должен был начать восстановление супрематического креста на Уралмаше, который сотрудники коммунальных служб случайно закатали в асфальт. О старте работ хотели объявить на пресс-конференции.
Днем 25 августа «Стенограффия» начала подготовку площадки, на которой столкнулась с радикальными активистами, считающими, что 6 800 квадратных метров рисунка нужно уничтожить. Некоторые из них угрожали расправой и говорили, что «готовы за это отсидеть».
Утром следующего дня приезд Покраса Лампаса отменился и на встрече представители фестиваля рассказали, что произошло. Сам художник присутствовал на конференции удаленно, с помощью видеосвязи.
The Village публикует главные тезисы и цитаты с прошедшей конференции.
Что думают активисты
На конференцию пришел православный активист и боксер Сергей Алиев, известный своей борьбой с фильмом «Матильда». Ранее он сообщал, что его юристы готовят заявление, потому что «с точки зрения закона РФ это надругательство над символом православной веры и оскорбление чувств верующих всех христианских конфессий». На входе он убеждал всех, что уже познакомился с представителями фестиваля.
Мы уже пообщались с ребятами. Я вам гарантирую, что изображение не оставят
Сергей Алиев


Почему Покрас не приехал и зачем использовал крест
Свою речь художник начал с объяснения того, как создавался арт-объект. Он поработал с первоначальной формой площади, которая была крестом десятки лет.
Покрас Лампас
художник
Все началось с того, что я стал изучать визуальный облик площади и историю Уралмаша, который целиком вдохновлён авангардом. За основу взята форма площади, которая изначально была крестом. Я от себя не добавил никаких вольностей, я просто интегрировал туда свою каллиграфию, на которой написал отрывки из манифеста Казимира Малевича.
Это площадь в виде креста там давно и люди постоянно ходили по нему. Я удивлен, что это кого-то могло обидеть. Пропорции креста не соответствуют ни одной иконе или еще чему-либо.
У меня было на восстановление площади два дня. Был план, что я прилетаю, сегодня я прилечу, а завтра нанесу последние штрихи. Вчера (25 августа, — прим. ред.) мы увидели, что конфликт нарастает. Если я сейчас приеду восстанавливать, то он только нарастет. Это невыгодно ни городу, ни фестивалю и я не желаю ввязываться в провокации.
Когда восстановят работу и в каком виде
Представители фестиваля и Покрас сообщили, что работа будет восстановлена в любом случае, в идеале — до середины сентября, но это не точные сроки. Сейчас команда хочет добиться компромисса с радикалами, которые провели серию пикетов на месте арт-объекта. Также они не исключили, что эскиз может измениться и крест перестанет быть крестом.
На мужчину, который угрожал расправой, не было написано заявление в полицию.
Работа вышла за пределы локального проекта. Мы не можем просто закрасить ее. Подобных артов в России мало и они очень важны. Нужно искать точку согласованности. Мы открыты к дискуссии. Когда я вижу комментарии, что это оскорбление чувств верующих, я понимаю, что это манипуляция.
Мы создавали фестиваль ради того, чтобы объединять людей, а не конфликты. Поэтому пытаемся создать диалог со всеми, кто недоволен.
Если кто-нибудь придет на площадку с травматом и выстрелит в наших художниках и волонтеров, то фестиваль может закончиться. Поэтому мы решили максимально разрядить ситуацию, перенеся сроки реставрации.
В дальнейшем логика работы фестиваля никак не изменится.
В конце встречи слово взял активист Сергей Алиев, которого не было в списке аккредитованных. Он пригласил Покраса в церковь на Урале и сказал, что сам оплатит дорогу, после чего сказал, что СМИ неправильно его поняли и Покрас — «славный парень». После с представителями фестиваля Сергей поехал на дискуссию с активистами, которые недовольны крестом.
Фотографии: «Стенограффия»
Комментарии
Тэги
Сюжет