Кризисный психолог — о том, как взрывы в петербургском метро скажутся на всех нас «Мы сейчас нормальные люди в ненормальной ситуации»
В понедельник, 3 апреля, около 14:40 в петербургском метро произошел взрыв. Взрывное устройство сработало в вагоне поезда на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». Погибли 14 человек, десятки пострадавших находятся в больницах.
В новейшей истории Петербурга не было таких терактов — настолько рядом, почти в центре города. Мы спросили у кризисного психолога Светланы Яблонской, какими могут быть глубинные последствия переживаний и как помочь близким, оказавшимся очевидцами страшного события.
Как скажется на всех нас произошедшее в петербургском метро?
Светлана Яблонская
кризисный психолог, логотерапевт
Мы сейчас нормальные люди в ненормальной ситуации — так говорят про травму. Не хотелось бы делать
Многие в эти дни сидят в интернете, перед телевизором,
Но подобные ситуации можно преодолеть. Психологи последние годы все больше говорят о таком явлении, как посттравматический рост: человек, пройдя через
Нужно ли откликаться на предложения о бесплатной психологической помощи?
Я бы советовала смотреть, к кому именно обращаться. Понятно, что первый порыв очень многих людей — помочь. Помогая другим в такой ситуации, мы помогаем и себе тоже, это повышает нашу сопротивляемость.
Но одно дело, когда помощь предлагают люди с опытом работы в экстремальных ситуациях и с кризисной подготовкой. А другое — я, например, сегодня видела, что бесплатную помощь предлагает коуч, у которого большая часть профессиональной практики посвящена другим вещам. И здесь у меня возникает опасение по поводу тех людей, которые могут воспользоваться этим предложением. При самых лучших намерениях в кризисной работе надо знать некоторые вещи и иметь опыт. А если этого нет, можно навредить.
Как общаться с родственниками жертв и очевидцами теракта?
Вопрос в том, когда общаться. Многие, вероятно, видели в голливудских фильмах истории про пять стадий переживания горя. Это общее место: эмоциональный шок, потом гнев и острые чувства, потом торг, депрессия, наконец принятие. Это относится не только к горю: так, психолог Элизабет
Важно помнить: когда мы сталкиваемся с
Иногда можно навредить, если начать слишком рано говорить о том, что произошло: психика может быть не готова. После терактов 11 сентября в США были исследования людей, участвовавших в помощи на местах (пожарных, спасателей и так далее). Исследователи наблюдали за их состоянием на протяжении месяцев и даже лет. Не так давно были опубликованы очень интересные данные, которые показали: те, с кем начинали разговаривать достаточно рано, были в худшем состоянии, чем те, с кем начинали позже (или совсем не начинали). Почему? Нужно
Это не надо, а что надо? Элементарно быть рядом. Если возможно,
Если человек плачет, надо просто быть рядом, давать пространство для плача. Главное — самому не впадать в истерику. Если через некоторое время человек начнет говорить, можно при желании предложить профессиональную помощь.
В самое первое время очень важно возвращать человеку (и себе) чувство безопасности. Можно сказать: «Да, я была свидетелем ужасного события, но это прошло, сейчас я в безопасности». Таким образом мы разделяем два пространства: пространство случившегося и свою нынешнюю жизнь, которая продолжается.
Телефон доверия ГУ МЧС РФ по
Единый телефон доверия МЧС РФ —