На российском рынке авиации появится мегаперевозчик: «Аэрофлот» покупает 75 % и одну акцию «Трансаэро». По данным российских СМИ, стоимость сделки символическая — всего один рубль. Деятельность поглощаемого перевозчика будет полностью реструктуризирована и интегрирована в группу «Аэрофлот».

Решение о продаже компании было принято из-за её тяжёлого положения. Эксперты рынка обращают внимание на то, что в последнее время «Трансаэро» продавала билеты по ценам ниже рыночных. Перевозчик закредитован: его общий долг — 67,6 миллиарда рублей, тогда как EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов, износа и амортизации. — Прим. ред.) — всего 7,5 миллиарда рублей. С марта компания вела переговоры о реструктуризации задолженности: только в течение этого года «Трансаэро» должна погасить почти 44 миллиарда рублей. The Village узнал, как изменится стоимость авиабилетов после ухода «Трансаэро» с рынка. 

   

Анатолий Ходоровский

заместитель генерального директора ИК «Регион»

Как санация «Трансаэро» отразится на ценах, не знает никто. Я скажу только одно: демпинга и экономически необоснованных цен, которыми в последнее время грешила «Трансаэро», больше не будет. Расчёты независимых аналитиков показывают, что за последний квартал каждый перевезённый этой авиакомпанией пассажир приносил две тысячи рублей прямого убытка. 

Сейчас «Аэрофлот» будет санировать, вытаскивать авиакомпанию, по сути, предотвращать её банкротство. Оно чревато серьёзными проблемами для банков: они были бы вынуждены списать не один десяток миллиардов рублей. Думаю, что теперь «Аэрофлот» сделает так, чтобы ценообразование перешло в какие-то разумные рамки, но дешевле билеты точно не станут. У «Аэрофлота» есть определённая структура издержек: стоимость парка, топлива, персонала, привлечённых средств и спрос. Исходя из этого он определяет цены авиабилетов. За лизинг самолётов нужно платить в долларах, а летает авиакомпания в России в рублях. С учётом происходящего на российском валютном рынке, при долларовых расходах вы можете позволить себе летать в рублях дешевле?

Конкуренция не является основным двигателем цен в авиации: в Германии есть две крупные авиакомпании — Lufthansa и Air Berlin — они между собой не конкурируют и перевозят вдвоём больше, чем у нас все авиакомпании. На этом рынке важно соотношение спрос/предложение, регулирование цен и их экономическая обоснованность.