Слияние «Зенита» со «Спартаком»: Как РНБ пытаются объединить с РГБ Что плохого в слиянии петербургской «Публички» с московской «Ленинкой» и за что уволили библиографа РНБ

1 550
сотрудников работает в РГБ
1 320
сотрудников работает в РНБ
300 000
человек ежегодно записываются в РГБ
200 000
человек ежегодно записываются в РНБ
Петербургскую «Публичку» (РНБ) хотят объединить с московской «Ленинкой» (РГБ). О будущем слиянии неизвестно почти ничего. Тем не менее в этой истории уже проявился элемент драмы: накануне уволили главного библиографа
Когда появилась идея объединить библиотеки?
В декабре 2015 года в РНБ провело проверку министерство культуры. Проверка выявила финансовые нарушения: в частности, РНБ не приобрела программное обеспечение на выделенные из федерального бюджета 800 миллионов рублей. В январе 2016 года директора «Публички» Антона Лихоманова отправили в отставку. Сам он, кстати, считал обвинения Минкульта безосновательными.
После этого, по словам библиографа Татьяны Шумиловой, пошли разговоры об объединении петербургской «Публички» и московской «Ленинки». Через несколько месяцев в РНБ назначили нового директора — Александра Вислого, ученого в области механики, который по странному совпадению до 2016 года был директором РГБ. В самой «Ленинке» директора до сих пор нет, его обязанности исполняет Владимир Гнездилов.
Накануне Нового года министр культуры Владимир Мединский обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с предложением об объединении петербургской и московской библиотек. В январе этого года стало известно о письме Медведеву со стороны Вислого и Гнездилова. Суть та же: руководители двух крупнейших в России книгохранилищ попросили о слиянии. Состоится ли объединение, пока неясно. Учредителем обеих библиотек является Правительство РФ, поэтому решение за ним.
Каковы плюсы и минусы объединения?
Ни сотрудники, ни читатели «Ленинки» не ощутят негативных последствий слияния. Приходится говорить о минусах только для «Публички».
Экспертное сообщество сходится во мнении, что после объединения РНБ фактически превратится в провинциальный филиал РГБ: экономия средств (неформально декларируемая цель слияния) в большей степени затронет именно «Публичку». Профсоюзная организация РНБ подсчитала, что при объединении могут лишиться работы 400 сотрудников.
В «Публичку», в отличие от «Ленинки», перестанет поступать обязательный печатный экземпляр — только электронные копии. Таким образом, новые бумажные книги будет получать в основном Москва. По мнению Татьяны Шумиловой, замена бумажных книг на электронные приведет к оттоку читателей, особенно пожилых.
Сам директор «Публички» Александр Вислый в качестве плюса объединения называет то, что читатели с билетом РГБ смогут свободно посещать РНБ — и наоборот. «Вроде бы мелочь, но приятно», — отмечает Вислый.
Что говорят об объединении?
Еще в середине января три ведущих представителя российского библиотековедения, в том числе научный руководитель Библиотеки Академии наук Валерий Леонов, обратились к Путину с открытым письмом. В нем, в частности, отмечено, что проект слияния приведет к уничтожению РНБ.
Против методов, которые используют при объединении РНБ и РГБ, высказалась на
Ярче всего предстоящий (возможно) процесс слияния охарактеризовал глава «Справедливой России» Сергей Миронов: он сравнил его с объединением «Спартака» с «Зенитом» или группы «Ленинград» с Филиппом Киркоровым.
За что уволили библиографа Татьяну Шумилову?
На
Формальное основание для увольнения — отсутствие на рабочем месте более четырех часов (такая мера предусмотрена статьей 81 Трудового кодекса РФ). Имеется в виду то время, что библиограф провела на
По данным «Фонтанки», интервью Шумиловой «Росбалту» читал министр культуры Мединский и «пожелание уволить библиографа могло исходить лично от высокопоставленного чиновника».
Сегодня стало известно, что сорок филологов, литературоведов, писателей, переводчиков и издателей подписали открытое письмо, в котором выразили протест в связи с увольнением библиотекаря.
Накануне, в 18:00, закончился последний рабочий день Татьяны Шумиловой в РНБ. Мы позвонили ей сразу после этого.
Татьяна Шумилова
бывший главный библиограф
библиографического
Я собираюсь подавать в суд. Но для того, чтобы оценить перспективы, я бы хотела, чтобы юрист посмотрел документы (приказ об увольнении. — Прим. ред.). Документы я уже передала. Естественно, я бы хотела защитить свою репутацию, восстановиться на работе, отмечу — любимой. У меня есть незавершенные проекты. Если суд мне откажет в восстановлении на работе, тогда начну думать о том, как жить дальше. Юридическую поддержку мне окажет депутат Законодательного собрания Борис Вишневский.
Мои коллеги находятся в подавленном состоянии. Они старались, составляли письма в мою поддержку, собирали подписи. Они надеялись, что их знание меня в течение многих лет работы — моей квалификации, трудовой дисциплинированности — поможет решить ситуацию
Обложка: Российская национальная библиотека