В первой половине января стрит-арт-художник из Алма-Аты Павел Кас подошёл к стене одного из домов на улице Жуковского и начал рисовать Мону Лизу в одежде дворника: оранжевая жилетка, синие пакеты для мусора, метла, совок. Тогда художник вряд ли мог предположить, что улыбчивая Джоконда будет отражать неожиданные положительные эмоции горожан, связанные с этой зимой. Кто-то называет то, что произошло, соляной революцией, кто-то пишет слова благодарности в социальных сетях за чистую обувь и выкладывает пейзажи заснеженного Петербурга. А ведь случилась лишь одна вещь: теперь в городе при уборке снега почти не используют солевые смеси. Сейчас, когда петербургская погода стремительно сменила настрой и превратила снежную сказку в бесконечную слякотную лужу, результаты отказа от соли стали совсем наглядны. Как и стало очевидно, что только соляной революцией вечную проблему уборки зимнего Петербурга не решить. 

Откуда взялась соль?

В России начали бороться со снегом и гололёдом в начале XX века — в 1920 году. Тогда использовали песок, гранитную и мраморную крошку, поваренную соль, золу. Техническую соль, как главное оружие борьбы с гололёдом, начали применять в 70-х годах, а с 1996 года в Москве, Петербурге и других крупных городах ввели антигололёдные смеси, в основе которых были песок и техническая соль. Плюс у таких смесей был только один — дешевизна. Соль — крайне активное химическое вещество; из-за неё начинается коррозия труб, мостов и машин, она вредит обуви, одежде, лапам животных, историческим памятникам, попадает в почву, реки и подземные воды, угрожая окружающей среде, а порой даже вызывает аллергию у человека. Кроме того, до последнего времени для очистки тротуаров городские власти использовали химическую смесь «Бионорд», в которую входят соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий.

Техническая соль практически перестаёт действовать на снег и лёд при температуре ниже минус 10 градусов, а при низких температурах солевой раствор кристаллизуется и создаёт сплошную ледяную корку на дорогах и тротуарах, поэтому при температурах ниже минус 10 градусов коммунальные службы вынуждены применять соль вместе с песком. Это приводит к загрязнению дорог, что особенно проявляется в весенний период. Наконец, последним средством была гранитная крошка — ею посыпали улицы без интенсивного движения машин. По словам Вадима Мизюкина, начальника управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, это делали потому, что «при скоростях более 40 километров в час крошка царапает кузова автомобилей».