«Я человек без кожи» Как заниматься искусством, когда у тебя пограничное расстройство личности

«Я человек без кожи»

Элина Долл — петербургская художница и представительница искусства аутсайдеров. У девушки пограничное расстройство личности. Она профессионал среди художников-аутсайдеров и аутсайдер среди профессиональных творцов. Она рисует и мастерит кукол с детства. Элина пережила семейный абьюз, голод и буллинг. Творчество Элины — это попытка рассказать о реальности, ежедневно уничтожающей художницу.

Аутсайдер-арт (от английского «outsider art»), или «неограненное искусство» (по-французски art brut), — термин, которым в послевоенной Европе начали обозначать творчество художников-самоучек, по разным причинам отрезанным от истеблишмента. Художником-аутсайдером может считаться человек с психиатрическим опытом, а также люди с ограниченными возможностями, зависимым поведением, опытом тюремного заключения или другими формами социальной изоляции. Главный критерий — оторванность от культурной индустрии или других объединений. Зачастую такие художники не имеют художественного образования и мало заинтересованы в зрителе.

Автор The Village Сергей Другой рассказывает историю Элины через четыре ее работы.

Работа 1. «Внешний мир, внутренний мир»


Глава о детстве в 90-е

Эту картину я создала в 13 лет. Из своего детства я запомнила полнейшую чернуху, типичную для 90-х. Я росла в спальном районе Петербурга с ощущением, что меня в любой момент могут побить гопники или компании алкоголиков во дворе. Примерно в том же возрасте меня поразила книга Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова». Я хотела быть как главный герой: бесстрашной, сильной, с пламенным сердцем — не таким, как многие окружавшие меня люди. Тогда, видимо, и оформилось противоречие между моим «я» и давящим на меня окружающим миром.

Элине 37 лет, всю свою жизнь она провела в Петербурге. Впервые мы встретились на перроне вокзала в Петрозаводске, куда Элина приехала в качестве спикера на фестиваль ментального здоровья. Художницу было несложно найти среди толпы пассажиров, вышедших из поезда: высокая синеволосая девушка, с белым гримом на лице и в юбке в черно-красную клеточку, напоминающую шотландский килт.

По дороге от вокзала до гостиницы Элина сказала, что предпочитает ходить пешком. Даже в незнакомом городе она протопчет собственный маршрут. Вся Элинина жизнь — это протопывание новых троп, попытка дойти до подходящего только ей способа говорения о собственных переживаниях.

— Я была художником сколько себя помню, — вспоминает Элина. — Рисовать я начала в раннем детстве, причем сразу же неакадемично: я не хотела, чтобы мои рисунки были похожи на реальный мир. Человечки выходили у меня нереальными, с тонкими ручками-ножками и большими головами. Тогда же я начала делать кукол из всего, что под руку попадется: тканей, цветов. Отсюда и псевдоним.

Родители разглядели в дочери творческий потенциал и отдали ее в художественную школу на канале Грибоедова, в которой Элина проучилась четыре года.

— В той художке нас натаскивали на академический рисунок, — вспоминает Элина. — Я терпеть не могла это место. Мрачное здание с огромными потолками, где старушки-преподавательницы заставляли меня писать акварелью на рвущейся бумаге плохого качества.

Намного лучше дела обстояли в Аничковом дворце, куда Элина ходила в детский дизайн-центр Сергея Таланкина. В центре дети рисовали что хотели, им давали дефицитные в то время канцтовары вроде гелевых ручек с блестками и самоклеющейся бумаги. Детские работы Элины выставлялись на международных выставках «Знак» и «Модулор».

— Занятия в кружках были твоей инициативой?

— Скорее, мама постоянно запихивала меня на всякие занятия. Я и на плавание ходила, и на вышивание, и в кружок краеведения. Мое мнение при этом особо не учитывалось: мама ставила меня перед фактом, что мне нужно идти в очередной кружок. Иногда я сама проявляла инициативу. Когда мне было 11 лет, я уговорила маму отдать меня на танцы. Но преподаватели заявили, что я слишком старая, чтобы учиться танцевать.

Элина терпела. С самого детства она хотела быть сильной. Когда ей было пять лет, она гоняла мушек, случайно задела раскаленную дверцу печки и обожглась. Несмотря на сильнейшую боль над коленом, девочка лишь через день рассказала об ожоге родителям. Элине было стыдно, что она поранилась, занимаясь ерундой.

Стыд и чувство вины — пожизненные спутники Элины. Долгое время она жила с мыслью, что сама была виновата в абьюзе со стороны отца, учителей, одноклассников.

Родители надеялись, что Элина станет «порядочной женой», научится шить, вязать и вести домашнее хозяйство. Получилось наоборот: Элина до сих пор ищет себя и пытается разобраться с детскими травмами.

Работа 2. «Выхода нет»


Глава об абьюзе в школе и дома

Здесь я изобразила преследующее меня с детства состояние, будто я в этом городе как в ловушке, из которой не могу выбраться. Впервые я почувствовала его в школе. Я пошла туда с удовольствием: мне купили красивый красный рюкзак, советское коричневое платье. Мама сшила красивый белый кружевной передник, а сестра сделала шикарный бант — белую кружевную розетку, а в ней цветы из ленточек. Я надеялась, что встречу друзей. Уже в первые годы учебы иллюзия разбилась вдребезги. В этом зверинце я провела десять лет.

Я чувствовала себя вещью, мебелью, которую можно поставить в угол, чтобы не отсвечивала. Родители отдали меня в класс для детей с ослабленным здоровьем — видимо, из-за миокардита (болезни сердца, возникающей в качестве осложнения инфекционной болезни). Но в старшей школе я училась с выходцами из неблагополучных семей. Нас было человек 30 в классе, две трети — гоповатые барышни, унижавшие не только друг друга, но и парней. Меня, правда, почти не трогали из-за слухов о буйном характере моего папы. Я тоже никого не трогала, жила сама по себе, но все равно побаивалась своих одноклассниц.

Когда я приходила домой из школы, меня ждал тоталитарный режим. Постоянная ругань, крики со стороны отца на меня и мать.

Элина всегда считала себя белой вороной. Родители называли ее странной, неприспособленной к жизни. По словам учителей, девочка «витала в облаках» вместо того, чтобы зубрить школьные предметы.

— Мне сложно запоминать, у меня дисграфия, — признается Элина.

Девушка страдала от семейного абьюза, от насмешек и непонимания окружающих: в 2000-е она одевалась и красилась как гот, что вызывало у обывателей насмешки.

— Наверное, мой стиль связан с тем, что в детстве мне не позволяли выглядеть так, как я хотела, — вспоминает Элина. — Я выглядела замухрышкой: родители не разрешали мне краситься, одевалась я в то, что шила мама. Когда мне было лет десять, в газете я увидела фото девушки: блондинка, волосы собраны в высокий хвост, алая помада, обтягивающее короткое латексное платье сиреневое. Я была в шоке, ибо посчитала ее неимоверно красивой, но в жизни таких людей не видела.

Повзрослевшая Элина стала полной противоположностью той девушке: красила лицо белым макияжем, одевалась во все черное. Позади нее постоянно шушукались окружающие, обсуждали ее внешний вид.

— Иногда надо мной откровенно ржали, стоило мне выйти из дома, — говорит художница. — Заходишь в метро, и какая-нибудь бабуля орет: «Ужас, во что вырядилась!» Или какой-нибудь пьяный парень приставал: «Ты че такая, ты че, смерть, что ли?»

Элине было больно, обидно, но она не показывала слезы, не говорила, что устала от оскорблений — хотя рассказать было и некому. Под маской сильного и самостоятельного человека Элина скрывала бедность, потерянность и проблемы с психическим здоровьем. Сегодня она все еще использует черно-белый макияж.

— Лет в 20 у меня началась анорексия, — вспоминает Элина. — Я могла голодать днями. Да у меня и не хватало денег на еду, потому что меня не брали на работу из-за моего внешнего вида. Мне отказали даже в работе уборщицей в музее. Я думала, что сама виновата в проблемах и заслуживаю голодовки.

Начало анорексии совпало с уходом из дома. Отец преследовал девушку: караулил на выходе из дома, угрозами пытался заставить вернуться обратно.

— Он, как и все абьюзеры, хотел окружить себя людьми, которые ему принадлежат, — говорит Элина.

В это время Элина уже училась в Петербургском университете промышленных технологий и дизайна. Девушке нравилась учеба на дизайнера, но в последние годы студенчества Элина все больше замыкалась в ненависти и неприязни к себе. Жизнь после вуза Элина вспоминает как непрекращающийся кризис.

— На пять лет я буквально выпала из жизни. На меня навалился поиск работы и поиск себя в мире. Я почти не общалась с людьми, редко выходила из дома. Творчеством занималась мало. Друзей у меня не было, людей, которые меня бы поддержали, — тоже.

Работа 3. «Без кожи»


Глава о жизни с пограничным расстройством личности

На этой работе изображено мое частое состояние, когда я нахожусь среди людей. Я человек без кожи. У меня бывают сильные перепады настроения в течение дня. Могут быть и связанные с внешней причиной, и совсем без причины — будто внутри меня изменился химический состав. Мне непросто общаться с людьми: я вроде и общительная, но в то же время легко ранюсь, нередко не понимаю людей или ощущаю себя непонятой, непринятой.

Диагноз «пограничное расстройство личности» (ПРЛ) Элине поставили на дневном стационаре психиатрической больницы имени Кащенко в 2021 году. В 35 лет художница поняла, почему она часто находится в кризисе и страдает.

Пограничное расстройство личности — это психиатрическое расстройство, при котором человек испытывает сложно контролируемые яркие и контрастные аффекты (кратковременные взрывные эмоциональные процессы. — Прим. ред.). У таких людей обычно нет стабильности ни в отношениях, ни в понимании себя: увлечения, вкусы, взгляды и жизненные ориентиры человека с ПРЛ меняются часто, что не дает сформулировать хотя бы примерный ответ на вопрос «Какой (-ая) я?».


Ольга Робонен

психиатр

Специалисты считают, что у 0,7 % людей есть пограничное расстройство личности. Проблема пациента с таким расстройством — трудности с самоопределением и идентификацией своих эмоций. Люди с ПРЛ страдают от эмоциональных качелей, от черно-белого мышления, где они и другие люди воспринимаются либо хорошими, либо плохими.

Стоит понимать, что ПРЛ — это устойчивая особенность личности, возникающая из-за социального окружения и особенностей развития человека, а не болезнь, которую можно навсегда вылечить.


У врачей по-прежнему нет единого мнения о причинах возникновения ПРЛ. Но уже понятно, что физическое и психологическое насилие в детстве вкупе с наследственностью делают человека предрасположенным к этому расстройству.

Сравнения с «отсутствием кожи» неслучайно: психотерапевтка Марша Линехан сравнивала ПРЛ с ожогом, при котором любое прикосновение вызывает боль. Сверхчувствительность Элины накладывается на ее эмпатичность: художница остро реагирует на настроение других людей, из-за чего даже невинный жест или нахмуренные брови собеседника могут вызвать чувство боли и отчаяния. Поэтому девушке тяжело долго находиться среди людей.

ПРЛ может проявляться по-разному и комбинироваться с другими расстройствами. Помимо анорексии, художницу мучили панические атаки: порой она просыпалась посреди ночи и задыхалась от тревоги.

В 2016 год Элине исполнился 31 год, и она пошла на групповую гештальт-терапию. Художница прочитала про эту методику и решила разобраться, что же с ней происходит. Ведущий сразу понял, что проблемы не решить закрытием гештальтов, и порекомендовал обратиться к психиатру. Тогда у Элины еще была надежда, что специалист сразу подберет нужную схему лечения. Прошло шесть лет с первого приема лекарств, Элина успела посетить нескольких платных и бесплатных врачей и пройти лечение в Клинике неврозов.

— Первый врач выписал нейролептики, от которых у меня были дикие побочки, — вспоминает художница. — Я несколько лет не вылезала от врачей: сдавала анализы, делала УЗИ и томографии. Болел позвоночник, боль отдавалась по всему телу. Как потом оказалось, это была психосоматика.

Помимо нейролептиков, Элина попробовала антидепрессанты для борьбы с апатией и подавленностью, транквилизаторы — для снятия тревожности и панических атак. Художница показывает длинный список лекарств, который она принимала в разное время.

— Ходить ко врачам для меня крайне травматично, — признается Элина, — я воспринимаю поход как нарушение личных границ, прямо изнасилование. Мне стыдно, что я вся больная.


Ольга Робонен

психиатр

К сожалению, диагностика ПРЛ сильно зависит как от профессионализма врача, так и от состояния пациента. Нередки ситуации, когда человек обращается за помощью в период кризиса и ему ставят «депрессивный эпизод» или даже «психоз».

В зависимости от состояния пациента с ПРЛ облегчить кризис помогают нейролептики и нормотимики. С их помощью человек хотя бы может собрать себя в кучу и в будущем приступить к терапии.


Из всего лонг-листа таблеток реальную пользу принес разве что транквилизатор «Атаракс», помогающий снять панические атаки. С остальным Элине помогает творчество и поддержка близких.

Работа 4. «Другие миры»


Глава о творчестве, которое помогает жить

В этой работе есть нечто шаманское. Она отражает мой подход к искусству. Я пропускаю окружающий опыт через себя. Иду по жизни, изучая свои ощущения, подбираю цвета, формы, образы, которые помогли бы мне отразить собранные мысли и ощущения. Но сами образы находятся где-то вне. Творчество — это как шаманизм, путешествие в другие миры.

Наверное, во мне говорит знаток культур народов Севера. Шесть лет я училась со студентами из Якутии, Югры и других заполярных областей на факультете декоративно-прикладного искусства.

Несмотря на начинающиеся проблемы со здоровьем, учебу в вузе художница вспоминает с теплотой. Именно тогда Элина окончательно поняла, что хочет связать свою жизнь с творчеством.

— Поступление в университет — это самый важный выбор в моей жизни, — признается девушка. — Программа была хардкорной, но я довольна подготовкой: меня учили не только рисовать, но и резать по дереву, оформлять книжные иллюстрации, придумывать дизайн мебели и интерьеров. За шесть лет учебы я своими руками мастерила из дерева, ткани, кожи.

Элину в разное время вдохновляли разные авторы. В 15 лет девушка прониклась Сальвадором Дали. Позже она оценила работы Ганса Гигера, одно время даже спала с его артбуком под подушкой.

К 18 годам Элина сформировала собственный графический стиль. Значительная часть ее творчества — это попытка рассказать о пережитой боли с помощью минималистичных и ярких сюжетов. На одной работе художница выходит из дома и сразу попадает в жернова мясорубок. На другой Элина изображена со спины, ее пронзают оскорбления и злоба.

Ранние работы Элины «нуарны» и выполнены преимущественно в черно-белой графике. В последнии же годы она перешла к более яркому, «плакатному» стилю. «Некорректно говорить о “стиле” художника-аутсайдера относительно других стилей. Особенность "аутсайдера" как раз в несоотносимости к конкретным направлениям в искусстве» – говорит основательница Аутсайдервиля Ольга Фоминых.

Помимо графики, Элина продолжает свое детское увлечение — делает кукол. Сшитые из лоскутков и кусочков ткани, с глазами-пуговицами или бисером, куклотвари помогают художнице представить реальных и вымышленных личностей и персонажей. На полке у Элины стоят самодельные Мунк и Гёте, скоро к ним присоединится группа Kraftwerk.

Из-за абьюза в детстве Элина долго привыкала к теплому отношению. Когда она поступила в Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, ее поразила доброта преподавателей и вежливость однокурсников. Спустя десятилетие нечто подобное она нашла в компании художников «Аутсайдервиля», который увидела во «ВКонтакте». Элина отправила работы руководительнице проекта Ольге Фоминых, которая пригласила ее в проект.

«Аутсайдервиль» — некоммерческий проект, помогающий людям с психиатрическим опытом социализироваться, в первую очередь — через арт-терапию и занятие искусством. Постоянный состав проекта — основательницы Ольга Фоминых и Нина Лучинкина. Порядка 50 волонтеров помогают им проводить выставки и мастер-классы.

«Аутсайдер-арт — это неподдельное, спонтанное искусство, рождающееся не в угоду общественному мнению или для материального вознаграждения, а ради самого творческого процесса. Оно не предполагает зрителя. Художник-аутсайдер творит, потому что это его витальная потребность, это спасительный исцеляющий труд, ставший самоценностью», — говорит Ольга Фоминых, основательница «Аутсайдервиля».

Проект «Аутсайдервиль» — это история про поддержку людей, которые выпадают из обычной жизни из-за психоэмоционального состояния. Окончание «виль» в названии отсылает к французскому «ville» (деревня, поселение). Как говорит Ольга, благодаря окончанию люди сразу представляют безопасное и комфортное место.

Как говорят организаторы «Аутсайдервиля», миссия проекта — быть «светлыми попутчиками» людей с ментальными проблемами. Сегодня в «Аутсайдервиле» состоят порядка 60 художников и музыкантов из Москвы, Петербурга и других российских городов. Команда проекта консультирует подопечных и помогает подобрать хорошего врача и психотерапевта. У «Аутсайдервиля» своя база врачей и НКО: с ним сотрудничают Центр психического здоровья, Центр современной практической психологии «Форсайт» и другие организации (всего около двух десятков).

Некоторые художники становятся спикерами — выступают на конференциях, проводят собственные выставки, мастер-классы. Работы художников выставлялись на фестивалях Psy Fest в Волгограде и «Странное искусство» в Кирове, а также на инклюзивной выставке в Третьяковке «Вне истеблишмента». Музыкант лейбла «Аутсайдервиля» Юрий Виноградов выступил и на музыкальном фестивале в поддержку людей с ментальными особенностями Insider fest.

«Когда мы привозим работы наших художников на выставки или организуем свои, мы стараемся показать, что за каждым художественным произведением стоит реальный человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Наши художники порой нуждаются в товарах первой необходимости, лекарствах, оплаченных коммунальных счетах, решении сложных административных, правовых и бытовых вопросов, а также арт-материалах, которые могут помочь справиться с тяжелым состоянием. Да, это поразительно, но тюбик краски может спасти чью-то жизнь», — говорит Ольга Фоминых.

Элину нельзя в полном смысле назвать художником-аутсайдером из-за красного диплома художественного вуза, но она вписалась в компанию художников.

— У нас с ними однозначно дружеские отношения. Руководительницы проекта, Нина и Ольга иногда дарят мне художественные принадлежности. Однажды Ольга позвала нас с Кириллом на съемки фильма о художниках-аутсайдерах. После съемок нам вручили полный пакет еды. Очень приятно, учитывая наши финансы.

Элина разделяет себя, творчество и психические расстройства. Для нее пограничное расстройство личности, анорексия или панический страх общества — лишь источник вдохновения, а не главное условие творчества.

— Болезнь — это опыт, который не нужно смешивать со мной, — говорит художница. — Я остаюсь собой вне зависимости от наличия диагноза. Моя личность — нечто большее, чем сочетание травм и болезней.

Сейчас работы Элины выставляются Русском музее, ее графика входит в экспозиции аутсайдерского искусства, выезжающего на выставки в Париж. Последняя выставка Элины «Цветами наружу» прошла в арт-пространстве Putilov Loft.

Фотографии: Элина Долл

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете
Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете
Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете

Клинический психолог Галина Петракова — о думскроллинге, «травме свидетеля» и агрессии в интернете

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

4 истории о неудачном опыте психологической и психиатрической помощи
4 истории о неудачном опыте психологической и психиатрической помощи
4 истории о неудачном опыте психологической и психиатрической помощи

4 истории о неудачном опыте психологической и психиатрической помощи

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Кафе Birds в Белграде

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Проблемы диаспоры. Лев Левченко — о том, почему русские в эмиграции не здороваются друг с другом

Первая полоса

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

«Дождь» уволил своего журналиста за оговорку про «помощь в оснащении» российской армии

Сегодня же канал оштрафовали в Латвии за два прошлых эфира

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химииЧто ей делать?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии Что ей делать?

«Почта России» запустила доставку одежды из Европы. Также стало известно, кто займет место H&M в торговых центрах

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей

На обвиняемую в распространении «фейков» про армию России Викторию Петрову давят в СИЗО через ее сокамерниц

МИД закупил подарки для оставшихся в России иностранных дипломатов — Baza

«Яндекс» запустил тариф «Вместе» для поездок с незнакомцами в такси

Сколько пожертвовали москвичи на строительство православных храмов за 12 лет

Спрос на iPhone 14 в России упал в 2,5 раза по сравнению с продажами гаджетов предыдущей модели

В Minecraft появился постсоветский зимний двор — с пятиэтажками, гаражами и турниками

Какая погода ожидается в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде в начале декабря

В 1976 году Путин провел обыск за надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» на Петропавловке

Студентку, рассказавшую о принудительных гуманитарных сборах, исключили из техникума

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются

Гид по рынкам Тбилиси
Гид по рынкам Тбилиси Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»
Гид по рынкам Тбилиси

Гид по рынкам Тбилиси
Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»

В парках Москвы открылся 21 каток с искусственным льдом

«ВКонтакте» заблокировала группу «Совета матерей и жен военнослужащих»

Ведущая «Спокойной ночи, малыши» предложила привезти на фронт Хрюшу со Степашкой и попросить украинцев «остановиться»

РПЦ безвозмездно получила здание петербургской РАНХиГС. Студентов чуть не выселили

В ноябре число объявлений о срочной продаже квартир в России достигло рекорда

Little Big покинули двое музыкантов. Похоже, что группа распалась

Петербургскую тюрьму «Кресты» выставят на продажу

Московские кинотеатры «Факел», «Юность» и «Звезда» откроются в новом году

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники
В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству

В Белграде тоже можно быть полезным. Вот наш гид по волонтерству
Антивоенные сборы, борьба с патриархатом на Балканах и зоозащитники

Более 50% благотворительных фондов заявили о сокращении пожертвований

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропагандаЛучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда

Это идеальная ЛГБТ-пропаганда Лучшие фильмы, чтобы посмотреть с гомофобом, если ему не слабо

Движение Food not bombs в Москве прекратило деятельность из-за угрозы опасности

Сегодня в Тбилиси пройдет марш против сексуального насилия

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»
Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 5, ноябрь — декабрь
Участвовать в благотворительном забеге, слушать «Аигел» и смотреть «Треугольник печали»

На Бауманской горит ТЦ «Елоховский пассаж»

Сериалу «Монастырь» не выдали прокатное удостоверение. По мнению РПЦ, он оскорбляет чувства верующих

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных
Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле

Где учить турецкий язык: От онлайн-школ до бесплатных курсов в Стамбуле
Даже простое «merhaba» прибавит вам очков в глазах местных

Ночью в «Открытом пространстве» проходили обыски. Задержали более 15 человек, многие из них рассказывают об избиениях

Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают
Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают Объясняем, почему так и где купить украшения дешевле, пока не поздно
Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают

Ювелирные изделия в России скоро ощутимо подорожают
Объясняем, почему так и где купить украшения дешевле, пока не поздно

Первоклашкам предложили написать письмо «незнакомому мобилизованному» — вместо Деда Мороза

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды
Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды Пошаговая инструкция для россиян
Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды
Пошаговая инструкция для россиян

Цена на импортные новогодние ёлки вырастет на 25%. В Рослесинфорге предложили россиянам самим сходить в лес за елью

О героине The Village снимут сериал. Историю Светы Уголёк экранизирует студия «Среда», премьера — в 2024 году