Истории22 июля 2022

Как устроен «Театр Простодушных», где все актеры с синдромом Дауна

Как устроен «Театр Простодушных», где все актеры с синдромом Дауна

В этом театре необычно все. У него нет собственной площадки и профессиональных актеров. Состоится ли очередной показ спектакля, зависит от того, будет ли сцена и деньги от пожертвований.

Все актеры театра имеют синдром Дауна. «Они видят мир простым и настоящим, поэтому верят в то, что они играют. А это одна из основных задач актера — верить», — объясняет директор театра Димитрий Чернэ.

Фотограф Никита Нишаткин на три месяца стал волонтером в «Театре простодушных», чтобы заснять все этапы подготовки спектакля «Prost-O-Сложном», а Анастасия Жигулина рассказывает, как устроен театр изнутри.

Труппа во время финального прогона спектакля
Руководитель театра Димитрий Чернэ
Монолог Вани на премьере спектакля в Новой школе
Режиссерский экземпляр сценария
Труппа во время финального прогона спектакля
Руководитель театра Димитрий Чернэ
Монолог Вани на премьере спектакля в Новой школе
Режиссерский экземпляр сценария

Никита Паничев играет в «Театре простодушных» дольше всех — около 20 лет. У него мозаичная форма синдрома Дауна, когда у части клеток в организме обычный набор хромосом, а у части есть лишняя. Среди ученых нет единого мнения, является ли такая форма более мягкой. Но исследования показывают, что средний уровень интеллекта у таких людей чуть выше, чем у людей со стандартной формой синдрома.

Никита умеет многое. Он играет на фортепиано и гитаре, танцует и рисует, хорошо готовит — даже работал поваром в кофейне. Он гордится тем, как ему легко дается заучивание ролей: «Прочитал, и все! Я один раз пробежался по „Моцарту и Сальери“ и сразу запомнил свою роль». В коллективе Никита чувствует себя лидером: «Я веду за собой всю труппу!» Иногда ему поручают проводить разминку, и он по-деловому собирает всех актеров, выстраивает вокруг себя и терпеливо объясняет, что от них требуется.

Некоторые люди с синдромом Дауна легко социализируются, а другим каждый поход на репетицию дается тяжело. Никита — активный и общительный, он быстро находит общий язык с новыми людьми. Его приглашают на телепередачи, берут интервью, он пример для подражания для людей с синдромом и их близких. Ребята вне зависимости от возраста смотрят на него как на старшего товарища, а родителям он дает надежду, что ситуация с их детьми не безнадежна.

Синдром Дауна — это генетическое отклонение, когда в геноме, заключенном в каждой клетке тела, вместо стандартных 46 хромосом присутствует 47. Такая аномалия влияет на внешность, особенности развития и состояние здоровья: например, у людей с синдромом часто бывает порок сердца, проблемы со зрением или слухом с детства. По данным Центра контроля за распространением заболеваний, каждый 700-й ребенок в мире рождается с таким синдромом. Причины его возникновения не установлены.

Волонтерки гриммируют актрис перед выходом на сцену
Во время премьеры спектакля на фестивале театра в Новой школе
Монолог Никиты
Волонтерки гриммируют актрис перед выходом на сцену
Во время премьеры спектакля на фестивале театра в Новой школе
Монолог Никиты

«Я знаю своего ребенка, он ни на что не способен»

Люда Балашова выглядит маленькой и замкнутой, почти незаметной. У нее проблемы с дикцией и передвижением — она ходит с тростью или с посторонней помощью. Еще ей сложно запоминать текст. Люда узнала о театре в 2021 году от знакомых ребят с синдромом из центра социального обслуживания и впервые пришла на репетицию за компанию с подругой. Люде не сразу смогли подобрать роль по силам, но директор театра нашел выход. Она играет плакальщицу в спектакле «Прения живота со смертью» — символической постановке о жизни, смерти, искушении и вечном противостоянии добра и зла внутри человека. Все реплики Люды — импровизация, поэтому ей не надо учить текст. Девушка играет с полной отдачей. Мгновение — и я вижу на сцене не актрису, а живое мистическое воплощение древней похоронной традиции.

В «Театре простодушных» может играть любой человек с синдромом Дауна, необязательно иметь актерские способности. Сначала новенький попадает в инициативную творческую группу, занятия которой проходят раз в неделю по пятницам. Группу ведут профессиональные педагоги — выпускники МХАТа, ГИТИСа, Щукинского театрального института, Театрального училища имени Щепкина. Они рассказывают о спектаклях из репертуара театра и обучают приемам импровизации. После ученики попадают в основную труппу. «Раньше мы сразу бросали человека на амбразуру, в пламя, и он как-то сам приспосабливался. Теперь действуем по-другому, — рассказывает директор театра Димитрий Чернэ. — Сейчас девять из десяти ребят, которых однажды привели в театр, остаются».

Театр появился в 1999 году, когда актер Игорь Неупокоев встретил в подмосковном санатории группу отдыхающих с синдромом Дауна. Он поставил с ними в санатории спектакль «Дюймовочка». Так появился «Театр простодушных». Неупокоев, которого коллеги ласково называли «главным простодушным», изначально приглашал играть только детей, но многие родители ребят боялись, что их дети не потянут профессиональную сцену. По словам Чернэ, многие родители даже взрослых людей и сейчас приходят в театр с установкой «я знаю своего ребенка, он ни на что не способен», но через год или пять лет меняют мнение.

Диана разговаривает с Витей
Никита проводит разминку с труппой перед репетицией
Витя и Ваня в ожидании выхода на сцену
Диана разговаривает с Витей
Никита проводит разминку с труппой перед репетицией
Витя и Ваня в ожидании выхода на сцену

«Сколько актеров, столько и подходов»

Работа в «Театре простодушных» не похожа на работу в обычном театре. «Актеров учат подстраиваться под любого режиссера, быть текучими, всегда меняющимися и уметь понимать всех, — объясняет режиссер театра Диана. — Но, когда ты работаешь с „простодушными“, наоборот: ты режиссер, ты пришел к ним на площадку и должен подстроиться под каждого актера. Так работать в разы сложнее, потому что сколько у тебя актеров (сейчас около 15), столько и подходов. Допустим, даешь Ване задачу, а Вике эту же задачу нужно преподнести по-другому. А с Настей, например, вообще не нужно говорить, она сама все делает, а если ты ей что-то скажешь, она, наоборот, ничего не сделает».

Осложняют работу и проблемы с памятью: у некоторых актеров она сильно ухудшилась после ковида, а у других с возрастом — в театре играют люди от 25 до 50 лет. Первые тяжело запоминают текст, а вторые не могут выучить мизансцены. Многие ребята постоянно отвлекаются по мелочам. По этим причинам Димитрий с самых первых репетиций учит актеров импровизировать. Забытый текст в этом театре — не проблема. «Я говорю: ты, если понимаешь, но забываешь — пропусти. Или так и скажи: я забыл, что там дальше было, и мы подхватим и пойдем дальше», — поясняет директор.

«Не все спектакли получаются удачными, и это нормально. Не надо требовать от ребят точности, — делится Димитрий. — Нужно чистое, неограненное искусство. А делать из них послушных людей, которые выполняют каждую прихоть, — не наш профиль».

Подготовка спектакля начинается с читки: кто-то читает по слогам, кто-то бегло, кто-то с помощью помощника или родителя. Здесь никто никого не торопит — все происходит с комфортной для всех скоростью. На следующей репетиции ребята пытаются импровизировать, а затем режиссер просит выучить дома текст. Диана объясняет, что, пока текст не заучен, ребята не могут расслабиться и работать в свое удовольствие. По той же причине на репетициях минимум импровизации: «Ты, как режиссер, всегда должен четко понимать, чего ты хочешь, и сразу же им об этом говорить».

«Помощь нужна по всем фронтам. Если вы хоть что-то умеете делать — приходите»

Театр существует на пожертвования, которые целиком уходят на организационные и логистические нужды: закупку и перевозку реквизита, аренду оборудования. Вход на спектакли свободный. Театр не может существовать без волонтеров: они провожают актеров до дома и встречают их, готовят декорации, костюмы, грим, организовывают мероприятия и театральные фестивали. «Без волонтеров не состоялся бы ни один из спектаклей», — считает Алиса Милчин, координаторка волонтеров «Театра простодушных». Постоянно с «простодушными» работает около 20 человек — все на добровольной основе.

До 2019 года театр много гастролировал, участвовал в международных фестивалях во Франции и Германии. Однажды «простодушные» даже играли на сцене королевского дворца в Версале. В сентябре 2020 года умер основатель театра Игорь Неупокоев, отдавший, по словам коллег, своему делу «и жизнь, и здоровье». Многие говорили, что театр умер вместе с ним. Но его помощник и актер театра Димитрий Чернэ взял управление в свои руки. Театр продолжил сотрудничество с площадками, появился новый сайт и соцсети.

Теперь помещения для репетиций театру предоставляют «СПИД.Центр», «Театр.doc», «Открытое пространство», культурный центр ЗИЛ, выставочные залы и библиотеки Москвы. Но в 2022 году пожертвований стало меньше. В мае, чтобы собрать средства, «Театр простодушных» совместно с «Открытым пространством» провел благотворительный фестиваль «Просто», на котором можно было купить шоперы с рисунками актеров и поучаствовать в аукционе художественных работ.

Однако главная проблема театра, где практически каждый актер требует персонального повышенного внимания, — это нехватка свободных рук. «Помощь нам нужна по всем фронтам. Если вы хоть что-то умеете делать, даже если у вас нет образования, мы с вами пообщаемся и узнаем, чем вы можете нам помочь. Когда человек приходит в крупную организацию и там 200 человек волонтеров, а ты разливаешь воду — это одно дело. А когда ты можешь проявить свою творческую свободу, как у нас, когда ты можешь проявить все свои внутренние заложенные ресурсы — это совсем другое», — говорит Димитрий Чернэ.

Монолог Димы
финальная сцена спектакля
Диалог Насти и Вани
Монолог Димы
финальная сцена спектакля
Диалог Насти и Вани

Искренняя искренность

Все сотрудники театра и волонтеры общаются с актерами на равных. Для людей с синдромом Дауна репетиции — это инструмент социализации. Актеры взаимодействуют и учатся друг у друга, а режиссеры признаются, что постоянно учатся у ребят. «Цепляет открытость, цепляет особенность, цепляет честность, цепляет момент „здесь и сейчас“, цепляет то, что, в каком бы ты ни приехал состоянии, они своей энергией заставляют тебя включаться, — говорит Чернэ. — Даже если захочешь, ты не сможешь навязывать им свою атмосферу. А их атмосфера всегда положительная. И даже если они в плохом настроении, то они пребывают в нем недолго. Они всегда готовы и всегда благодарны. Я учусь у них благодарности».

Режиссер Диана Разиэль в документальном спектакле «Prost-O-Сложном» пытается включить в этот бесконечный процесс обучения и обмена мудростью и зрителя. На сцене актеры рассказывают о себе, своих чувствах, переживаниях и восприятии мира. Диана хотела показать зрителям личности актеров: «Я поняла, что о ребятах никто не знает: они всегда перевоплощаются в других персонажей. Я хотела, чтобы они поделились со зрителем своим способом мыслить и видеть мир».

Режиссер вызывала каждого актера по отдельности и задавала сложные вопросы, например «что такое любовь?». После она помогала ребятам развивать отдельные реплики и высказывания в диалоги и сцены. Диана вела запись каждой беседы на диктофон — получилось около семи часов записи — по часу на каждого актера.

Главная задумка спектакля — чтобы у зрителя создалось ощущение, что все диалоги рождаются прямо здесь и сейчас, на сцене. Как будто ребята просто собрались вместе на детской площадке поговорить. Это оказалось несложно. «Они видят мир простым и настоящим, поэтому верят в то, что они играют. А это одна из основных задач актера — верить, — объясняет Димитрий. — Бывают моменты, как и у всех, когда они не очень осознают материал и приходится объяснять на понятных примерах. Например, так было со словом „кручина“. Я говорю актеру Диме Сенину: „Представь, что ты стоишь на балконе, смотришь на улицу, идет очень сильный дождь, а тебя отпустили гулять, но ты понимаешь, что не можешь пойти. Тебе от этого не просто грустно, а гипергрустно, очень сильно грустно. А ты еще и мяч потерял недавно“. Объяснил, что он должен почувствовать гиперэмоцию, окутанную русскими корнями».

Порой зрители говорят, что пришли в цирк, а актеров в театре мучают. Директор Димитрий Чернэ говорит, что так считают люди, неспособные к эмпатии, которых не трогают эмоции актеров на сцене. Он настаивает, что вместе с командой делает в первую очередь театр, где играют люди с синдромом Дауна, а не инклюзивный театр людей с синдромом Дауна.

Чернэ уверен, синдром Дауна — это в первую очередь особенность развития, которая наряду со сложностями дает ряд преимуществ, незаметных на первый взгляд: «У них нет никакого барьера. Они просто берут и делают, и не важно, три человека сидят перед ними или 100 тысяч».

«Выходит на сцену человек с синдромом и говорит: „Ну как вы можете тыкать в меня пальцами и говорить за спиной? Считаете меня другим? Как? Почему? А плохой при этом я!“ Все актеры испытывают на сцене настоящие эмоции. И это чувствуется», — говорит Димитрий Чернэ. Он считает, что такой театр нужен одинаково и актеру, и зрителю: «Зритель приходит на спектакли, чтобы не зачерстветь. Мы все на протяжении жизни в моменты абсолютного счастья и радости возвращаемся в собственное детство, а эти люди за счет их особенностей развития пребывают в бесконечном процессе любви и детства».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу
Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу «Пора признаться в непознаваемости мира и травмировать себя»
Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу

Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу
«Пора признаться в непознаваемости мира и травмировать себя»

«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации
«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации
«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации

«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

На границе с Финляндией у туристов изымают евро. На границе с Эстонией — не пропускают с валютой

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Первая полоса

После объявления мобилизации москвичи начали срочно продавать квартиры. Еще и с большой скидкой

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска «Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
«Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»

Этот момент настал. H&M закрывает магазины в России

Спектакль «Первый хлеб» — состоится. По словам представителей «Современника», в постановку не успели ввести актера

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

На дочь журналистки Ирины Славиной составили протокол о «дискредитации армии» из-за пикета в память о матери

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе АрагацФоторепортаж The Village из Армении

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац Фоторепортаж The Village из Армении

С начала мобилизации из России уехали от 600 000 до 1 миллиона человек — Forbes Russia

В России в три раза вырос спрос на заморозку спермы из-за мобилизации

Дмитрий Озерков ушел из Эрмитажа. 22 года он отвечал за современное искусство в музее

В Казани одиннадцатиклассница пыталась поджечь военкомат в знак протеста против *****

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии? Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Ссылка дня: Аудиосборник «Рассказы про эмоции» от актеров «Гоголь-центра»

На границе Эстонии и России — гуманитарная катастрофа. Беженцы из Украины сутками стоят там в очередях

Число уголовных дел за уклонение от службы с весны достигло десятилетнего максимума

К Земле приближается астероид. Его диаметр достигает полкилометра

Билеты из России в безвизовые страны подешевели. Рассказываем, какие цены теперь

Рэпер Walkie покончил с собой из-за мобилизации

Автобус LuxExpress из Петербурга в Финляндию задержался на 7 (!) часов

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Полицейского, который избил подростка во время «антинаркотического рейда», приговорили к трем годам колонии

Трафик в торговых центрах упал в среднем на 20 %

Товар дня: Пакеты-повестки в магазине «Веселая затея»

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure

Более 180 человек получили повестки на КПП «Верхний Ларс»

В сеть слили данные клиентов и сотрудников DNS

В России заблокировали музыкальный сервис SoundCloud

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

За что прокуратура Петербурга хочет признать «Весну» экстремисткой организацией

На студента составили протокол о «дискредитации» за слово «могилизация»

Монголия выдаст виды на жительство всем россиянам, которые об этом попросят

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village Три утра Музея Москвы во время мобилизации
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Три утра Музея Москвы во время мобилизации

В ереванском баре Tuf начали продавать матрасы и подушки для переехавших по френдли-прайсу

InLiberty набирает учеников в онлайн-школу «Сделай сам» — для тех, кто занимается или хочет заниматься соцпроектами

Айтишникам начали приходить инструкции по получению брони от мобилизации. Но есть нюанс

Полицейским запретили выезжать из страны — Baza и 47news

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Бороться с колониальным мышлением и слушать панк
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Бороться с колониальным мышлением и слушать панк

Никита Михалков попросил отсрочку для участников съемок «нравственных» и «общественно значимых» фильмов

Apple перевезла большинство российских сотрудников в Кыргызстан — «Ведомости»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной

Хроники мобилизации в России, день девятый. Что произошло

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Мы публикуем стихи Артема Камардина Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован
Мы публикуем стихи Артема Камардина

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован

«Мир кубиков» заменит Lego в России

Финляндия закроет въезд для российских туристов 30 сентября

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап

Бывшие журналисты «Эха Москвы» запустят новое медиа

Центр Москвы перекроют 30 сентября из-за митинга в поддержку референдумов