Как устроен «Театр Простодушных», где все актеры с синдромом Дауна

Как устроен «Театр Простодушных», где все актеры с синдромом Дауна

В этом театре необычно все. У него нет собственной площадки и профессиональных актеров. Состоится ли очередной показ спектакля, зависит от того, будет ли сцена и деньги от пожертвований.

Все актеры театра имеют синдром Дауна. «Они видят мир простым и настоящим, поэтому верят в то, что они играют. А это одна из основных задач актера — верить», — объясняет директор театра Димитрий Чернэ.

Фотограф Никита Нишаткин на три месяца стал волонтером в «Театре простодушных», чтобы заснять все этапы подготовки спектакля «Prost-O-Сложном», а Анастасия Жигулина рассказывает, как устроен театр изнутри.

Труппа во время финального прогона спектакля
Руководитель театра Димитрий Чернэ
Монолог Вани на премьере спектакля в Новой школе
Режиссерский экземпляр сценария
Труппа во время финального прогона спектакля
Руководитель театра Димитрий Чернэ
Монолог Вани на премьере спектакля в Новой школе
Режиссерский экземпляр сценария

Никита Паничев играет в «Театре простодушных» дольше всех — около 20 лет. У него мозаичная форма синдрома Дауна, когда у части клеток в организме обычный набор хромосом, а у части есть лишняя. Среди ученых нет единого мнения, является ли такая форма более мягкой. Но исследования показывают, что средний уровень интеллекта у таких людей чуть выше, чем у людей со стандартной формой синдрома.

Никита умеет многое. Он играет на фортепиано и гитаре, танцует и рисует, хорошо готовит — даже работал поваром в кофейне. Он гордится тем, как ему легко дается заучивание ролей: «Прочитал, и все! Я один раз пробежался по „Моцарту и Сальери“ и сразу запомнил свою роль». В коллективе Никита чувствует себя лидером: «Я веду за собой всю труппу!» Иногда ему поручают проводить разминку, и он по-деловому собирает всех актеров, выстраивает вокруг себя и терпеливо объясняет, что от них требуется.

Некоторые люди с синдромом Дауна легко социализируются, а другим каждый поход на репетицию дается тяжело. Никита — активный и общительный, он быстро находит общий язык с новыми людьми. Его приглашают на телепередачи, берут интервью, он пример для подражания для людей с синдромом и их близких. Ребята вне зависимости от возраста смотрят на него как на старшего товарища, а родителям он дает надежду, что ситуация с их детьми не безнадежна.

Синдром Дауна — это генетическое отклонение, когда в геноме, заключенном в каждой клетке тела, вместо стандартных 46 хромосом присутствует 47. Такая аномалия влияет на внешность, особенности развития и состояние здоровья: например, у людей с синдромом часто бывает порок сердца, проблемы со зрением или слухом с детства. По данным Центра контроля за распространением заболеваний, каждый 700-й ребенок в мире рождается с таким синдромом. Причины его возникновения не установлены.

Волонтерки гриммируют актрис перед выходом на сцену
Во время премьеры спектакля на фестивале театра в Новой школе
Монолог Никиты
Волонтерки гриммируют актрис перед выходом на сцену
Во время премьеры спектакля на фестивале театра в Новой школе
Монолог Никиты

«Я знаю своего ребенка, он ни на что не способен»

Люда Балашова выглядит маленькой и замкнутой, почти незаметной. У нее проблемы с дикцией и передвижением — она ходит с тростью или с посторонней помощью. Еще ей сложно запоминать текст. Люда узнала о театре в 2021 году от знакомых ребят с синдромом из центра социального обслуживания и впервые пришла на репетицию за компанию с подругой. Люде не сразу смогли подобрать роль по силам, но директор театра нашел выход. Она играет плакальщицу в спектакле «Прения живота со смертью» — символической постановке о жизни, смерти, искушении и вечном противостоянии добра и зла внутри человека. Все реплики Люды — импровизация, поэтому ей не надо учить текст. Девушка играет с полной отдачей. Мгновение — и я вижу на сцене не актрису, а живое мистическое воплощение древней похоронной традиции.

В «Театре простодушных» может играть любой человек с синдромом Дауна, необязательно иметь актерские способности. Сначала новенький попадает в инициативную творческую группу, занятия которой проходят раз в неделю по пятницам. Группу ведут профессиональные педагоги — выпускники МХАТа, ГИТИСа, Щукинского театрального института, Театрального училища имени Щепкина. Они рассказывают о спектаклях из репертуара театра и обучают приемам импровизации. После ученики попадают в основную труппу. «Раньше мы сразу бросали человека на амбразуру, в пламя, и он как-то сам приспосабливался. Теперь действуем по-другому, — рассказывает директор театра Димитрий Чернэ. — Сейчас девять из десяти ребят, которых однажды привели в театр, остаются».

Театр появился в 1999 году, когда актер Игорь Неупокоев встретил в подмосковном санатории группу отдыхающих с синдромом Дауна. Он поставил с ними в санатории спектакль «Дюймовочка». Так появился «Театр простодушных». Неупокоев, которого коллеги ласково называли «главным простодушным», изначально приглашал играть только детей, но многие родители ребят боялись, что их дети не потянут профессиональную сцену. По словам Чернэ, многие родители даже взрослых людей и сейчас приходят в театр с установкой «я знаю своего ребенка, он ни на что не способен», но через год или пять лет меняют мнение.

Диана разговаривает с Витей
Никита проводит разминку с труппой перед репетицией
Витя и Ваня в ожидании выхода на сцену
Диана разговаривает с Витей
Никита проводит разминку с труппой перед репетицией
Витя и Ваня в ожидании выхода на сцену

«Сколько актеров, столько и подходов»

Работа в «Театре простодушных» не похожа на работу в обычном театре. «Актеров учат подстраиваться под любого режиссера, быть текучими, всегда меняющимися и уметь понимать всех, — объясняет режиссер театра Диана. — Но, когда ты работаешь с „простодушными“, наоборот: ты режиссер, ты пришел к ним на площадку и должен подстроиться под каждого актера. Так работать в разы сложнее, потому что сколько у тебя актеров (сейчас около 15), столько и подходов. Допустим, даешь Ване задачу, а Вике эту же задачу нужно преподнести по-другому. А с Настей, например, вообще не нужно говорить, она сама все делает, а если ты ей что-то скажешь, она, наоборот, ничего не сделает».

Осложняют работу и проблемы с памятью: у некоторых актеров она сильно ухудшилась после ковида, а у других с возрастом — в театре играют люди от 25 до 50 лет. Первые тяжело запоминают текст, а вторые не могут выучить мизансцены. Многие ребята постоянно отвлекаются по мелочам. По этим причинам Димитрий с самых первых репетиций учит актеров импровизировать. Забытый текст в этом театре — не проблема. «Я говорю: ты, если понимаешь, но забываешь — пропусти. Или так и скажи: я забыл, что там дальше было, и мы подхватим и пойдем дальше», — поясняет директор.

«Не все спектакли получаются удачными, и это нормально. Не надо требовать от ребят точности, — делится Димитрий. — Нужно чистое, неограненное искусство. А делать из них послушных людей, которые выполняют каждую прихоть, — не наш профиль».

Подготовка спектакля начинается с читки: кто-то читает по слогам, кто-то бегло, кто-то с помощью помощника или родителя. Здесь никто никого не торопит — все происходит с комфортной для всех скоростью. На следующей репетиции ребята пытаются импровизировать, а затем режиссер просит выучить дома текст. Диана объясняет, что, пока текст не заучен, ребята не могут расслабиться и работать в свое удовольствие. По той же причине на репетициях минимум импровизации: «Ты, как режиссер, всегда должен четко понимать, чего ты хочешь, и сразу же им об этом говорить».

«Помощь нужна по всем фронтам. Если вы хоть что-то умеете делать — приходите»

Театр существует на пожертвования, которые целиком уходят на организационные и логистические нужды: закупку и перевозку реквизита, аренду оборудования. Вход на спектакли свободный. Театр не может существовать без волонтеров: они провожают актеров до дома и встречают их, готовят декорации, костюмы, грим, организовывают мероприятия и театральные фестивали. «Без волонтеров не состоялся бы ни один из спектаклей», — считает Алиса Милчин, координаторка волонтеров «Театра простодушных». Постоянно с «простодушными» работает около 20 человек — все на добровольной основе.

До 2019 года театр много гастролировал, участвовал в международных фестивалях во Франции и Германии. Однажды «простодушные» даже играли на сцене королевского дворца в Версале. В сентябре 2020 года умер основатель театра Игорь Неупокоев, отдавший, по словам коллег, своему делу «и жизнь, и здоровье». Многие говорили, что театр умер вместе с ним. Но его помощник и актер театра Димитрий Чернэ взял управление в свои руки. Театр продолжил сотрудничество с площадками, появился новый сайт и соцсети.

Теперь помещения для репетиций театру предоставляют «СПИД.Центр», «Театр.doc», «Открытое пространство», культурный центр ЗИЛ, выставочные залы и библиотеки Москвы. Но в 2022 году пожертвований стало меньше. В мае, чтобы собрать средства, «Театр простодушных» совместно с «Открытым пространством» провел благотворительный фестиваль «Просто», на котором можно было купить шоперы с рисунками актеров и поучаствовать в аукционе художественных работ.

Однако главная проблема театра, где практически каждый актер требует персонального повышенного внимания, — это нехватка свободных рук. «Помощь нам нужна по всем фронтам. Если вы хоть что-то умеете делать, даже если у вас нет образования, мы с вами пообщаемся и узнаем, чем вы можете нам помочь. Когда человек приходит в крупную организацию и там 200 человек волонтеров, а ты разливаешь воду — это одно дело. А когда ты можешь проявить свою творческую свободу, как у нас, когда ты можешь проявить все свои внутренние заложенные ресурсы — это совсем другое», — говорит Димитрий Чернэ.

Монолог Димы
финальная сцена спектакля
Диалог Насти и Вани
Монолог Димы
финальная сцена спектакля
Диалог Насти и Вани

Искренняя искренность

Все сотрудники театра и волонтеры общаются с актерами на равных. Для людей с синдромом Дауна репетиции — это инструмент социализации. Актеры взаимодействуют и учатся друг у друга, а режиссеры признаются, что постоянно учатся у ребят. «Цепляет открытость, цепляет особенность, цепляет честность, цепляет момент „здесь и сейчас“, цепляет то, что, в каком бы ты ни приехал состоянии, они своей энергией заставляют тебя включаться, — говорит Чернэ. — Даже если захочешь, ты не сможешь навязывать им свою атмосферу. А их атмосфера всегда положительная. И даже если они в плохом настроении, то они пребывают в нем недолго. Они всегда готовы и всегда благодарны. Я учусь у них благодарности».

Режиссер Диана Разиэль в документальном спектакле «Prost-O-Сложном» пытается включить в этот бесконечный процесс обучения и обмена мудростью и зрителя. На сцене актеры рассказывают о себе, своих чувствах, переживаниях и восприятии мира. Диана хотела показать зрителям личности актеров: «Я поняла, что о ребятах никто не знает: они всегда перевоплощаются в других персонажей. Я хотела, чтобы они поделились со зрителем своим способом мыслить и видеть мир».

Режиссер вызывала каждого актера по отдельности и задавала сложные вопросы, например «что такое любовь?». После она помогала ребятам развивать отдельные реплики и высказывания в диалоги и сцены. Диана вела запись каждой беседы на диктофон — получилось около семи часов записи — по часу на каждого актера.

Главная задумка спектакля — чтобы у зрителя создалось ощущение, что все диалоги рождаются прямо здесь и сейчас, на сцене. Как будто ребята просто собрались вместе на детской площадке поговорить. Это оказалось несложно. «Они видят мир простым и настоящим, поэтому верят в то, что они играют. А это одна из основных задач актера — верить, — объясняет Димитрий. — Бывают моменты, как и у всех, когда они не очень осознают материал и приходится объяснять на понятных примерах. Например, так было со словом „кручина“. Я говорю актеру Диме Сенину: „Представь, что ты стоишь на балконе, смотришь на улицу, идет очень сильный дождь, а тебя отпустили гулять, но ты понимаешь, что не можешь пойти. Тебе от этого не просто грустно, а гипергрустно, очень сильно грустно. А ты еще и мяч потерял недавно“. Объяснил, что он должен почувствовать гиперэмоцию, окутанную русскими корнями».

Порой зрители говорят, что пришли в цирк, а актеров в театре мучают. Директор Димитрий Чернэ говорит, что так считают люди, неспособные к эмпатии, которых не трогают эмоции актеров на сцене. Он настаивает, что вместе с командой делает в первую очередь театр, где играют люди с синдромом Дауна, а не инклюзивный театр людей с синдромом Дауна.

Чернэ уверен, синдром Дауна — это в первую очередь особенность развития, которая наряду со сложностями дает ряд преимуществ, незаметных на первый взгляд: «У них нет никакого барьера. Они просто берут и делают, и не важно, три человека сидят перед ними или 100 тысяч».

«Выходит на сцену человек с синдромом и говорит: „Ну как вы можете тыкать в меня пальцами и говорить за спиной? Считаете меня другим? Как? Почему? А плохой при этом я!“ Все актеры испытывают на сцене настоящие эмоции. И это чувствуется», — говорит Димитрий Чернэ. Он считает, что такой театр нужен одинаково и актеру, и зрителю: «Зритель приходит на спектакли, чтобы не зачерстветь. Мы все на протяжении жизни в моменты абсолютного счастья и радости возвращаемся в собственное детство, а эти люди за счет их особенностей развития пребывают в бесконечном процессе любви и детства».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу
Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу «Пора признаться в непознаваемости мира и травмировать себя»
Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу

Что такое «темная экология» и как снова заколдовать природу
«Пора признаться в непознаваемости мира и травмировать себя»

«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации
«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации
«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации

«Ощущение неощутимости»: Как живут люди с синдромами дереализации и деперсонализации

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест