Общественный транспорт в час пик похож на старую добрую игру со стульями, когда игроков больше, чем сидячих мест, и пассажиры всегда настороже, готовые занять внезапно освободившиеся квадратные сантиметры сиденья. При этом абсолютно всех раздражают индивиды, вольготно разместившие тело на полутора, а то и двух сиденьях — всё благодаря широко раздвинутым ногам. Проблема, разумеется, не только и не столько российская — так, в Нью-Йорке недавно начали арестовывать мужчин, которые в метро сидят широко раскинув ноги. The Village спросил у психолога, социального антрополога и психотерапевта, почему мужчины всего мира делают это.

   

 

Екатерина Брянцева

 президент Ассоциации психологов Санкт-Петербурга

Разумеется, далеко не все мужчины сидят в транспорте с широко раздвинутыми ногами. Поговорим о тех, кто так делает. В данном случае, во-первых, имеет значение культура сексуального воспитания. Издавна считалось, что девочка должна блюсти честь смолоду. Этот стереотип проявляется в том числе в сексуальных отношениях: ноги растут из интимного места, которое в женском организме является отправной точкой — это и точка стеснения, и то место, из которого появляются дети. Женщина должна его прятать. Согласно этикету, ноги присевшей женщины должны быть соединены.

Мужчина же должен демонстрировать, что он самец. Если брать классику языка телодвижений, широко раздвинутые ноги — показатель сексуальной готовности. Это не значит, что мужчина готов совокупляться с кем угодно — это показатель активного состояния.

Вернёмся к истокам психоанализа и дедушке Фрейду, который говорил о том, что у человека два ведущих инстинкта — эрос и танатос. Танатос — стремление к смерти или к разрушению. Эрос — стремление к получению удовольствия: не только сексуального, но и от других вещей (еды, одежды, каких-то действий). Секс и агрессия лежат в основе поведения мужчины. Мужчина должен демонстрировать доминантность через принадлежность к своему сексу (полу).

Чаще всего с раздвинутыми ногами сидят мужчины, либо находящиеся в поиске, либо имеющие некую сексуальную недостаточность, либо пытающиеся изображать из себя мачо. Есть такое понятие — гиперкомпенсация: если у меня не решён некий личностный вопрос — я начинаю это бессознательно демонстрировать. 

Физиология тоже имеет значение. Половые органы мужчины как бы вынесены за пределы тела: они должны пребывать в более низкой температуре, чтобы сперматозиоды правильно созревали. У женщин — наоборот, всё спрятано в тело (в более высокую температуру). И многие мужчины объясняют раскинутые ноги так: «чтобы было прохладно», «чтобы проветривалось». 

Но чаще всего так сидят мужчины, не решившие вопросы с социальным статусом. Критерий мужественности не только в способности совокупляться, это некий набор, в который входят социальное положение, финансовые возможности и так далее. Как правило, мужчины, которые находятся на высокой социальной ступени и обладают хорошими финансовыми возможностями, соблюдают нормы этикета. Я не видела ни одного бизнесмена, который сидел бы с широко раздвинутыми ногами. 

   

Денис Гвоздиков

социолог, социальный антрополог

Вероятно, такое поведение можно интерпретировать через призму этологии человека: мужчина, «демонстрирующий» свои гениталии и занимающий больше пространства, проявляет неявное доминирующее поведение. Однако это только догадка.

Факторы, которые подталкивают к проявлению агрессии или соревновательности, — безусловно, современные. Всё-таки мы имеем дело с явлениями массового и анонимного общества. А общественный транспорт — это такой технологический институт, который во многом лишён души.

Доминирование и соревновательность, равно как и агрессия, свойственны также и женщинам. Другое дело, что мужчины, как правило, крупнее и физически сильнее, а подавить «соперника» силой — самый простой путь. 
Демонстрация же порой эффективнее и безопаснее откровенной угрозы.

Однако верно и то, что в условиях анонимности нам может почудиться угроза там, где её на самом деле нет. Поэтому самый разумный путь — вежливо попросить пассажира немного подвинуться.