22 января, суббота
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму The Village продолжает изучать необычные здания эпохи позднего СССР в уральской столице

«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму

Советский модернизм — термин, которым с недавних пор начали называть советскую архитектуру тридцатилетия от Хрущева до Горбачева. Если ценность построек периода конструктивизма в последние годы жители Екатеринбурга начали постепенно осознавать, то модернизма это пока не коснулось: здания до сих пор воспринимают не как культурное наследие, а как объекты недвижимости. Их фасады остекляют и отделывают керамогранитом. Неоднозначному обновлению уже подвергли Цирк, Театр драмы, Театр эстрады, ККТ «Космос» и корпус завода ОЦМ, в здании которого сейчас находится галерея «Главный проспект».

The Village продолжает изучать модернизм Свердловска совместно с научным сотрудником Музея истории Екатеринбурга Евгением Бурденковым — с первой частью подборки можно ознакомиться ниже.


«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму


НИИ Тяжмаш

Машиностроителей, 19 (1964, архитектор Сергей Васильев)

Евгений Бурденков

научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга

В сентябре 1960 года было объявлено о начале проектирования здания Научно-исследовательского института Уралмашзавода, созданного в соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС, который проводился в июле этого же года. Проект был разработан в «Уралпромстройпроекте». На площади первой пятилетки должно было появиться шестиэтажное здание из сборного железобетона протяженностью около 500 метров. Внутри запланировали 600 различных помещений, рассчитанных на 4 тысячи сотрудников, конференц-зал, кабинеты для научно-исследовательской работы, зал для просмотра кинофильмов, столовая на 600 мест, буфеты и другие административные службы. Здание предполагалось оборудовать электролюминесцентным освещением. К проектированию этого сооружения привлекли архитекторов Андреева, Васильева, Зайцева. Интересно, как главный инженер института «Уралпромстройпроект» Коваленко высказался о стилевых особенностях возводимого здания — «решено оно в простых и современных архитектурных формах».

Возводила сооружения комплексная бригада 25-го стройуправления под руководством Мельникова. Строительство первой очереди было закончено в сентябре 1964 года. Журналист «Вечернего Свердловска» Иванов так отметил главные особенности возведенного здания: «...Стройные линии здания органически вписались в ансамбль площади. Сочетания железобетона, стекла и кирпича придают ему величие и монументальность. Это впечатление еще более усиливает наружные стены-столбы и окна в виде сплошного витража. Комфортабельный лифт — а их шесть — может поднять вас на любой из шести этажей. Тут на каждом шагу встречаешься с волшебницей-химией. Она придала полам в коридорах, холлах и во всех помещениях конструкторского бюро необычайное изящество и красоту. Полы площадью 8 тысяч квадратных метров настланы из пластиков, а точнее из поливинилхлоридных плиток. Они разных цветов — белые, серые, зеленые, голубые, розовые, черные. Различное сочетание их придает полам причудливые орнаменты, узоры и расцветки. Полимерные полы долговечны. Они легко моются. Ремонт их не представляет никакой трудности».

Областной партийный архив

Пушкина, 22 (1969, архитектор Анатолий Асташкин)

Комплекс зданий Свердловского педагогического института

Космонавтов, 26 (1985, архитектор Виктор Золотарев)

Комплекс зданий Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (УрГУПС)

Колмогорова, 66 (1966, архитекторы Виктор Безруков, Виталий Рабинович)

Евгений Бурденков

В 1956 году был организован Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта, но изначально он разместился в здании Уралгипротранса. В 1958 году для строительства нового институтского городка в районе «Генеральских дач» отвели 20 гектаров. На этой территории должен был разместиться учебный корпус на 3000 студентов, три общежития на 1800 человек, 4 жилых дома для профессорско-преподавательского состава на 240 квартир, детский сад и ясли, стадион, естественный открытый бассейн в устье Ольховки, спортивные площадки и парк. К 1960 году построили только два общежития. 24 июня 1960 года МПС утвердил проектное задание учебного корпуса УЭМИИТ.

Архитектор института «Уралгипротранс» Виталий Рабинович говорил: «Центральное место здесь занимает главный учебный корпус объемом 87 тысяч кубических метров. В нем будут размещены помещения трех факультетов: электромеханического, электротехнического и эксплуатационного. По форме здание учебного корпуса будет напоминать букву „Ш“. Главный фасад ориентирован на вновь построенный мост через реку Исеть. Протяженность фасада — 170 метров. Это немногим меньше, чем фасад Уральского политехнического института. В боковых крыльях разместятся учебные помещения кафедр, в центральной части — управление институтом, библиотека и актовый зал на 760 мест. При кафедре физики и химии запроектированы большие аудитории на 200 студентов каждая. Помимо демонстрационных столов, они будут оборудованы специальной киноаппаратурой для показа учебных фильмов. Впервые в практике треста „Свердловсктрансстрой“ при перекрытии этих аудиторий будут использованы сборные железобетонные конструкции параболического очертания. Перекрытие актового зала будет смонтировано по сборным железобетонным фермам. Для строительства института архитекторами и инженерами „Уралгипротранса“ предусмотрены современные строительные материалы и конструкции. Над зданием будет возведена плоская крыша по сборному железобетонному настилу. Главный фасад намечено отделать цветной штукатуркой и лицевым кирпичом».

Здание учебного корпуса возводилось в 1961-1964 годах, силами строительного управления №11 треста Свердловсктрансстрой 16 сентября 1964 года состоялось его торжественное открытие.

«Белый дом» (до 1991 года — Дом Советов, позднее также известно как Здание областного правительства)

Октябрьская, 1 (1975-1982)

Уралсельэнергопроект

Куйбышева, 95 (архитектор Вячеслав Пермяков)

Вычислительный центр

Челюскинцев, 11б (архитектор Виталий Рабинович)

Дворец культуры Уралмашзавода

Фестивальная, 12 (1981, архитекторы Геннадий Белянкин, В. Д. Краснов, Л. Б. Масленников)

Евгений Бурденков

Идея создания Дворца культуры Уралмашзавода имеет долгую историю. Два раза, в 1930-х и в середине 1950-х годов, подступались к проектированию здания, достойного для Уралмашзавода. В итоге это ничем не закончилось. В 1965 году к проектированию Дворца подключили архитектора Емельянова, известного своими работами в Каменск-Уральском (ДК УАЗа), Нижнем Тагиле (ДК НТМК) и Свердловске (ДК металлургов). Но в итоге демонстрационный макет ДК Уралмашзавода, который был представлен председателю министров СССР Косыгину в 1966 году, разработал архитектор Геннадий Белянкин.

По первоначальному проекту дворец должен был занять 100 тысяч кубических метров. «Сто тысяч, в которых разместятся театр, кинотеатр и концертно-лекционный зал, вмещающие одновременно более 2500 человек. А при желании все три могут превратится в кинозалы. Четвертый зал, вместо общепринятого фойе и самый, кстати, большой отводится для крупных массовых мероприятий, новогодних балов, вечеров. Здесь же разместятся ресторан, танцевальный зал, зимний сад. Несколько десятков комнат предназначены для занятий художественной самодеятельности. Таков должен быть дворец. И еще — без сомнения, он будет самым красивым. Стекло, алюминий, мрамор, гранит, мозаика, полированное дерево, естественный камень широко будут использованы при строительстве».

В 1968 году начались работы по возведению здания, но шли очень медленно. Сам проект несколько раз пересматривался. В 1979 стройку под свой контроль взял первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин, который смог интенсифицировать строительные работы. В итоге 5 ноября 1981 года здание было официально открыто. В здании Дворца культуры разместились концертный зал на 1 200 мест, кинозал на 470 и малый зал на 380, а также четвертый зал, предназначенный для массовых мероприятий. Здание выделяется богатой отделкой естественным камнем, деревом, металлом и стеклом.

Театр юного зрителя

Карла Либкнехта, 48 (1979, архитектор Ярослов Камкин)

Здание Вычислительного центра Свердловской областной конторы Госбанка

Щорса, 86 (1979-1981, архитектор Анатолий Асташкин)

ЦК Урал

Студенческая, 3 (1969)

ДК Химмаш

Грибоедова, 13 (1967, архитекторы Владимир Кусенко, Вячеслав Пермяков)

Дмитрий Киряев

научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга

Дворец культуры в честь 50-летия Октября вступил в строй 31 октября 1967 года благодаря усердию строителей СМУ-3. Построен он был в «соцгородке Уралхиммашзавода» на месте бывшего пустыря (по другой версии — огородов). На долгие годы ДК стал местом притяжения всего района. Старожилы рассказывают, что Химмаш гулял три дня после официального открытия 3 ноября 1967 года — тогда во дворце на торжественное собрание, посвященное 50-летию Советской власти, собрались представители Чкаловского района.

Здание было построено в стиле советского модернизма по типовому проекту 169-129 под кодовым названием «Юбилейный» (архитекторы Кусенко и Пермяков). Подобных культурных объектов в СССР насчитывалось более 20, в нашем городе братьями ДК Химмаша можно считать ДК Урал и ДК Лаврова, хотя они подверглись в свое время значительной перестройке.

Во дворце один зрительный зал был на 800 мест, с креслами темно-красного цвета, второй на 250 с малахитовыми сиденьями. Площадь сцены основного зала, оборудованной поворотным кругом составляла 270 квадратных метров, глубина — 15 метров. Впервые в городе были применены передвижные портальные софиты. Также в здании имелась библиотека на 40 тысяч томов с читальным залом, спортивный зал, студии, репетиционные комнаты, балетный класс. В перспективе планировалось оборудование двух кафе, большого бара и танцевального салона.

Здание на долгие годы стало любимым культурно-досуговым объектом для жителей района и близлежащих поселков. Появились многочисленные кружки и детские студии, проводились праздничные и торжественные мероприятия, успешно функционировал свой молодежный самодеятельный театр-студия, а также приезжали со спектаклями коллективы профессиональных театров. На площади перед ДК регулярно устраивались елки и ледовые городки.

Кинотеатр «Буревестник»

Белореченская, 28а

Микрорайон Центральный, I очередь

Антона Валека, 12 (Виталий Лоскутов, Владимир Кусенко, 1974–1977)

Дом науки и техники

Бардина, 28 (Ленгипротеатр)

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии: 2, 5, 9, 19, 23, 30  — ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области; 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10 - 18, 20, 21, 22, 24 - 29, 31 - 43 — Сергей Потеряев

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»
«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район» The Village рассказывает о жизни в модернистском комплексе на Антона Валека в Екатеринбурге
«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»

«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»
The Village рассказывает о жизни в модернистском комплексе на Антона Валека в Екатеринбурге

«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»
«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК» Жители самого изолированного района Екатеринбурга — о сносе Дворца культуры, жизни у химзавода и локальной идентичности
«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»

«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»
Жители самого изолированного района Екатеринбурга — о сносе Дворца культуры, жизни у химзавода и локальной идентичности

«Я живу на Кубе»
«Я живу на Кубе» Как устроена жизнь в самом свободном районе Екатеринбурга
«Я живу на Кубе»

«Я живу на Кубе»
Как устроена жизнь в самом свободном районе Екатеринбурга

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Первая полоса

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

«Все кайфуют, а я нет»: Зачем и как впервые встать на лыжи или борд
Спецпроект
«Все кайфуют, а я нет»: Зачем и как впервые встать на лыжи или борд И показать это всем подписчикам!
«Все кайфуют, а я нет»: Зачем и как впервые встать на лыжи или борд
Спецпроект

«Все кайфуют, а я нет»: Зачем и как впервые встать на лыжи или борд
И показать это всем подписчикам!

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

«Спасите мою душу»:
Спецпроект
«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы
«Спасите мою душу»:
Спецпроект

«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце» Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы

Как два юриста бросили практику, чтобы делать уральское какао

Как два юриста бросили практику, чтобы делать уральское какао

Как два юриста бросили практику, чтобы делать уральское какао

Как два юриста бросили практику, чтобы делать уральское какао

Трехкомнатная квартира с панорамным видом на Парк Маяковского
Трехкомнатная квартира с панорамным видом на Парк Маяковского Индастриал и радиальная планировка
Трехкомнатная квартира с панорамным видом на Парк Маяковского

Трехкомнатная квартира с панорамным видом на Парк Маяковского
Индастриал и радиальная планировка

Тирамису-икра в новом ресторане The Dom в ЖК «Макаровский»
Тирамису-икра в новом ресторане The Dom в ЖК «Макаровский» А также лекция про «Черный квадрат» и другие новости ресторанов
Тирамису-икра в новом ресторане The Dom в ЖК «Макаровский»

Тирамису-икра в новом ресторане The Dom в ЖК «Макаровский»
А также лекция про «Черный квадрат» и другие новости ресторанов

Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект
Загадки Центрального телеграфа От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации
Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект

Загадки Центрального телеграфа
От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации

Подпишитесь на рассылку