«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму The Village продолжает изучать необычные здания эпохи позднего СССР в уральской столице

«Таким должен быть дворец». Второй большой гид по свердловскому модернизму

Советский модернизм — термин, которым с недавних пор начали называть советскую архитектуру тридцатилетия от Хрущева до Горбачева. Если ценность построек периода конструктивизма в последние годы жители Екатеринбурга начали постепенно осознавать, то модернизма это пока не коснулось: здания до сих пор воспринимают не как культурное наследие, а как объекты недвижимости. Их фасады остекляют и отделывают керамогранитом. Неоднозначному обновлению уже подвергли Цирк, Театр драмы, Театр эстрады, ККТ «Космос» и корпус завода ОЦМ, в здании которого сейчас находится галерея «Главный проспект».

The Village продолжает изучать модернизм Свердловска совместно с научным сотрудником Музея истории Екатеринбурга Евгением Бурденковым — с первой частью подборки можно ознакомиться ниже.


«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму


НИИ Тяжмаш

Машиностроителей, 19 (1964, архитектор Сергей Васильев)

Евгений Бурденков

научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга

В сентябре 1960 года было объявлено о начале проектирования здания Научно-исследовательского института Уралмашзавода, созданного в соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС, который проводился в июле этого же года. Проект был разработан в «Уралпромстройпроекте». На площади первой пятилетки должно было появиться шестиэтажное здание из сборного железобетона протяженностью около 500 метров. Внутри запланировали 600 различных помещений, рассчитанных на 4 тысячи сотрудников, конференц-зал, кабинеты для научно-исследовательской работы, зал для просмотра кинофильмов, столовая на 600 мест, буфеты и другие административные службы. Здание предполагалось оборудовать электролюминесцентным освещением. К проектированию этого сооружения привлекли архитекторов Андреева, Васильева, Зайцева. Интересно, как главный инженер института «Уралпромстройпроект» Коваленко высказался о стилевых особенностях возводимого здания — «решено оно в простых и современных архитектурных формах».

Возводила сооружения комплексная бригада 25-го стройуправления под руководством Мельникова. Строительство первой очереди было закончено в сентябре 1964 года. Журналист «Вечернего Свердловска» Иванов так отметил главные особенности возведенного здания: «...Стройные линии здания органически вписались в ансамбль площади. Сочетания железобетона, стекла и кирпича придают ему величие и монументальность. Это впечатление еще более усиливает наружные стены-столбы и окна в виде сплошного витража. Комфортабельный лифт — а их шесть — может поднять вас на любой из шести этажей. Тут на каждом шагу встречаешься с волшебницей-химией. Она придала полам в коридорах, холлах и во всех помещениях конструкторского бюро необычайное изящество и красоту. Полы площадью 8 тысяч квадратных метров настланы из пластиков, а точнее из поливинилхлоридных плиток. Они разных цветов — белые, серые, зеленые, голубые, розовые, черные. Различное сочетание их придает полам причудливые орнаменты, узоры и расцветки. Полимерные полы долговечны. Они легко моются. Ремонт их не представляет никакой трудности».

Областной партийный архив

Пушкина, 22 (1969, архитектор Анатолий Асташкин)

Комплекс зданий Свердловского педагогического института

Космонавтов, 26 (1985, архитектор Виктор Золотарев)

Комплекс зданий Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (УрГУПС)

Колмогорова, 66 (1966, архитекторы Виктор Безруков, Виталий Рабинович)

Евгений Бурденков

В 1956 году был организован Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта, но изначально он разместился в здании Уралгипротранса. В 1958 году для строительства нового институтского городка в районе «Генеральских дач» отвели 20 гектаров. На этой территории должен был разместиться учебный корпус на 3000 студентов, три общежития на 1800 человек, 4 жилых дома для профессорско-преподавательского состава на 240 квартир, детский сад и ясли, стадион, естественный открытый бассейн в устье Ольховки, спортивные площадки и парк. К 1960 году построили только два общежития. 24 июня 1960 года МПС утвердил проектное задание учебного корпуса УЭМИИТ.

Архитектор института «Уралгипротранс» Виталий Рабинович говорил: «Центральное место здесь занимает главный учебный корпус объемом 87 тысяч кубических метров. В нем будут размещены помещения трех факультетов: электромеханического, электротехнического и эксплуатационного. По форме здание учебного корпуса будет напоминать букву „Ш“. Главный фасад ориентирован на вновь построенный мост через реку Исеть. Протяженность фасада — 170 метров. Это немногим меньше, чем фасад Уральского политехнического института. В боковых крыльях разместятся учебные помещения кафедр, в центральной части — управление институтом, библиотека и актовый зал на 760 мест. При кафедре физики и химии запроектированы большие аудитории на 200 студентов каждая. Помимо демонстрационных столов, они будут оборудованы специальной киноаппаратурой для показа учебных фильмов. Впервые в практике треста „Свердловсктрансстрой“ при перекрытии этих аудиторий будут использованы сборные железобетонные конструкции параболического очертания. Перекрытие актового зала будет смонтировано по сборным железобетонным фермам. Для строительства института архитекторами и инженерами „Уралгипротранса“ предусмотрены современные строительные материалы и конструкции. Над зданием будет возведена плоская крыша по сборному железобетонному настилу. Главный фасад намечено отделать цветной штукатуркой и лицевым кирпичом».

Здание учебного корпуса возводилось в 1961-1964 годах, силами строительного управления №11 треста Свердловсктрансстрой 16 сентября 1964 года состоялось его торжественное открытие.

«Белый дом» (до 1991 года — Дом Советов, позднее также известно как Здание областного правительства)

Октябрьская, 1 (1975-1982)

Уралсельэнергопроект

Куйбышева, 95 (архитектор Вячеслав Пермяков)

Вычислительный центр

Челюскинцев, 11б (архитектор Виталий Рабинович)

Дворец культуры Уралмашзавода

Фестивальная, 12 (1981, архитекторы Геннадий Белянкин, В. Д. Краснов, Л. Б. Масленников)

Евгений Бурденков

Идея создания Дворца культуры Уралмашзавода имеет долгую историю. Два раза, в 1930-х и в середине 1950-х годов, подступались к проектированию здания, достойного для Уралмашзавода. В итоге это ничем не закончилось. В 1965 году к проектированию Дворца подключили архитектора Емельянова, известного своими работами в Каменск-Уральском (ДК УАЗа), Нижнем Тагиле (ДК НТМК) и Свердловске (ДК металлургов). Но в итоге демонстрационный макет ДК Уралмашзавода, который был представлен председателю министров СССР Косыгину в 1966 году, разработал архитектор Геннадий Белянкин.

По первоначальному проекту дворец должен был занять 100 тысяч кубических метров. «Сто тысяч, в которых разместятся театр, кинотеатр и концертно-лекционный зал, вмещающие одновременно более 2500 человек. А при желании все три могут превратится в кинозалы. Четвертый зал, вместо общепринятого фойе и самый, кстати, большой отводится для крупных массовых мероприятий, новогодних балов, вечеров. Здесь же разместятся ресторан, танцевальный зал, зимний сад. Несколько десятков комнат предназначены для занятий художественной самодеятельности. Таков должен быть дворец. И еще — без сомнения, он будет самым красивым. Стекло, алюминий, мрамор, гранит, мозаика, полированное дерево, естественный камень широко будут использованы при строительстве».

В 1968 году начались работы по возведению здания, но шли очень медленно. Сам проект несколько раз пересматривался. В 1979 стройку под свой контроль взял первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин, который смог интенсифицировать строительные работы. В итоге 5 ноября 1981 года здание было официально открыто. В здании Дворца культуры разместились концертный зал на 1 200 мест, кинозал на 470 и малый зал на 380, а также четвертый зал, предназначенный для массовых мероприятий. Здание выделяется богатой отделкой естественным камнем, деревом, металлом и стеклом.

Театр юного зрителя

Карла Либкнехта, 48 (1979, архитектор Ярослов Камкин)

Здание Вычислительного центра Свердловской областной конторы Госбанка

Щорса, 86 (1979-1981, архитектор Анатолий Асташкин)

ЦК Урал

Студенческая, 3 (1969)

ДК Химмаш

Грибоедова, 13 (1967, архитекторы Владимир Кусенко, Вячеслав Пермяков)

Дмитрий Киряев

научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга

Дворец культуры в честь 50-летия Октября вступил в строй 31 октября 1967 года благодаря усердию строителей СМУ-3. Построен он был в «соцгородке Уралхиммашзавода» на месте бывшего пустыря (по другой версии — огородов). На долгие годы ДК стал местом притяжения всего района. Старожилы рассказывают, что Химмаш гулял три дня после официального открытия 3 ноября 1967 года — тогда во дворце на торжественное собрание, посвященное 50-летию Советской власти, собрались представители Чкаловского района.

Здание было построено в стиле советского модернизма по типовому проекту 169-129 под кодовым названием «Юбилейный» (архитекторы Кусенко и Пермяков). Подобных культурных объектов в СССР насчитывалось более 20, в нашем городе братьями ДК Химмаша можно считать ДК Урал и ДК Лаврова, хотя они подверглись в свое время значительной перестройке.

Во дворце один зрительный зал был на 800 мест, с креслами темно-красного цвета, второй на 250 с малахитовыми сиденьями. Площадь сцены основного зала, оборудованной поворотным кругом составляла 270 квадратных метров, глубина — 15 метров. Впервые в городе были применены передвижные портальные софиты. Также в здании имелась библиотека на 40 тысяч томов с читальным залом, спортивный зал, студии, репетиционные комнаты, балетный класс. В перспективе планировалось оборудование двух кафе, большого бара и танцевального салона.

Здание на долгие годы стало любимым культурно-досуговым объектом для жителей района и близлежащих поселков. Появились многочисленные кружки и детские студии, проводились праздничные и торжественные мероприятия, успешно функционировал свой молодежный самодеятельный театр-студия, а также приезжали со спектаклями коллективы профессиональных театров. На площади перед ДК регулярно устраивались елки и ледовые городки.

Кинотеатр «Буревестник»

Белореченская, 28а

Микрорайон Центральный, I очередь

Антона Валека, 12 (Виталий Лоскутов, Владимир Кусенко, 1974–1977)

Дом науки и техники

Бардина, 28 (Ленгипротеатр)

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии: 2, 5, 9, 19, 23, 30  — ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области; 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10 - 18, 20, 21, 22, 24 - 29, 31 - 43 — Сергей Потеряев

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»
«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район» The Village рассказывает о жизни в модернистском комплексе на Антона Валека в Екатеринбурге
«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»

«Я живу в квартире архитектора, который построил дом и район»
The Village рассказывает о жизни в модернистском комплексе на Антона Валека в Екатеринбурге

«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»
«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК» Жители самого изолированного района Екатеринбурга — о сносе Дворца культуры, жизни у химзавода и локальной идентичности
«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»

«Я живу на Химмаше, где протестуют против сноса ДК»
Жители самого изолированного района Екатеринбурга — о сносе Дворца культуры, жизни у химзавода и локальной идентичности

«Я живу на Кубе»
«Я живу на Кубе» Как устроена жизнь в самом свободном районе Екатеринбурга
«Я живу на Кубе»

«Я живу на Кубе»
Как устроена жизнь в самом свободном районе Екатеринбурга

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить
«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму

«Цирк — это новая Белая башня». Большой гид по свердловскому модернизму
Как узнать здания периода советского модернизма в Екатеринбурге и за что их нужно любить

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

Как провести первую неделю зимы в Москве

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Первая полоса

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица
Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица
Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица

Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы Гимн, награды и наказания для сотрудников
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
Гимн, награды и наказания для сотрудников

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет» Как создавать значимые городские события
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Как создавать значимые городские события

Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект
Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга Как ароматы вызывают воспоминания
Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект

Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга
Как ароматы вызывают воспоминания

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна И где сейчас находится рэпер
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
И где сейчас находится рэпер

Сколько россияне тратят на котов и собак
Сколько россияне тратят на котов и собак Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара
Сколько россияне тратят на котов и собак

Сколько россияне тратят на котов и собак
Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

Подпишитесь на рассылку