Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком В чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)

Классический прием риторики политиков — сказать, что ваш город или страна — самые! Можно даже не ссылаться на исследования и цифры, народ их не запомнит. И в этом смысле Москва уступает разве что городам ОАЭ, где самые высокие башни, самые тяжелые люстры и самые больше ковры. The Village изучил заявления мэра Москвы Сергея Собянина за последние десять лет — именно столько он занимает этот пост — и узнал, что мы обогнали или вот-вот обгоним мир во многих аспектах. Удивительно, но иногда это даже правда.

Благоустройство — самое масштабное
За десять лет при Собянине город выделил на благоустройство (укладку плитки, посадку деревьев, установку лавочек и фонарей) колоссальную сумму — 1,5 триллиона рублей. Уже в первый год работы на новом посту мэр заменил плиткой более миллиона квадратных метров асфальта в городе, объясняя это ее долговечностью и экологичностью. Многие из этих квадратных метров потом пришлось перекладывать из-за плохого качества работ.
Позже одной из крупнейших статей расходов стала программа «Моя улица» (позже появились еще «Мой район» и «Моя река») и закупка для нее той же плитки и бордюров. В 2017 году «Медуза» писала, что гранита столице нужно столько, что его приходится возить из Китая и Украины, а из-за крупных заказов камня проблемы возникают у сибирских и уральских производителей надгробий и могильных плит.
В этом году темпы благоустройства из-за пандемии, конечно, снизились, но процесс не остановился. В разгар эпидемии власти продолжили проводить тендеры на благоустройство: на него выделили около 40 миллиардов рублей. Деньги распланировали сразу на три года вперед — до 2022-го, для экономии. В ответ на эти траты даже появилась петиция с требованием временно отказаться от укладки плитки и перенаправить деньги москвичам и бизнесу, пострадавшим из-за коронавируса.
«Стройка дает самый большой мультипликативный эффект — через производство комплектующих и стройматериалов мы сохраняем миллионы рабочих мест в Москве и по всей России», — пояснил Собянин. За десять лет, по данным мэрии, «в столице привели в порядок 410 улиц и общественных пространств, 732 парка и зеленые территории, более 7 тысяч фасадов зданий».

В Москве реализуют одну из самых масштабных программ, связанных с созданием качественной городской среды, реализуется самая большая программа благоустройства за всю историю Москвы

Парки — самые благоустроенные
Собянин любит парки и активно благоустраивает их. В этом году, наконец, открыли русский Диснейленд — «Остров мечты», он же «крупнейший тематический парк Европы» (стоил столько же, сколько знаменитый небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае). Правда, открыли «Остров мечты» в не самый удачный день года — 27 февраля, аккурат перед введением режима самоизоляции.
В 2017-м в центре Москвы на месте гостиницы «Россия» появился парк «Зарядье» (его любят называть «самым живописным»). Строили его, как обычно, в дикой спешке и открыли недоделанным, но в срок.
«Очень удачный проект, который собирает премии по всему миру, да и просто радует глаз», — писал мэр о парке. Особенно Собянин хвалил концертный зал в «Зарядье»: «Акустические панели, которые создают основной акустический эффект, весят от 150 до 600 килограммов. Это уникальные вещи, которые в России никогда ни в одном зале не применялись. Стояла задача создать такой филармонический зал, который по своей акустике был бы одним из самых лучших в мире. И в таком зале можно проводить любые филармонические концерты, любые выступления самых лучших мастеров».
К 2019 году, по словам Собянина, ВДНХ «вновь стала главной выставкой страны, любимым местом отдыха, встреч и общения москвичей», хотя в конце нулевых это была «главная шашлычная страны». Здесь же открыли «один из крупнейших океанографических центров мира» и даже Дворец МФЦ («Мои документы»). Территорию ВДНХ превратили в «самый большой искусственный каток мира». Летом 2021 года в парке обещают достроить «крупнейшее колесо обозрения в Европе» под названием «Солнце Москвы».
Любовь Собянина к паркам началась с реконструкции парка Горького. «Из отдельных элементов мы создали, по сути, самый крупный городской парк в Европе с самой большой набережной в Европе. <…> Нам удалось сделать так, чтобы парк Горького вернул утраченную славу лучшего парка Москвы», — говорил Собянин.
В 2018 году закончилась реконструкция территории вокруг стадиона «Лужники». Комплекс продолжают развивать и сейчас: например, к осени 2021 году там появится прозрачный дворец единоборств — наверное, тоже какой-нибудь «самый». А пока тут открыли Дворец художественной гимнастики — «самый крутой в мире».
К последнему Дню города Собянин подарил москвичам Северный речной вокзал, который, конечно, «станет одним из лучших мест отдыха в Москве», уверен мэр. «Искания, проектирования, обсуждения проектов реконструкции и восстановления. И около двух лет интенсивной работы дали свой результат, сегодня можно сказать, такая жемчужина города возвращена москвичам».

Реновация — самая крупная
В прошлом году The Village нашел в проекте реновации по району Покровское-Стрешнево небоскреб с разрешенной высотой 255 метров — это выше, чем башня «Империя» в «Москва-Сити». После огласки и критики этот проект разбили на три высотки пониже. Главные претензии к программе сноса хрущевок — как раз строительство высоток (власти многократно обещали не возводить по реновации небоскребы), уплотнение застройки районов в три, а то и в четыре раза и плохое качество работ. Мы уже удивлялись 100-метровому дому в Измайлове и 40-этажному дому в Бутырском районе, а еще отмене красивых проектов бюро Захи Хадид и других звездных архитекторов, вместо которых нам в итоге показывают монотонные типовые коробки — «собянинки».

Реновация жилья в Москве, реновация хрущевок — это самая крупная в мире подобная программа. Она касается миллиона москвичей, почти каждого десятого жителя столицы. А если брать еще и соседние дома в этих районах — то большинства москвичей. Такой масштабной программы, да еще и бесплатной, для жителей в мире не существует.
По динамике развития мы находимся среди мировых лидеров. С нами может конкурировать только Пекин, но, по оценке экспертов, мы и его в прошлом году обогнали. Конечно, по целому ряду показателей мы отстаем от устоявшихся мировых лидеров — например, Лондона или Нью-Йорка. Но это связано не столько с городской инфраструктурой, а с тем, что это признанные мировые финансовые центры. С точки зрения социальной сферы, образования, здравоохранения большинству из них мы не уступаем. Москва отстает в обеспеченности людей жильем — она самая низкая в мире. Поэтому, когда мы говорим о программе реновации, это не только для того, чтобы переселить людей из ветхих хрущевок, но и чтобы дать возможность приобрести новое жилье тем, кто живет в этих районах и испытывает необходимость в улучшении жилищных условий

Метро — самое современное
Решение транспортных проблем и ускоренное строительство метро сразу были приоритетами Собянина. Десять лет назад он хотел, чтобы новые станции строились по типовым проектам — так быстрее. К 2015 году он потребовал построить более 70 километров линий метро, к 2020-му — 150. И этот план (с учетом МЦК) даже перевыполнили.
С открытием новых станций мэрия сильно торопится, Собянин называет конкретные сроки, а потом их переносят — так было с Некрасовской линией: ее первый участок пытались запустить больше года. Первую часть БКЛ вообще планировали открыть еще в 2014 — 2015 годах, сейчас речь идет о запуске в 2023 году. А еще в прошлом году Собянин незаметно отказался от планов по объединению желтых Калининской и Солнцевской линий в новую ветку — Калининско-Солнцевскую, потому что «такое строительство парализует центр города». Соединение желтой линии обсуждали все последнее десятилетие.
Принимая новый поезд «Москва-2020», мэр отметил, что «московское метро будет самым современным, самым молодым (с самым молодым парком по сравнению с Европой и Америкой. — Прим. ред.) среди мировых городов».

Два новых кольца — МЦК и БКЛ — уникальные проекты мирового уровня. Большая кольцевая линия станет самым большим метрокольцом в мире (а еще это в принципе «крупнейший в мире проект в области метростроения). Так быстро метро не росло в Москве никогда за всю свою историю. Это было не под силу даже во времена СССР, когда метро строили всей страной
Электробусы — самые комфортные
«Сегодня в Москве уже самый большой парк электробусов среди городов мира. И это не просто какие-то машины прошлого века. Это самые передовые, самые лучшие технологии, не уступающие лучшим мировым образцам», — недавно заявил Собянин, когда в городе запустили 500-й электробус.
Электробусы полностью вытеснили московские троллейбусы всего за два года существования, а до 2030-го заменят и все автобусы Москвы. Первый экологичный (на самом деле не совсем) автобус с огромной надписью «Это электробус» презентовали на ВДНХ в 2018 году. Сергей Собянин демонстративно проехал на новой машине, но уже через три остановки она заглохла. Поломки происходили еще не раз: заммэра Максим Ликсутов даже жаловался в Минтранс на неэффективность электробусов, которые требуют дорогого ремонта.
Но мэр все равно очень любит новый транспорт: «Все считали, что это фантастика, что он никуда не поедет, что работать не будет, что это нереально». По словам Собянина, о погоне за количеством электробусов речи не идет. В первую очередь ценится удобство — а новые электробусы отвечают самым современным требованиям о комфорте.

Мы создаем в каждом секторе инновационный транспорт, современную отрасль машиностроения. Это поезда «Ласточки», «Иволги», метропоезда «Москва», это трамвай «Витязь», это электробусы, это лучшие образцы мирового транспортного машиностроени»

Дороги — самые чистые
«МКАД и другие магистрали испещрены съездами и выездами… Они превратились в проселочные дороги, на которые заезжают, как и где хотят… Все градостроительные ошибки, которые в мире можно было собрать, собраны и сконцентрированы в московском транспортном узле», — сказал Собянин в 2010 году. C тех пор в Москве идет реконструкция магистрали.
За десять лет, по словам мэра, в столице построили больше тысячи километров дорог, почти 300 эстакад, мостов и тоннелей, появились выделенные полосы для общественного транспорта, бессветофорные участки, выросла средняя скорость движения, сократилось количество ДТП.
В 2018 году глава города заявил, что в ближайшие пять лет построят еще 500 километров дорог. Самый масштабный дорожный проект последних лет — это хорды (Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная и Южная рокада). К примеру, строительству Юго-Восточной магистрали не помешало даже наличие гигантского радиоактивного могильника и массовые протесты против «дороги смерти».
К слову, против хорд протестуют не только из-за радиации. В Курьянове многополосная трасса подступает настолько близко к историческим сталинским коттеджам, что там вырубили яблоневые сады жителей прямо под окнами. Во всех районах, через которые пройдут хорды, жители возмущались из-за того, что дороги ухудшат качество их здоровья, в Печатниках жители боятся еще и обрушения домов.

Сегодня Москва по чистоте, по уровню эксплуатации, фактически № 1 среди европейских городов. <…> Москва является одним из ведущих европейских городов по чистоте и использованию дорожной техники. В Москве 6,5 тысячи километров дорог, это примерно как от Москвы до Читы. Каждый день по ним передвигаются, так или иначе, около 12 миллионов человек, миллионы автомашин. Нужно каждый день, круглые сутки поддерживать в нормальном состоянии это гигантское дорожное хозяйство: мыть, убирать, ремонтировать, бороться с гололедом, вывозить снег

Москва — самый умный город
«Дайте мне город в режиме онлайн», — потребовал Собянин после своего назначения на пост мэра Москвы. За следующие десять лет цифровизация коснулась всех важных городских систем: здравоохранения (электронная запись к врачу, единая система ЕМИАС для медиков), образования (электронные дневники и библиотеки для школьников), государственных услуг (оплата штрафов онлайн, оптимизация центров «Мои документы»), транспорта (камеры, детекторы движения, умные светофоры). Во всех парках, метро и автобусах появился бесплатный Wi-Fi, правда, чтобы получить к нему доступ, надо ввести свои данные (и потом терпеть назойливую рекламу).
Все это позволило Москве войти в число так называемых умных городов, которых в мире не так много. А во всей России только столица и может претендовать на это звание.

Москва — умный город не в меньшей степени, чем Сеул — умный город, это точно. Я не буду сравнивать по отдельным секторам, но в целом мы двигаемся в общем тренде самых умных городов мир»

Видеонаблюдение — самое пристальное
Видеонаблюдение в Москве вездесуще. Созданное для борьбы с преступностью, во время карантина оно стало дамокловым мечом для любого горожанина. Нарушителей режима самоизоляции отслеживали по городским камерам и штрафовали через приложение «Социальный мониторинг».
Половина москвичей относится к видеонаблюдению за собой отрицательно, считая слежку проявлением диктатуры — видеосистему называют «цифровым ГУЛАГом» и Большим Братом. Доверие подрывает еще и возможность купить доступ к камерам и выписки из системы распознавания лиц, в то время как власти утверждают, что она хорошо защищена. В этом году правительство Москвы намерено потратить еще более 155 миллионов рублей на покупку дополнительной системы слежения за горожанами на автобусных остановках.

Система видеоконтроля распознавания лиц нам точно дает возможность определить выходы и вход в дом, сколько раз человек нарушил режим. И что там за люди персонально и конкретно. Система видеонаблюдения, видеораспознавания лиц — одна из самых сильных в мире, она позволяет обеспечить такой контроль

Москва — лидер по сохранению памятников
В 2010 году Москву и еще огромное количество старых городов лишили статуса исторического поселения. Что властям развязало руки в желании сносить (чтобы строить и благоустраивать). Снос киноцентра «Соловей» и исторического здания АТС москвичи восприняли с протестом. Но это властей не остановило, их снесли так же как и усадьбу Муханова начала XIX века (Остоженка, 6), доходный дом Эггерс (улица Россолимо, 4), усадьбу графа Льва Разумовского (Большая Никитская улица, 9/15/2, строения 1, 2) и еще пару десятком интересных домов. The Village составлял карту зданий, уничтоженных за восемь лет, и рассказывал о том, почему терпеть сносы нельзя.
При этом еще пять лет назад Собянин на открытии архитектурной выставки подчеркнул, что Москва — лидер по восстановлению исторических домов. Про снесенные здания Собянин почти ничего и никогда не говорит, но длинный список уничтоженных исторических построек каждый год составляет «Архнадзор», все утерянные уникальные сооружения можно найти в «Черной книге» движения.

Москва за последние годы стала безусловным лидером по восстановлению памятников архитектуры. За пять лет восстановлено 600 объектов, такого темпа нет ни в одном городе мира
Скорые — самые скорые
«Бригады столичной скорой помощи прибывают по вызову к пациентам быстрее своих коллег из других городов мира», — говорит Собянин, и тут с ним, конечно, можно поспорить. В период пандемии время ожидания врачей растягивалось на часы (кстати, в контексте коронавируса Собянин часто упоминает, что «Москва — в мировых лидерах по числу проводимых тестов на коронавирус», а «количество тестов на 100 тысяч жителей одно из самых высоких в России и среди городов мира»).
Но в целом пользоваться бесплатной медициной в Москве стало без шуток приятнее, чем десять, да и даже пять лет назад. Возле станций метро осенью нас караулят скорые, предлагающие сделать прививки от гриппа. В парках проходят программы, где москвичам можно бесплатно измерить давление, сдать анализы на сахар и даже проверить вены.
Мало-помалу у нас смогли устранить, казалось бы, неизбывную часть больничной жизни — ожидание в очередях. Сайт ЕМИАС позволяет самостоятельно изучить список врачей, выбрать удобное время приема, если надо перенести встречу (прямо как в модных барбершопах). А с недавних пор отпала необходимость ездить с бумажными заявлениями для прикрепления в поликлинику — теперь это делается через интернет: если у вас есть полис, то в пару кликов вы можете прикрепиться в любое время к любой поликлинике города. Поводы для недовольства у горожан, конечно, остались: для записи на МРТ или ЭКГ надо ждать пару недель, квалификация, да и стиль общения врачей тоже вызывают вопросы (но где иначе? Только в России будущего). В то же время продолжается программа капитального ремонта поликлиник, которую обещают закончить к 2023 году.

Несмотря на пандемию, реализация самой крупной в истории Москвы программы реконструкции поликлиник продолжается. Морально и физически устаревшие здания превращаются в современные клиники. Задача сложная, многие из них приходится перестраивать полностью — от фундамента до кровли

Гордится Собянин и коронавирусными госпиталями — как временными, так и постоянными: «В рекордные сроки удалось построить коронавирусный госпиталь в Новой Москве» — не временный, «в отличие от китайских «аналогов», а «полноценный комфортный стационар, рассчитанный на несколько десятилетий эксплуатации». «Одновременно больницу в чистом поле в поселении Вороновское строили 11 тысяч человек — больше, чем на любом другом объекте в Москве. «В практике строительства в России ничего подобного никогда не было», — подчеркивал мэр.

РЕПОРТАЖ
«Нам здесь лежать»: Как строят гигантскую коронавирусную больницу в Новой Москве Носят ли маски герои у деревни Голохвастово
ЧитатьЧто еще в Москве «самое»
- «Москва — в общественном сознании лидер по коррупции в России» (2010 год, Собянин выступает перед депутатами Мосгордумы).
- Первые четыре года мэрства стали «самым коротким сроком в жизни» Сергея Собянина из-за «интенсивной работы» (2014 год, снова выступление перед депутатами).
- «Мы всегда входили в тройку городов, в прошлом году занимали второе место. В этом году среди крупнейших развивающихся мегаполисов мира Москва вышла на первое место» (2016 год, Собянин выступает на Урбанистическом форуме).
- «Московские школьники — самые лучшие в мире!» (2017 год, Собянин комментирует результаты международного исследования PIRLS уровня читательской грамотности в младших классах).
- «Московское долголетие — самый масштабный, огромный системный интересный проект в области активного долголетия» (2018 год, Собянин утверждает пилотный проект для пожилых москвичей).
- «Городские улицы и пространства в Москве за последние годы стали в два раза освещеннее. Столица вошла в пятерку самых светлых городов мира, при этом расходы бюджета и экологические показатели остались на прежнем уровне благодаря энергоэффективным технологиям» (2018 год, Собянин выступает на заседании в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» и, говоря про свет, не ссылается ни на какие исследования).
- «На территории бывшей промзоны ЗИЛ появится самая большая школа в России» (2019 год, Собянин — перед открытием учреждения на 2,5 тысячи учеников).
- У Сергея Собянина самый популярный инстаграм среди глав российских регионов, но половина его подписчиков — боты.
Фотографии: обложка — Сергей Быстров, пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство «Москва»—, 1 — Константин Митрохов, 2 — Людмила Андреева, 3 — Лёва Левченко, 4 — Полина Рукавичкина, 5 — Пресс-служба мэра и правительства Москвы, 6 — Анастасия Пожидаева, 7 — Евгений Самарин / Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, 8 — Константин Митрохов, 9 — Алена Дергачева