Что известно о новом мегапроекте «наземного метро» Схема и подробности Московских центральных диаметров

Что известно о новом мегапроекте «наземного метро»

Проект Московских центральных диаметров Владимир Путин одобрил только в ноябре — а сейчас власти уже решают, у кого закупить первые поезда. Запуск двух веток запланирован на 2019 год, 20 миллиардов рублей уже выделены из бюджета. МЦД призвано разгрузить как метро, так и вылетные магистрали, чтобы автомобилисты пересели на железную дорогу. Чиновники называют проект аналогом парижских городских электричек RER или берлинских S-Bahn. Независимые эксперты радуются, что Москву наконец-то стали воспринимать как агломерацию, но с опаской ждут новостей о тарифах. The Village собрал главное о новом проекте мэрии и выяснил, кто получит от него выгоду.

 «Иволга» — главный кандидат на место поезда системы МЦД. У него сквозной состав без тамбуров, а еще usb-розетки, wi-fi и туалеты. Ходить он будет раз в 6 минут.

 В этом проекте активно участвуют «дочки» «Трансмашхолдинга». Возможно, эта компания будет поставлять и сами поезда.

 Появится до 17 новых сквозных маршрутов из области в область, через центр. 2 маршрута — до конца 2019 года.

 Из Лобни в Одинцово, возможно, получится доехать в 2 раза быстрее, чем сейчас.

 Проехать можно будет по единой карте «Тройка» или аналогам.

 Бюджет всего проекта — около 60 млрд рублей.

 Через Комсомольскую площадь построят новую железнодорожную эстакаду. Многие жд-пути в центре расширят.

Что такое МЦД

Московские центральные диаметры — это новые сквозные маршруты пригородных электричек, которые решено пустить прямо через центр. Для этого город достроит недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые сейчас вообще не пересекаются. А по тем маршрутам, которые уже существуют, пустят десятки новых поездов. Департамент транспорта планирует, что к 2025 году МЦД снимет четверть нагрузки на центральные вокзалы и 13 % — на всю транспортную систему Москвы вообще. Поездка без пересадок из Раменского, например, в город Королев займет не больше полутора часов. К комфорту новых «городских электричек» предъявляют такие же требования, как и на МЦК. Расписание поездов будет ровным и регулярным, чтобы пассажиры могли пользоваться им так же уверенно, как метрополитеном. Интервалы между поездами — не больше шести минут.

«Этот проект эксперты пробивали последние десять лет, но мэрия годами делала вид, что никакой агломерации не существует, а Москва заканчивается МКАДом, — отмечает урбанист Аркадий Гершман. — Все изменил грандиозный успех МЦК, власти увидели потенциал в уже существующих железнодорожных линиях, на которых нужно просто поднять качество сервиса — и тогда люди поедут. Революционное тут именно переосмысление: не обязательно тянуть дорогое метро в Подмосковье, если можно доработать то, что уже существует».

ПОСМОТРЕТЬ СХЕМУ В БОЛЬШОМ РАЗРЕШЕНИИ

Сейчас проект курирует специальная рабочая группа департамента транспорта. В нее вошел Российский университет транспорта (МИИТ) — его Гершман называет инициатором проекта, компания ЦППК (главный перевозчик Московской области), корпорация РЖД и ее профильные институты, Мосгипротранс, аналитический центр «Пробок.нет» и другие эксперты. Разрабатываются проекты по 17 возможным диаметрам, пять из них — уже в высокой степени готовности, как заявляет заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. К сентябрю определят самые востребованные ветки.

Когда это заработает

Сроки запуска объявлены пока только для двух первых маршрутов — это вторая половина 2019 года. Линия МЦД-1 соединит Лобню и Одинцово c севера на запад, в черте города она охватит 15–20 уже существующих станций, а также станции Сколково, Долгопрудный, Савеловский и Белорусский вокзалы — все по прямой, без пересадок. Второй маршрут МЦД-2 — от Нахабина до Подольска, с запада на юг — пройдет через Курский и Рижский вокзалы и потребует масштабного строительства новой эстакады в районе нынешнего Каланчевского путепровода (станция метро «Комсомольская»). Через эту же эстакаду позже пройдет еще несколько других диаметров, поэтому железнодорожное полотно сильно расширят. Весной департамент транспорта обещает представить более подробную карту МЦД, сейчас на генеральном плане только семь веток. Весь проект Стройкомплекс собирается завершить к 2025 году. При этом Ликсутов уверяет, что стройка никак не повлияет на количество уже имеющихся маршрутов электричек.

Сколько будет стоить билет

Проездной МЦД, вероятно, можно будет записать на единый билет для остального транспорта Москвы. Стоимость должна быть соизмерима с ценой проезда на метро. Конкретно об использовании карты «Тройка» Дептранс пока умалчивает. Однако Ликсутов рассказывал, что цена будет варьироваться в зависимости от ветки, то есть МЦД поделят на зоны. При этом цена не будет зависеть от количества станций, которые проедет пассажир, — платить придется только за вход. Конкретные решения по тарифам еще только предстоит обсудить ЦППК и властям Московской области.

Какие будут поезда и кто будет перевозчиком

Власти выставили к поездам «Московских центральных диаметров» четкие требования: сквозной коридор без тамбуров через весь состав, максимальная скорость до 120 километров в час (впрочем, сейчас такая у электричек и есть), планировка сидений два плюс два, друг напротив друга, «воздушные завесы» перед входными дверями (тепловые кондиционеры), туалеты в головном и последнем вагонах, а также множество информационных дисплеев и бегущих строк. Заммэра Ликсутов также упоминал наличие бесплатного Wi-Fi и USB-розеток.

Первого поставщика поездов для линии Лобня — Одинцово объявят в течение месяца, причем победитель конкурса должен будет передать вагоны уже к октябрю — значит, времени создавать новую машину у него нет. Интерес к конкурсу проявили несколько компаний. В декабре портал М24.ru (финансируется мэрией Москвы) опубликовал перечень из отечественных поездов, которые якобы могут подойти МЦД, — все они оказались продукцией заводов, входящих в «Трансмашхолдинг». Эта компания — крупнейший поставщик 1 500 вагонов для московского метро по скандальному контракту сроком на 30 лет. Она принадлежит миллиардерам Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. Источник «РБК» в 2016 году называл «Трансмашхолдинг» «бизнес-партнером» заместителя мэра Ликсутова. Сам Ликсутов входил в руководство компании до 2011 года, а затем — перед назначением в правительство Москвы — вышел из бизнеса и развелся с женой (после чего Татьяна Ликсутова неожиданно стала самой богатой гражданкой Эстонии).

В нынешнем конкурсе по центральным диаметрам «Трансмашхолдинг» делает ставку конкретно на поезд «Иволга». Прошлой весной рекламу в муниципальных СМИ «Иволге» обеспечил сам мэр: Сергей Собянин осмотрел один из двух составов «городской электрички», который тогда запустили на Киевском направлении. А уже 11 января этого года на демонстрацию «Иволги» на Тверьвагонзавод приехал президент Владимир Путин, — чтобы перед телекамерами похвалить «Трансмашхолдинг» за «новый конкурентный продукт». Любопытно, что на самом деле «Иволга» должна была поехать еще на МЦК, но в 2016 году корпорация РЖД вдруг решила закупать другие поезда — «Ласточки» — у конкурента «Трансмашхолдинга», группы «Синара». По информации «РБК», главе РЖД Олегу Белозерову тогда не понравилось слишком обширное участие компаний под покровительством Ликсутова. А вот нынешнему МЦД «Ласточка» уже не подходит, поэтому поезда на Центральной кольцевой и центральных диаметрах точно будут разные. Сергей Собянин даже специально сделал оговорку об «аналогах „Ласточки“» в интервью телеканалу «Россия 1» — ее тут же растиражировали районные СМИ.

Организовывать перевозки по Московским центральным диаметрам будет та же компания ЦППК — поскольку она и так обслуживает большинство пригородных ж/д маршрутов (кроме Ленинградского направления) по госконтракту на 15 лет. При этом половина компании принадлежит фирме, связанной с теми же Бокаревым и Махмудовым (владельцами «Трансмашхолдинга»), еще четверть — у фирмы «Маршрутные системы», а еще 13 % — у турфирмы «Октопасс». Две последние компании были созданы осенью 2017-го, незадолго до аукционов, на которых они и купили доли в ЦППК у государства. Фактически сейчас компания уже перешла в частные руки.

Сколько денег потратят

Еще в ноябре Олег Белозеров из РЖД заявил, что бюджет всех МЦД составит около 60 миллиардов рублей. Половину работ корпорация возьмет на себя, она же останется техническим собственником всей инфраструктуры. Но оценки общей стоимости еще точно поменяются: пока неизвестно даже, сколько именно будет диаметров. Кроме того, в 20 миллиардов рублей обойдется только перестройка ж/д узла и эстакады в районе Москвы-Каланчевской — через эту станцию в будущем пройдет до пяти центральных диаметров. Еще около 20 миллиардов уйдет на закупку первых составов для линии МЦД-1. Любопытно, что глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин в конце декабря 2017 года заявлял, что первые деньги на проект уже выделены, хотя конкретная сумма и цели при этом не назывались.

Но в любом случае перед МЦД не нужно ставить цель зарабатывать, утверждает урбанист Аркадий Гершман: «Любой нормальный общественный транспорт дотируется. Например, с помощью платных парковок. Метро тоже не окупается, точно так же, как водопровод или канализация. МЦК — тоже, но считается эффективным. Все потому, что не нужно брать в расчет только окупаемость с помощью продажи билетов. Эффект может быть побочный: в появлении девелоперских проектов, развитии промзон, бизнесов в оживших районах и так далее — деньги все равно возвращаются в казну».

Как это повлияет на районы и недвижимость

В некоторых районах муниципальные депутаты уже отреагировали на планы по масштабной стройке. Так, депутат Басманного района Георгий Мамонтов 11 января провел встречи с жителями, чтобы затем обратиться в профильные департаменты и РЖД с вопросами. Местные обеспокоены тем, что жилые дома рядом с Казаковским и Старобасманным путепроводами стоят прямо на границе «полосы отвода железной дороги». Урбанист Аркадий Гершман считает, что РЖД точно будет прокладывать там дополнительные пути, а значит, придется расширять и исторические мосты, скашивать землю.

Большинство аналитиков с рынка недвижимости считают, что сильного влияния МЦД на стоимость жилья не окажет — невыкупленных квадратных метров еще слишком много. Кроме того, МЦД потому и считается «экономичным проектом», что предполагает использование уже проложенных путей и станций — значит, новые, «недоступные» уголки в области эта система не покроет. С другой стороны, на конечных станциях будущих веток транспортная ситуация улучшится, ведь теперь из Лобни, например, комфортные электрички будут отправляться в Москву каждые шесть минут. Это может слегка приподнять цены на местных рынках в таких городах.


Фотографии: обложка, 1, 2, 3 — Официальный сайт мэра Москвы

Share
15
скопировать ссылку

Читайте также:

«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы
На месте
«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах МосквыЖители Некрасовки, Северного и Молжаниновского — о столичной жизни за МКАДом
«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы
На месте

«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы Жители Некрасовки, Северного и Молжаниновского — о столичной жизни за МКАДом

Люди, пережившие теракты
Люди в городе
Люди, пережившие терактыThe Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово
Люди, пережившие теракты
Люди в городе

Люди, пережившие теракты The Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя
На месте

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустяГигантская стройка, кладбище и центр для мигрантов

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя
На месте

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя Гигантская стройка, кладбище и центр для мигрантов

Как Московское центральное кольцо изменило город за год
Транспорт
Как Московское центральное кольцо изменило город за годThe Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные
Как Московское центральное кольцо изменило город за год
Транспорт

Как Московское центральное кольцо изменило город за год The Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные

«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы
На месте
«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах МосквыЖители Некрасовки, Северного и Молжаниновского — о столичной жизни за МКАДом
«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы
На месте

«Пусть лучше будет свалка, чем стройка»: Как живут в худших районах Москвы Жители Некрасовки, Северного и Молжаниновского — о столичной жизни за МКАДом

Люди, пережившие теракты
Люди в городе
Люди, пережившие терактыThe Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово
Люди, пережившие теракты
Люди в городе

Люди, пережившие теракты The Village записал истории москвичей, переживших захват «Норд-Оста», теракты на Каширке, «Парке культуры» и в аэропорту Домодедово

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя
На месте

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустяГигантская стройка, кладбище и центр для мигрантов

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя
На месте

Взяли и забили: Как живет Новая Москва пять лет спустя Гигантская стройка, кладбище и центр для мигрантов

Как Московское центральное кольцо изменило город за год
Транспорт
Как Московское центральное кольцо изменило город за годThe Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные
Как Московское центральное кольцо изменило город за год
Транспорт

Как Московское центральное кольцо изменило город за год The Village выяснил, сколько заработало МЦК, как повлияло на рынок недвижимости и какие станции самые популярные

Комментарии

15 комментариев
Показать все

а хотя нет, опять не так :) . обратную ветку можно не считать. один круг подольск-нахабино-подольск электричка делает за 4 часа. около 60 поездов надо всего.

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком

Тренировать баланс

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев

Первая полоса

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком

Тренировать баланс
Хорошая привычка
Тренировать балансЧтобы быть ловким и здоровым
Тренировать баланс
Хорошая привычка

Тренировать баланс Чтобы быть ловким и здоровым

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяевВ гостях у Оли Меркушевой
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев В гостях у Оли Меркушевой

Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты
Яблочный сок «Ясная Поляна»Сделанный родственником Льва Толстого
Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты

Яблочный сок «Ясная Поляна» Сделанный родственником Льва Толстого

Зачем нужен ручной отпариватель
Промо
Зачем нужен ручной отпариватель И как его выбрать
Зачем нужен ручной отпариватель
Спецпроекты
Промо

Зачем нужен ручной отпариватель И как его выбрать

Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской»
Квартира недели
Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской» 24 квадратных метра и кровать на антресолях
Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской»
Квартира недели

Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской» 24 квадратных метра и кровать на антресолях

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходнойИ не стала
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной И не стала

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим каткомВ чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком В чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине
Город
Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине Средняя зарплата, количество митингующих и число храмов
Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине
Город

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине Средняя зарплата, количество митингующих и число храмов

Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Личный опыт
Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама
Личный опыт

Как петербурженка запустила услугу по экологичному разбору квартир от хлама

Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой
Премьера
Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакойПремьера на The Village
Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой
Премьера

Новый клип «Ады»: Старый капитан запускает радиоуправляемый кораблик, а хор девушек гоняется за собакой Премьера на The Village

«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца
Фильмы недели
«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отцаС 23 октября на Apple TV+
«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца
Фильмы недели

«Последняя капля»: Не лучший фильм Софии Копполы о дружбе взрослой дочери и пожилого отца С 23 октября на Apple TV+

Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике
Сериалы
Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике Тарантино, Дэвид Линч и «Бандитский Петербург»
Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике
Сериалы

Что скрывает «Внутри Лапенко»? Ищем в сериале отсылки к киноклассике Тарантино, Дэвид Линч и «Бандитский Петербург»

7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»
Гид The Village
7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»Выбор куратора фестиваля
7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак»
Гид The Village

7 спектаклей детского онлайн-фестиваля «Маршак» Выбор куратора фестиваля

Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Открытия недели
Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту
Открытия недели

Все по 300 рублей в «Зарядье», новый гастромаркет на Тишинке и бар-теплица на Кузнецком Мосту

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
Общественные пространства
«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге
Общественные пространства

«Третье место»: Как будет устроено общественное пространство в особняке Лопухиных-Нарышкиных в Петербурге

Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Новое место
Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»
Новое место

Первый магазин & Other Stories в «Метрополисе»

Подпишитесь на рассылку