Я живу в бывшем доходном доме Бугрова с видом на Волгу The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Нижнего Новгорода


Текст
полина лаптева

Фотограф
ИЛЬЯ БОЛЬШАКОВ
АРХИТЕКТОР: Николай Адамович Фрелих
Адрес: Нижневолжская набережная, 13
Постройка: 1872 год
Высота: 3 этажа
Жилье: многоквартирный дом
Историческая справка
Дом номер 13 на Нижневолжской набережной не внесен в перечень объектов культурного наследия в отличие от соседних домов номер 12 и 14. Все эти здания принадлежали в XIX веке династии купцов Бугровых и образуют единый архитектурный ансамбль улицы. Дома 12 и 13 были построены архитектором Николаем Фрелихом по заказу известного нижегородского промышленника Александра Петровича Бугрова в 1872 году. Двухэтажное здание номер 14 появилось позже, в 1889 году, и стало частью городской усадьбы сына Александра Петровича — Николая Бугрова. Сейчас в этом здании располагается детская художественная школа, где до сих пор можно почувствовать дух истории благодаря сохранившимся деталям интерьера — лепнине на потолке, старой печке, ажурным перилам лестницы. Городская усадьба Николая Бугрова и соседствующие с ней доходные дома занимали целый квартал и образовывали комплекс зданий. Только фасады, выходящие к реке, имели парадный вид, а внутри квартала располагались хозяйственные строения: склады, конюшни, дровяные сараи, экипажные навесы, погреба и колодцы.
Кирилл Непомилуев,
28 лет, тренер по йоге
В этом доме жила моя бабушка, но при каких обстоятельствах она здесь оказалась — история умалчивает. Тут же прошло детство моей мамы. Потом наша семья на время уезжала в Северодвинск, но мы снова вернулись сюда, в этот дом. В советское время здесь была коммуналка, у нас и сейчас есть соседи — у них три комнаты, но они тут не живут и площадь свою не продают. У нас общий коридор и туалет. Раньше был еще свой отдельный туалет, но поскольку соседи отсутствуют – мы его убрали. Мама рассказывала, что были еще жильцы в квартире, но они съехали. Комната какое-то время пустовала, и мы ее приватизировали. Та часть квартиры, которая находится в нашем распоряжении, — это около ста квадратных метров площади. Потолки здесь высотой примерно 2,7 метра.
Я давно преподаю йогу, и у меня возникло желание сделать большой зал у себя дома. За помощью я обратился к друзьям. Это было веселое мероприятие — человек десять вместе ломали перегородку. Раньше на месте зала было две комнаты: в одной что-то типа гостиной, в другой — спальня. Было видно, что деревянная перегородка, делившая зал, не родная. Ее поставили в советское время, чтобы сделать коммуналку — коммуналкой. Вдоль потолка по всему периметру зала был орнамент. Он есть до сих пор, но его не видно, потому что он спрятан под натяжным потолком. Такая лепнина сохранилась и в других комнатах. Обои в зале для йоги мы клеили прямо под Новый год вместе с друзьями, которые хотели отметить здесь праздник. Как сейчас помню, 30 декабря до двух ночи клеили, а уже потом разрисовывали стены своими силами. Еще мы поменяли здесь окна и нанимали работников для ремонта пола. Перебрали напольные доски, и только две пришлось выкинуть — были чуть подгнившими. Все остальные были в хорошем состоянии, их поставили обратно, укрепили. Это те самые оригинальные доски, которым больше ста лет, и такие доски тут везде, во всей квартире. Ремонт был около пяти лет назад, поэтому не могу точно воспроизвести расходы, на полы вместе с работой ушло около 35 тысяч рублей, на потолок — 17 тысяч. Сколько стоили окна и обои — не помню, но, кажется, весь ремонт обошелся не больше чем в 100 тысяч рублей. Зал получился примерно 32 квадратных метра и спокойно вмещает человек семь для занятий йогой. Правда, сейчас я дома йогу уже не веду, нас с женой ждет прибавление в семействе, и работа дома — не тот формат, я преподаю в студии.
Еще в квартире я организовал бильярдную, на ее месте также было две комнаты. Перегородку ломали вместе с друзьями и сделали комнату такой, какой она была изначально. В бильярдной есть печка, была еще вторая, но она явно была сделана в советское время, видно, что под нее делали дополнительный фундамент и рельсы. Советскую печку мы разобрали, а оригинальная так и стоит в бильярдной.
В квартире довольно шумно — особенно со стороны Нижневолжской. И очень пыльно. В бильярдной можно пыль протирать каждый день, и все равно комната моментально загрязняется. Синий забор из окон немного портит впечатление, но вид на Волгу — это круто, я это ценю.








Про соседей
Рядом с нашим домом художественная школа, раньше студенты часто приходили рисовать во двор — сидели здесь на стульчиках часами. Наверняка в школе есть картины этого двора. На первом этаже нашего дома и в соседнем крыле располагается отдел полиции. Всех соседей я знаю. В подъезде живут всего четыре семьи. Квартира напротив принадлежит мужчине и его матери, они занимают всю площадь, довольно большую. А под нами две семьи делят квартиру пополам. Все получили эти квартиры и комнаты еще во времена Советского Союза, и сейчас никто их в аренду не сдает и не продает.
Я всегда чувствовал себя здесь безопасно. Правда, недавно был случай. У нас есть ворота во двор, которые обычно закрыты, но на этот раз кто-то, видимо, поленился их запереть. Поскольку рядом полиция, сотрудники периодически кого-то задерживают в городе, привозят в свой отдел, а потом отпускают. И вот какой-то наркоман зашел к соседям на первом этаже в доме напротив и там напугал маленького мальчика. Но обычно чужие во дворе все-таки не заходят. А вот свои регулярно собираются — у соседей здесь мангал и столик, бывает, что шумят. Но если попросишь быть потише — к тебе моментально прислушиваются.
Наши соседи снизу активно благоустраивают двор — посадили цветы и растения. Раньше во дворе был двухэтажный сарай. Второй этаж сгорел еще когда меня не было. Конечно, все опасались, потому что сарай мог упасть или опять загореться. Решили его дружно разобрать. Скинулись все вместе, чтобы вывезти его отсюда, — сарай был огромный, разбирали долго. Зато сейчас травка растет и мамы здесь с детьми гуляют. Конечно, все соседи паркуются во дворе, мест почти не осталось. Тут же стоит моя старая «Волга», никто из соседей не против, но если мы купим вторую машину в семью, «Волгу» придется продавать. Кстати, ворота во двор тоже ставили сами — складывались деньгами. А еще на въезде всегда была большая яма с лужей. Мы ее в итоге своими усилиями засыпали.
Кстати, дом напротив разделен на две части. В одной живут люди, а другая пустует. В этой части огромные ворота — это были конюшни, над которыми находится жилой этаж, где, видимо, проживали люди, обсуживающие лошадей. Сейчас все это принадлежит одному собственнику. Только он с этой частью дома ничего не делает — то ли продает, то ли денег нет.





Про дом
Сколько я здесь живу, в подъезде ничего не менялось. Сохранилась старая чугунная лестница, но половина прутьев спилена. Капитальный ремонт дома не проводился и вроде не предвидится. Приключений, конечно, было много — с потолка капало, водопроводные трубы шалили. Но крышу нам отремонтировали, и трубы все поменяли. Отопление в квартире мы делали сами. Дом ведь купеческий и отопление было все печное. Газовое отопление мы поставили только двадцать лет назад, до этого отапливалось все печкой. Одни соседи снизу до сих пор топят печкой и электрическими каминами. В комнатах наших соседей тоже нет отопления, если его делать — потребуется проводить туда трубы и еще один котел.
Хочется, конечно, чтобы отремонтировали фасад да и подъезд. Стены внутри уже никакие — их надо штукатурить и красить, денег уйдет много, тысяч двести, вряд ли мы сможем сами скинуться на это. Люди не готовы заплатить по 50 тысяч рублей за красивый подъезд. А еще окна надо менять. В подъезде зимой минусовая температура — отопления ведь нет, да еще и из окон дует.
На чердаке у нас ничего интересного нет, я раньше лазил на крышу и загорал там. И сейчас иногда так делаю. Но там опасно, крыша железная и под углом, нужна физическая сноровка, чтобы не свалиться.







Про будущее
Мы хотим выкупить у соседей пустующие три комнаты. Все объединить и сделать большой ремонт. Мы ведем переговоры, но квартира принадлежит мужчине и его сыну, которому еще нет 18 лет. Чтобы продать такую собственность, нужно, чтобы у несовершеннолетнего ребенка была другая недвижимость в собственности. Из-за этого мы в подвешенном состоянии. По сути, у нас с соседями общий коридор и туалет, и пока вопрос не решен, мы ремонт не делаем. Переселения здесь никто не хочет. Никаких проблем с домом нет, несмотря на то что ему больше ста лет. Разве что подъезд не отремонтированный. А вообще жить здесь хорошо — квартира большая, самый центр города, ну и вид на Волгу, конечно.