Что делать, если тебя заставляют лгать на работе? The Village отвечает на этические вопросы, которыми задаются горожане

Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем комьюнити обсуждают сложные этические проблемы. Мы не оставили это без внимания: теперь The Village отвечает на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии. В новом выпуске разбираемся, что делать, если на работе тебя заставляют лгать.
По данным компании HeadHunter
работников лгут начальнику
работников лгут клиентам или коллегам
работников утверждают, что их ложь так и не была раскрыта
работников совсем не жалеют о содеянном
Иван Тютюнджи
руководитель пресс-службы HeadHunter
Мы провели исследование и выяснили, что каждому второму опрошенному сотруднику российской компании хотя бы однажды приходилось лгать по тому или иному поводу. При этом 4 % делают это постоянно, а ещё 29 % более или менее регулярно.
Самые заядлые лгуны — представители сферы продаж: 67 % работников в этой области ответили, что им приходится лгать на работе. На втором месте — все топ-менеджеры: 65 % руководителей приходится на работе говорить неправду. На третьем — юристы: 63 % опрошенных представителей этой профессии признались, что они лгут на работе. Интересно, что меньше всех на работе говорят неправду в целом все молодые специалисты (31 %), врачи и фармацевты (42 %), бухгалтеры и финансисты (45 %).
Большинство сотрудников российских компаний утверждают, что их ложь так и не была раскрыта (68 %). Самые искусные исказители правды — работники сферы страхования: их ложь остаётся нераскрытой в 83 % случаев. Чуть менее виртуозно, но всё равно успешно обращаются с правдой представители туристической и гостинично-ресторанной сфер: их ложь остаётся тайной в 78 % случаев. А вот самые неудачливые фантазёры — представители сфер массмедиа, консультанты и топ-менеджеры: неправду из их уст распознают в среднем в 40 % случаев.
Жертвой ложной информации сотрудника становится преимущественно руководство его отдела или компании, чуть реже — клиенты и коллеги. Интересно отметить, что почти каждый четвёртый признался, что время от времени ловит себя на мысли, что обманывает самого себя.
«Я всего лишь прикрывал коллегу», — объясняет свою ложь каждый второй. Также причиной обмана часто становится отсутствие на работе, заведомо ложные сроки реализации проекта и необходимость объяснения причин невыполнения своих рабочих обязанностей. Как бы то ни было, 64 % опрошенных совсем не жалеют о содеянном.
Егор Батищев
юрист
Если представитель работодателя заставляет вас вводить в заблуждение клиента, например, о качестве товара, услуг или работ, просите его оформлять поручения только в письменном виде, желательно с вынесением соответствующего приказа. Также перед исполнением такого поручения можно составить краткую справку о его нецелесообразности, чтобы впоследствии работодатель не применил к вам дисциплинарное взыскание.
Кроме того, стоит помнить, что даже в случае предоставления недостоверных сведений клиенту и наступления имущественной ответственности, например при расторжении выгодного договора, с работника трудно будет что-либо взыскать — стороной по договору всегда является юридическое лицо, то есть работодатель. Вообще, если начальник склонен ко лжи, да ещё с вашим участием, стоит задуматься о смене места работы.
Андрей
бывший курьер
Когда я был студентом, устроился подрабатывать курьером в компанию, которая торгует БАДами. За первую неделю я заработал около 20 тысяч рублей, что по студенческим меркам было огромной суммой, и поэтому я был полон энтузиазма. Через пару недель я увидел, как работает эта система: на должность операторов call-центра набирали людей с улицы, без какого-либо образования, их учили красиво говорить. В компании была база телефонных номеров, по которой операторы обзванивали потенциальных «клиентов» — в основном это одинокие пенсионеры или тяжелобольные, отчаявшиеся в традиционной медицине люди. Операторы представлялись врачами и начинали расписывать чудодейственные свойства биодобавок. На самом деле эти препараты были чистой воды пустышкой: никаких фармацевтических испытаний над ними не проводилось, а стоили они немало. Мне категорически не хотелось становиться частью системы, которая занимается надувательством и дурит людей. Я очень быстро ушёл оттуда, предварительно сказав коллегам всё, что о них думаю, а потом предупредил друзей и знакомых, чтобы они были осторожнее и не стали жертвами подобного обмана.
Иллюстрация: Оля Волк