Личный опыт: Как устроить концерт с помощью краудфандинга? Николай Бабин — сооснователь краудсорсинг-сайта, с помощью которого устраивали концерты The Big Pink и Ramona Falls рассказал The Village о том, как привезти зарубежного артиста на фанатские взносы.

Краудфандинг или краудсорсинг — популярный способ профинансировать свой проект с помощью взносов частных инвесторов, фанатов или просто единомышленников. По такому принципу работают десятки зарубежных и российских сайтов, у некоторых даже есть определённая специфика, например сбор средств на проекты в интернете. По такому же принципу работает и Imin.fm — платформа, созданная тремя москвичами для организации концертов любимых групп. Своим опытом привоза иностранных исполнителей с материальной, физической и идеологической помощью всех местных фанатов поделился Николай Бабин, устроивший в Москве концерт The Big Pink, а в Петербурге — Ramona Falls.
Идея
Всё началось с The National. Это было пару лет назад: до нас дошла инсайдерская информация, что их хотят привезти на один крупный фестиваль, но до ассигнованной суммы не хватало около 7 000 долларов. Мы подумали: «Блин, всего 7 000 долларов отделяет нас от концерта любимой группы», — и начали искать решения. Скинуться с друзьями оказалось слишком накладно, и всё провалилось. Но идея фанатских сборов показалась интересной.
Оказалось, привезти недорогую группу вполне реально, а артисты охотно подписываются на такие авантюры, особенно инди-группы. Чуть позже мы узнали, что в Бразилии есть нечто подобное — сайт Queremos.com.br. За время своего существования ребята привезли 40 групп, в том числе The XX, The Kooks, Blink 182 и другие, достаточно топовые. Надежду в нас это вселило. Хотя многие говорили, мол, страна ленивая, краудфандинг воспринимается как лохотрон.
Больше всего нас воодушевляло то, что коллектив мы сможем привезти своими силами, не завися ни от кого. Обычно выбор группы — это удел промоутеров. И решение чаще зависит от прибыли. Тот факт, что из нас троих только у меня было образование музыкального менеджера, нас не пугал, и мы решили не мелочиться и запустить собственную платформу.
Про сайт
Я решил: «А что тут сложного, ну, подумаешь, написать программный код для сайта». Оказалось, сложностей хватает: одна система безопасности для потоковых финансов чего стоит. На разработку сайта ушло 4 месяца, так что проект запустили в декабре, а первые взносы делали наши друзья и знакомые.
Для начала мы решили составить список групп, которые сами хотели бы услышать вживую. Зачем мельчить, подумали мы, и внесли в него Бьорк, Radiohead, The XX, The Knife. Половина нам даже не ответила, с половиной получилась какая-то переписка, ответили Foster the People и The National, а согласились британцы The Big Pink. Мы решили заявить сразу два города, но в Петербурге ничего не вышло: взнос сделали всего два человека. Промах был наш: мы слишком сконцентрировались на столице.
В Москве всё получилось более-менее, но вот время мы выбрали не самое удачное — сборы заканчивались 31 декабря, а это время предновогоднего угара. В итоге на сайте взнос в размере 1 200 рублей сделали 160 человек — ровно половина от того, что нам было нужно. Времени оставалось мало, и мы решили «поставить на розовое» — сказать артистам как есть: «Мы собрали половину, давайте попробуем дособирать остальное в день концерта». Они согласились. 25 января состоялся концерт The Big Pink в «Москва Hall», на который пришли не 300, как мы ожидали, а 600 человек.
У ФАНАТОВ РИСКОВ НИКАКИХ. СКИНУЛИСЬ ПО 500 РУБЛЕЙ,
КАК НА RAMONA FALLS, И ЖДЁТЕ
Многие спрашивали, почему мы не обратились к общеизвестным платформам краудфандинга, а запарились со своей. Дело вот в чём: у нас изначально была цель сделать чуть более усовершенствованную версию с бонусными программами и системой мотивации, чтобы людям было интересно участвовать. Например, приведи четырёх друзей и верни деньги. Мы хотели дать всем равные условия: ты можешь быть и промоутером, и букером, предлагать артиста и искать единомышленников. Другой стимул — желание фанатов быть ближе к кумиру. Обычно ведь как всё выглядит: артист приезжает, играет, едет на афтепати и улетает. Мы хотели сократить это расстояние, например, фанаты The Big Pink ездили с группой на каток на Красной площади, а поклонники-музыканты могли отдать свои записи группе. Артистам, кстати, такое гостеприимство очень нравится.
С чего начать
Есть некоторые правила игры, о которых новичкам неизвестно. Представим, что агенту группы пишет некоторое количество начинающих промоутеров из одного города. Агент — персона хладнокровная и алчная, его не интересует, что всё держится не фанатской инициативе. Ему важен интерес, а здесь он, как видно, повышенный. Такие промоутерские «перегревы» делают только хуже: есть спрос, значит агент может повысить цену.
Первый шаг — забукировать артиста, то есть «выкупить» его. И тут мы сталкиваемся с первой сложностью: в Россию многие попросту не хотят ехать, когда в запасе 50 предложений из Европы и Штатов. Если им всё-таки интересно, начинается торговля, как на рынке. Мы предлагаем 2 тысячи гонорара, они — 20. Мы — 4, они — 10. Некоторые группы, узнав, какой суммой мы располагаем, отвечают: «Вы что, шутите?»
Параллельно нужно искать площадку. Точно определите, сколько слушателей соберёт группа. Совершенно не важно, что в Берлине или Манчестере у них стадионы, у нас может быть гораздо меньше. Посмотрите их группы «ВКонтакте», на Last.fm, прочитайте о них в СМИ. Арендодателям в принципе всё равно, кто арендует площадку. Здесь всё строится на доверии, если площадка понимает, что ты их не кинешь, проблем не возникнет.
О рисках и сложностях
У фанатов рисков никаких. Скинулись по 500 рублей, как на Ramona Falls, и ждёте. Собрали деньги — идёшь на концерт, не собрали — тебе всё возвращают. А вот у нас рисков полно, включая аренду площадки. Клубы расписаны на месяц вперёд, поэтому нужно вносить предоплату в размере 50 %, а это около 50 000. В случае чего деньги никто не вернёт. Билеты на самолёты, визы — всё это деньги и время. Но хуже всего потерянная репутация в случае, если тебя постиг провал.
Агенты, с которыми ты работаешь, понимают: раз не собрал, два не собрал, а в третий просто не будут работать с тобой. Зато если есть хорошая репутация, можно обзавестись контактами. Например, мы уже успели подружиться с Эммой Бэнкс, агентом The Big Pink, которая возглавляет крупное агентство с кучей известных артистов вроде Maccabees.
есть локальные, но прогрессивные группы, которым достаточно
300 долларов
Наш сайт подразумевает возможность не только скинуться на предложенные нами концерты, но и организовать собственный с любимой, но не самой известной группой. Многие, конечно, сразу хотят Radiohead, но нужно понимать: начинается всё с малого. Конечно, есть Arctic Monkeys с кучей фанатов и гонораром в сотни тысяч евро, а есть локальные, но прогрессивные группы, которым достаточно 300 долларов. И как бы ни были популярны первые, нужную сумму можно собирать годами, а если рассказать паре человек о вторых — вероятность хорошего концерта выше.
Где искать помощь
Изначально я представлял себе наше дело так: фанат узнаёт о предстоящих сборах и начинает вербовать всех вокруг — дома, на работе, на автомойке, в курилке. Чтобы всё было так, для активистов мы придумали фанатские бонусы. Самые активные получают постер, благодарность или личную встречу с кумиром.
Мы не скрываем суммы затрат на артиста: трансфер, визы, проживание и стоимость требуемой аппаратуры, аренду площадки. Всё это и составляет бюджет. Но так как мы некоммерческая организация, мы всегда ищем способы сэкономить. Например, кто-то из фанатов владеет хостелом и готов предоставить места, а кто-то водит машину и с радостью довезёт артистов из аэропорта. Мы такие вещи поощряем, делаем скидки на билеты. Это и есть краудфандинг, тут не только деньги важны, но и участие единомышленников.
выступать на организованном фанатами концерте бесценно
Если контакт фанатов с артистом идёт напрямую, а не через агента, могут помочь личные знакомства активных фанаток в Twitter или Facebook. Главное, чтобы посредников было немного, а то всё это на коммерческое предприятие становится похоже. А если одна-две фанатки в хорошем смысле начнут «атаковать» кумиров, рассказывать о проекте, шанс привезти группу действительно возрастает. Многие артисты говорят, что выступать на организованном фанатами концерте бесценно.
Заработок
Модель краудфандинга подразумевает некоторую материальную прибыль, но сейчас мы сконцентрировались на культурной и просветительской составляющей. Тут очень важный момент, как и в любом краудсорсинге: аудитория решает всё. Почему бразильский Queremos.com.br собирает 30 000 долларов за сутки? Потому что у сайта аудитория 100 000 человек, которые знают: этим ребятам можно доверять.
Мы проводили опросы и выяснили, что люди в России по-прежнему относятся к этому с недоверием. Сейчас наша аудитория составляет 3 000 человек. При таком раскладе о заработке думать не приходится, но со временем, когда собранные суммы превысят расходы на артиста, мы сможем использовать дополнительные финансы для развития нашего фонда. И создать что-то вроде клуба для любителей качественной музыки.