«Я руководила медиахолдингом в Таиланде» Журналист из Иркутска Ирина Хорошева рассказала The Village, как устроиться на хорошую работу в теплой стране и к чему стоит готовиться

Многие мечтают жить и работать в теплых странах. The Village поговорил с иркутянкой Ириной Хорошевой о том, как журналисту получить работу в Таиланде и действительно ли это работа мечты.

Текст:
Ирина Хорошева
40 человек на вакансию
В мае 2013 года у меня была пара недель отпуска. Нашла «горящие» путевки в Паттайю и полетела в страну, где до этого никогда не была. Буквально на второй день увидела бегущую строку по русскому ТВ-каналу, что в русскоязычную школу требуются учителя русского и литературы. Так как я по образованию филолог, решила съездить узнать условия.
Директор школы сразу сказала, что не подхожу, так как давно не работала учителем. Но она слышала, что на русское телевидение требуется журналист. А с моим опытом работы есть все шансы. Я нашла телефон, в этот же день встретилась с продюсером ТВ-канала и узнала, что уже около 40 человек претендует на это место, оставила свой телефон и поехала дальше отдыхать. Через несколько дней мне перезвонили, предложили съездить на пробную съемку, что я и сделала. Потом был разговор с президентом группы компаний, еще один — с продюсером, в результате мне задали вопрос: «Сколько времени вам нужно, чтобы переехать в Паттайю?» Как выяснилось позже, моим главным конкурентным преимуществом стал большой опыт работы на телевидении: я на ТВ с 2000 года, а на момент этой истории уже 4 года работала шеф-редактором программы «Вести-Иркутск» на ИГТРК.
Был разговор с президентом группы компаний, еще один — с продюсером, и вопрос: «Сколько времени вам нужно, чтобы переехать в Паттайю?»

Жилье
Реакция моих знакомых в Иркутске была разная: кто-то порадовался за меня, кто-то пытался отговорить, не понимал, как так можно — бросить стабильную работу на высокой должности, оставить свою квартиру, старшего сына (он учился на очном тогда и не было возможности переехать тоже) и уехать в чужую страну. Но я бы была не я, если бы не попробовала.
Первым нашим пристанищем (я уехала с младшим сыном) стал мини-отель на Джомтьене, это на юге Паттайи. Стоил 1000 батов в сутки (тогда бат и рубль по курсу были один к одному). Вполне аккуратный и большой номер, с видом на море, первая линия. Но работа у меня была на другом конце города, на севере, да и 1000 в сутки это дорого, конечно. Нашла мини-отель за 5500 в месяц, с тренажерным залом и бесплатным WiFi. С его хозяином, норвежцем, у нас до сих пор очень хорошие отношения.
Меня узнал хозяин квартиры, сказал, что я суперстар, и поэтому он сдает мне по себестоимости
В этом отеле всё было хорошо, но не было бассейна. Поэтому через три месяца, когда уже освоилась, я сняла бунгало вновь на юге города. Так как я снимала сразу на полгода, мне сделали хорошую скидку, и я платила по 10 тыс. за месяц вместо 15 тыс. Здесь уже был бассейн, небольшая кухня.
Последний год своего пребывания в Паттайе я снимала двухкомнатную квартиру на ул. Теппразит, это центр города. Узнала о ней через коллег. Обошлась она мне в 9 тыс. батов в месяц, но на самом деле её иностранцам сдают дороже, минимум за 12 тыс. Просто так получилось, что меня узнал хозяин квартиры (русский), сказал, что я суперстар и поэтому он сдает мне по себестоимости.
Хочу добавить, что коммунальные расходы оплачиваются дополнительно, по счетчику. Электроэнергия там, конечно, намного дороже, чем в Иркутске. Поэтому кондиционером мы мало пользовались, в основном вентилятором. В результате в месяц дополнительно выходило 800-1000 батов.
Быт и школа для сына
Я полюбила Таиланд всей душой за то, что многие бытовые проблемы, по сравнению с проживанием в России, просто ушли. Постирать — есть laundry в каждом дворе. Это или стиральные машинки на улице или мини-прачечные, в которых за совсем небольшие деньги (около 100 батов) принимают белье, возвращают уже поглаженное. Уборка дома — тоже проще простого: платишь 50-100 батов и все чисто.

Доступная дешевая еда тоже всегда рядом, необходимость в ежедневном приготовлении отпала. Хотя, конечно, я готовила, особенно когда хотелось чего-то русского. Но это именно по желанию. Зато появилось время для себя и сына.
О нем отдельно. В Паттайе на тот момент были две русские школы. Мой сын учился в «Дипломате» по программе Министерства образования России. Цена обучения — 20 тыс. батов в месяц. Плюс затраты на питание и школьный автобус. Дорого, скажем прямо. Но цена оправдана. Детей мало, с сентября до ноября в некоторых классах по 1-2 ученика было. Потом начинали приезжать на «зимовку» семьи, детей становилось больше. Но всё равно в одном классе — максимум человек 10 набиралось. При этом учителя по всем предметам. Получалось фактически индивидуальное обучение.
Предметы были все обычные школьные, как и в России. Только английский каждый день и тайский раз в неделю. Физкультура — в бассейне, который находился рядом со школой. В школе была пятидневка, по субботам — только факультативы. Начало уроков — в 9 утра.
Работа
Начала я работать на русском телевидении в июне 2013 года журналистом, через полгода назначили руководителем медиа-холдинга, куда входило 5 телеканалов. Назывались они просто: «1 RU», «2RU» и т.д. Передачи новостей, к чему я привыкла, не было. Просто между фильмами начинался блок рекламы, в котором, кроме роликов, были и новостийные сюжеты. Снимались они не каждый день, поэтому ритм работы был очень размеренный.
Сюжеты были чаще всего рекламные, например, об окончании строительства кондоминиума или начале набора в школу.Конечно, снимали и новости. В Паттайе процветает событийный туризм: международные фестивали — музыки, фейерверков, тайской кухни и тому подобные — имеют огромную популярность. Я общалась с людьми из разных стран, в том числе, из Европы, которые из года в год приезжают именно на событие. Поэтому чаще всего новости у нас были позитивные. Но, к сожалению, иногда приходилось снимать и совсем не радостные. Например, когда затонул паром, идущий с Ко Лана. Погибли несколько человек, в том числе русский мальчик.
Кроме сюжетов мы с моим коллегой, Стасом Высоцким (сейчас он живет в Сочи), который был и за оператора и за монтажера, делали регулярные передачи: православную, юридическую, отчёт по работе группы копаний «Русский дом». Снимали не только в Паттайе. Например, в Хуахине делали репортаж про закладку храма, а через год — про его открытие. В Чонбури снимали про встречу русских бизнесменов и губернатора этой провинции. В Ратчабури — про православный мужской монастырь.
Начала я работать журналистом, через полгода назначили руководителем медиа-холдинга, куда входило 5 телеканалов
Страховка и виза
Всегда! Слышите, всегда, когда отправляетесь в Таиланд, хоть на три дня, хоть на месяц, делайте страховку! Медицина здесь очень дорогая. А случиться может всякое — от укуса комара, зараженного лихорадкой Денге или малярией, до перевернувшегося с вами тук-тука или байка. Страховка всё это покрывает, иначе готовьтесь к счетам на сотни тысяч.
Как известно, россиянин может без визы находиться на территории Таиланда 30 дней. Потом ему нужна виза: туристическая, учебная, рабочая, опекунская, пенсионная. Так как в самом начале я работала нелегально (3 месяца испытательного срока), то мы с ребёнком 2 раза воспользовались visa run (выезд за границу с соседней страной, чаще всего это Камбоджа), получали штамп еще на 30 дней.
Опасно работать нелегально. Я знаю много случаев, когда люди получали реальные сроки, а тайские тюрьмы «славятся» на весь мир

Потом мне сделали разрешение на работу (work permit). На самом деле, большинство иностранцев, особенно тогда, до военного переворота в мае 2014 года, работали нелегально. Во-первых, в Таиланде огромный список запрещенных в этой стране профессий для иностранцев. Экспат не может быть парикмахером, ювелиром, гидом, резчиком по дереву, водителем общественного транспорта, заниматься профессионально видео и фотосъемкой и так далее. Таким образом власти страны защищают своих граждан в праве на труд, сохраняя для них рабочие места. Всё, что можно делать руками, должен делать таец.
При этом не любой работодатель может взять иностранца в штат. Зарегистрированный капитал компании должен быть не меньше 2 млн батов. И тогда компания может нанять одного иностранца. Соответственно, на каждого нового иностранного работника капитал должен быть увеличен еще на 2 млн батов. При этом на одного русского работодатель должен обеспечить работой четырех тайцев. Минимальная заработная плата по тайскому законодательству у иностранца — 35 000 батов, у тайца — 9 000. Рабочая неделя — 6 дней.
В Таиланде огромный список запрещенных для иностранцев профессий. Всё, что можно делать руками, должен делать таец
Рабочую визу делают в Лаосе, выдают её на год, потом при необходимости, продлевают. Официальная стоимость разрешения на работу 3 900 батов плюс сама виза — 1 900. Но Таиланд — очень коррумпированная страна (коррупция здесь не запрещена законом). Платить взятки надо почти везде. Поэтому неофициально рабочая виза обходится примерно в 20 000 батов. За меня платил работодатель, но некоторые мои коллеги оплачивали ее самостоятельно. Работодатель также платит налог и соц. страхование, поэтому у иностранца есть медицинский полис, который действует в государственных тайских поликлиниках и больницах.
А вообще работать нелегально опасно. Я знаю много случаев, когда люди получали реальные сроки за незаконную работу (а тайские тюрьмы «славятся» на весь мир). Либо штраф — 100 тыс. батов, которые выплачивал работодатель, и которые потом надо было отработать.
Домой
Прожила я в Таиланде почти 2 года — с июня 2013 до конца апреля 2015. И если бы не кризис 2014 года, жила бы до сих пор. Но случился «черный вторник», в России валюта выросла в два раза, русский турист исчез из Паттайи. С телевидения начали уходить рекламодатели, стали закрывать телеканалы, сокращать штат. Вот так и не стало работы.
Это ответ на самый частый вопрос, который мне задают. А второй по популярности — не жалеешь, что уехала их Таиланда? Нет, не жалею. Прошло уже два года, я скучаю только по температуре в 30 градусов, которая стоит и днём, и ночью, и по людям, с которыми там познакомилась. А так мне хорошо там, где я есть. И кто знает, какую еще бегущую строку и где я увижу.