27 мая, пятница
Москва
Войти

«У меня есть практически тысяча комиксов» Коллекционер комиксов о своих самых интересных изданиях, нижегородских авторах и о том, при чем здесь житийные иконы

«У меня есть практически тысяча комиксов»

Практически за вековую историю с момента возникновения комиксы стали феноменом, без которого невозможно представить современную поп-культуру и индустрию развлечений. Супергеройские фильмы бьют все рекорды по кассовым сборам, фанаты стоят в бесконечных очередях, чтобы попасть на фестивали вроде Comic Con, а российский фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» по серии от издательства Bubble стал хитом на Netflix.

The Village Нижний Новгород поговорил с Иваном Савельевым — учителем истории и коллекционером комиксов о том, зачем комиксам постоянно нужна перезагрузка, какие комиксы создают в Нижнем и почему их коллекционирование — удовольствие не только дорогое, но и совсем не детское.

Практически за вековую историю с момента возникновения комиксы стали феноменом, без которого невозможно представить современную поп-культуру и индустрию развлечений. Супергеройские фильмы бьют все рекорды по кассовым сборам, фанаты стоят в бесконечных очередях, чтобы попасть на фестивали вроде Comic Con, а российский фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» по серии от издательства Bubble стал хитом на Netflix.

The Village Нижний Новгород поговорил с Иваном Савельевым — учителем истории и коллекционером комиксов о том, зачем комиксам постоянно нужна перезагрузка, какие комиксы создают в Нижнем и почему их коллекционирование — удовольствие не только дорогое, но и совсем не детское.

Начало коллекционирования

История, связанная с комиксами и их персонажами, длится для меня с самого детства: я вырос на мультфильмах о Человеке-пауке, Бэтмене и Супермене, которые выходили на «СТС» в 90-х и начале 2000-х. Коллекционный интерес к комиксам, как и у большинства моих знакомых, которые их также читают, начался с MARVEL и огромного количества фильмов, которые у них выходят — это был год примерно 2015-й, а супергеройские кино-новинки лишь подстегнули старые воспоминания. Судьбоносную роль сыграла и учеба в институте: по образованию я учитель истории, в свое время жил в общаге Педагогического на Бекетова, в двух домах от которой находился магазин комиксов «Мистер Нигма». На третьем курсе меня туда затянуло любопытство, и обратно из магазина я уже возвращался не с пустыми руками: комикс про Соколиного Глаза стал для меня первым в будущей коллекции. Дальше все начало разрастаться как снежный ком: сначала я плохо разбирался в комиксах и покупал все подряд — в числе первых были серии про Бэтмена, Дэдпула, Сорвиголову. В итоге у меня есть практически тысяча комиксов в коллекции: это четыреста сорок книг и более пятисот синглов, то есть отдельных выпусков с историей в рамках серии. «Мистер Нигма» просуществовал всего два года, но мой минутный порыв успел превратиться в привычку: на полках дома уже нет свободного места, и часть комиксов живет за пределами квартиры, на даче.

Почему комиксы всегда будут актуальны

Вообще что такое комикс? Это журнал небольшого формата, обычно на двадцать-тридцать страниц, в котором рассказывается часть какой-то истории. Она может быть большой и неограниченной — это называется онгоингом. Классические персонажи, например, Бэтмен или Человек-паук, существуют уже на протяжении шестидесяти-восьмидесяти лет, а чтобы интерес к ним не угасал, истории нужно постоянно обновлять. С персонажами происходят перезапуски: например, как с «Совершенным Человеком-пауком», когда на определенном моменте Паука решили «освежить», и в разум Питера Паркера на протяжении тридцати с лишним выпусков попадает злодей Доктор Осьминог. Иногда мутят какие-то глобальные события: участвуют все персонажи, организовывают какой-то масштабный звездец, ради которого они все все собираются, и это все имеет значительное последствие для серии. Так было во «Флэшпоинт» от DC. Там Флэш совершил небольшие трюки со временем, в итоге вселенная изменилась, а создатели комиксов произвели отсчет для перезагрузки серии и решили вопрос с обновлением образов, событий и интерпретацией фактов о персонажах. Сейчас это часто используют, когда хотят привлечь внимание новых читателей и поддерживать продажи — для этого сюжеты и темы, затронутые в комиксах, должны были актуальными, ведь люди взрослеют, и многим комиксы перестают нравиться.

Классические персонажи, например, Бэтмен или Человек-паук, существуют уже на протяжении шестидесяти-восьмидесяти лет, а чтобы интерес к ним не угасал, истории нужно постоянно обновлять

Основа коллекции и уникальные вещи

Больше всего у меня в коллекции ТПБ/Трейд (от англ. TPB — Trade Paperback — Прим. ред.) — то есть сборники в мягком переплете, которые элементарно стоили дешевле в пору моей юности и студенчества, когда я начинал собирать комиксы, а тогда это был для меня значимый аргумент. Как и в основном у любителей комиксов, это издания от MARVEL, но и DC я тоже немало собрал. Так же значительную часть коллекции составляют и серии, так называемой альтернативы, то есть комиксов, выходящих за пределами издательств Marvel и DC, либо же не связанных с супергероикой в принципе

Англоязычные комиксы я покупаю обычно уже после того, как прочитаю их в сканах, чтобы не выкидывать деньги на ветер, ведь они дороже, в том числе, из-за доставки заграницу, причем само коллекционирование — удовольствие не из дешевых. Самое дорогое, что у меня есть — это издание серии от DC «Четвертый мир» великого комиксного писателя, сценариста и художника Джека Кирби — настоящая космо-опера похлеще «Звездных войн», которые как раз во многом были списаны с «Четвертого мира». Такие издания называются абсолютами — это коллекционные комиксы со слипкейсами (то есть в специальном футляре, предназначенном для хранения комикса — Прим.ред.) с подтверждениями, что это оригинальные издания с автографами авторов и сертификатами. Моим первым абсолютом, который я взял любопытства ради была «Зеленая стрела» Кевина Смита — более дешевый, стоил он четыре тысячи, этот персонаж мне тоже очень симпатичен. Прелесть абсолютов в том, что это книги увеличенного формата, сравнивая со сборниками или ТПБ, в большом формате гораздо приятнее рассматривать труд художника, особенно если хороша сама серия.

Другая ценная для меня вещь — это роскошное специальное издание комикса «Чудеса» от Курта Бьюсика и Алекса Росса: это история супергероев и событий из вселенной MARVEL глазами фотографа, на то, как они влияют на окружающий мир. Фишка конкретно этого издания в том, что здесь есть подписи художника и сценариста, а мой экземпляр маркируется числом пятьсот шестьдесят из пяти тысяч копий на весь мир.

Какие-то работы я могу взять только из-за обложки или редкости. У меня даже есть издание из «Золотого века» комиксов, то есть периода с 30-х по 50-е годы двадцатого века, когда начали появляться первые издательства и культовые персонажи. Это комикс из 40-х годов с Капитаном Америкой, и, на самом деле, культурной ценности в нем минимум — это настоящая пропагандисткая военная брошюрка с пожелтевшими страницами, которую было удобно с собой носить солдатам, а взял я ее чисто как реликвию. Обычные комиксы тех лет были привычного для нас формата и стоят невероятные суммы, 40-50-е годы достать практически невозможно — для этого нужно быть таким богатеньким Буратино.

«Мэдмен» — классическая альтернативная серия от Лоры и Майкла Оллредов, где Майкл — художник, но с дальтонизмом, рисует комиксы, а Лора — колорист для его работ

Как создают комиксы

Комиксы должны выходить регулярно, поэтому работа над их созданием делится между большой командой. Кто-то отвечает чисто за сценарий, и после его написания комикс попадает в руки художника, художник комиксов работает в черно-белой графике и передает ее колористу на оживление страниц цветом, а также леттереру — человеку, который работает со шрифтами и добавляет текст в бабблы, то есть облачка с текстом. Только после этого получается полноценный комикс. Бывает, что комиксы создаются в уже устоявшихся творческих тандемах, как, например, в «Мэдмене» — классической альтернативной серии от Лоры и Майкла Оллредов, где Майкл — художник, но с дальтонизмом, рисует комиксы, а Лора — колорист для его работ.

Российский рынок комиксов

Конечно, комикс в России развивался по собственному пути, отличному от западного. Фактически, первым комиксом в России можно считать житийные иконы, которые напоминают разворот комикса: в их центре — изображение святого, а на клеймах, то есть полях вокруг образа святого, располагаются сюжеты, которые описывают его жизнь. Невозможно не вспомнить про детские журналы в СССР — «Мурзилку» или «Веселые картинки», в которых были рисованные истории, хоть комиксами тогда никто их не называл. После развала СССР к нам проникла новая культуры с запада, и комиксы, вроде «Дональда Дака», «Микки Мауса» и «Черепашек-Ниндзя», стали очень популярны. Супергероика немного затормаживала и пришла только в конце 90-х, начале нулевых — издательство ИДК начало выпускать современные серии Marvel практически одновременно со всем миром. К концу нулевых они загнулись, но успели привить интерес людей к комиксам. К 2014-15 годам появляется множество издательств, хотя они до сих пор боятся рискнуть потерять деньги и выпустить комиксы с менее популярными по российским меркам персонажами: кроме Человека-Паука, Бэтмена, Росомахи и Дэдпула у нас мало что берут.

Из российских издательств, которые делают оригинальный контент, стоит выделить Bubble, наверное, самое крупное из них. Они завоевали нишу самой платежеспособной категории населения — это девочки-подростки, которые скупают у Bubble просто все. Bubble выпускает альтернативные обложки — их распродают моментально! Настоящие фанаты! А так-то Bubble молодцы: у них целая проработанная вселенная с кучей персонажей, которых стоит развивать, я искренне жду несколько проектов. Вот скоро у них с Кинопоиском выходит сериал про Красную Фурию — русскую версию Черной Вдовы, грубо говоря. Bubble, к сожалению, очень много заимствует супергеройских штампов, но старается обрабатывать их по-своему для российских реалий. Вот по фильму «Майор Гром» было видно будто это не Санкт-Петербург, а Нью-Готэм, хотя в комиксе так не скажешь: есть куча фреймов (от англ. frame — «рамка», то есть отдельных картинок на странице в комиксе, внутри которых находится рисунок и текст — Прим. ред.), где видны реальные места из Питера.

Конечно, не на Bubble одном держится современная индустрия комиксов. Есть издательства, которые помогают издаваться российским независимым авторам, например, Комикс Паблишер. Они выпустили двухтомник «Ч\Б» — от ветерана российской комикс-индустрии Аскольда Акишина, которого прежде всего стоит советовать, если говорить о русских комиксах.

В Нижнем Новгороде существует не просто свое комьюнити любителей комиксов, но и люди, которые сами их создают — это сообщество художников-сценаристов «Горький Комикс»

Нижегородское коммьюнити

В Нижнем есть магазин комиксов Jason’s Club, а еще доставка у большинства крупных магазинов, тот же «Читай-город» и «Дирижабль», где продают небольшую часть комиксов, хотя сетевики могут завышать цены.

В Нижнем Новгороде существует не просто свое комьюнити любителей комиксов, но и люди, которые сами их создают — это сообщество художников-сценаристов «Горький Комикс», в число их авторов я не вхожу, но выступаю у них с лекциями про комиксы. У «Горький Комикс» есть уже шесть выпусков собственного сборника на разные тематики: например, сны, космос, творчество, детектив — по сути, это и есть физическое воплощение нижегородского комикса. Изначально они собирались только нижегородским составом авторов, выпускались совсем малыми тиражами, а теперь вышли на всероссийский уровень: над последним на сегодняшний день выпуском вместе поработало около сорока художников из разных городов. Печатается «Горький Комикс» в той же нижегородской типографии, что и Bubble, и когда я заказываю что-то от Bubble, комикс из Нижнего едет в Москву, чтобы потом обратно вернуться ко мне в Нижний — вот такой забавный факт.

Хотя центры притяжения всех комиксных мероприятий — это, конечно, Москва и Санкт-Петербург, в Нижнем также проводятся локальные фестивали, самый крупный из них — фестиваль комиксов «ГорькийКон» и фестиваль анимации и фантастики «Fan Fan».

«Комиксы — это для детей»

Главный стереотип связан с тем, что комиксы — это для детей, но это не так. Есть огромное количество комиксов для взрослой аудитории, например, тот же «Город Грехов» — это очень экшно-маскулинная штука или известный персонаж Джон Константин, сборники с которым я начал собирать с прошлого года. На них стоит пометка MR-Mature Reader (пер. с англ. «для взрослого читателя» — Прим. ред.): там очень много насилия, а идеи и темы, которые показываются и обыгрываются, достаточно серьезные и сложные для детского восприятия, ребенок такое не вывезет.

Но самый яркий пример — графический роман «Лечебница Аркхем», который выглядит как нарко-трип с настоящим мета-повествованием. Вместе с персонажами из вселенной DC мы путешествуем по психлечебнице, и художнику тут было важно передать сумбурность происходящего. По одному боковому срезу комикса видно, что это непростое издание: черные страницы — сама история, а вот белые — сценарий, раскадровки и очень большой блок примечаний, которые поясняют, что хотел сказать автор.

Один из альтернативных комиксов — серия «Боун», которая вышла в 90-е и завоевала несколько престижных премий в мире, в том числе, аналог Оскара от комиксов — десять премий Айснера. На первый взгляд, по жанру кажется мультиком, но на деле это сказка, которая постепенно превращается в темное фэнтези: с принцессой и драконами, которое невероятно круто читается аудиторией любого возраста. А еще «Боун» используют в европейских академиях художеств как пособие для создания мимики. Так что комикс — это далеко не только развлечение.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Первая полоса

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Подпишитесь на рассылку