Танатопрактик Ольга Волкунович — о макияже для усопших, посмертной реставрации тел и культуре смерти

Танатопрактик Ольга Волкунович — о макияже для усопших, посмертной реставрации тел и культуре смерти

Что такое смерть? Её восприятию и отношениям с ней посвящена изрядная часть мировой культуры, а похоронные обряды берут свою историю с совершенно незапамятных времен, при этом, они настолько же историчны, насколько и динамичны — сама похоронная индустрия с течением времени меняется, и в ней появляются новые профессии.

The Village Нижний Новгород пообщался с представителем такой профессии — танатопрактиком Ольгой Волкунович и узнал, что входит в ее обязанности, почему не стоит бояться посмертного макияжа, что такое бальзамирование и почему им не нужно пренебрегать, как стать танатопрактиком и тяжело ли работать со своими родственниками.

Что такое смерть? Её восприятию и отношениям с ней посвящена изрядная часть мировой культуры, а похоронные обряды берут свою историю с совершенно незапамятных времен, при этом, они настолько же историчны, насколько и динамичны — сама похоронная индустрия с течением времени меняется, и в ней появляются новые профессии.

The Village Нижний Новгород пообщался с представителем такой профессии — танатопрактиком Ольгой Волкунович и узнал, что входит в ее обязанности, почему не стоит бояться посмертного макияжа, что такое бальзамирование и почему им не нужно пренебрегать, как стать танатопрактиком и тяжело ли работать со своими родственниками.

Чем занимается танатопрактик?

В мои обязанности входит все, что можно сделать с телом, чтобы подготовить его к церемонии прощания и вернуть ему прижизненный облик. От самой простой подготовки тела к прощанию, то есть, омовения и облачения, до бальзамирования и реставрации (которая требуется в случаях, если смерть была насильственной — например, из-за аварии или падения с высоты — то есть, когда тело имеет повреждения, травматические ампутации, разрывы мягких тканей, ну и так далее). В таких случаях задача танатопрактика — провести реставрацию так, чтобы максимально скрыть повреждения, чтобы видимые части тела не выглядели травмированными.

Основной поток заказов — это макияж. Что касается сложной реставрации, то её заказывают не так часто — ну и не все пока еще знают обо мне и моей работе. Надо сказать, что реставрация — не самая дешевая услуга, не миллионы и даже не сотни тысяч, но иногда бывают ситуации, что даже омовение и облачение, которые стоят 4 тысячи рублей, уже сложно оплатить — о какой реставрации можно говорить? 

Я работаю в нижегородском крематории, но могу приехать на любой вызов — меня могут вызвать ритуальные агентства или частные лица. Насколько я понимаю, в Нижнем я единственный танатопрактик.

О посмертном макияже

Многие боятся слова «макияж», особенно это касается мужчин. Конечно, бывает декоративный макияж (для женщин, например) — свадебный (потому что иногда заказывают образ невесты) или какой угодно другой. Но вообще в моей работе задача не декорировать лицо, а скрыть посмертные изменения — смерть мало кого украшает, чаще все-таки обезображивает.

Дело в том, что когда человек лежит, у него уже не циркулирует кровь, и в теле не происходит никаких процессов, кроме разложения, да и гравитацию тоже никто не отменял, поэтому все начинает уплывать вниз. Заостряется нос, глаза становятся впалыми, расширяется рот. Из-за этого есть поверье, что у усопших растут ногти и волосы — ничего у них не растет, но из-за того, что мягкие ткани теряют свой объем, кажется, что ногти с волосами удлиняются.

Так вот, задача посмертного макияжа — вернуть лицу черты, которые были потеряны. Это делается специальными препаратами — я делаю то же самое, что делают косметологи, когда подкалывают, например, губы. Плюс — работа с цветом лица, потому что после смерти оно у кого-то синеет или зеленеет, а у кого-то желтеет. В первую очередь нужно все это скрыть, а уже потом говорить о декорировании.

Макияж мы делаем, как правило, сдержанный, я всегда по умолчанию стараюсь сделать что-то в натуральных оттенках, нюдовое, потому что кричащий макияж на усопшем это, как минимум, странно. Ну, если, конечно не было такого запроса — например, если женщина всю жизнь любила бордовую или красную помаду. Мужчинам же макияж нужен, чтобы скрыть посмертные изменения и придать лицу живой вид, цвет, румянец, чтобы человек выглядел умиротворенно и больше был похож на спящего, нежели на мертвого.

 Есть поверье, что у усопших растут ногти и волосы — ничего у них не растет, но из-за того, что мягкие ткани теряют свой объем, кажется, что ногти с волосами удлиняются

Про бальзамирование и культуру смерти

Кроме того, я делаю все виды бальзамирования — это способ сохранить тело. Бывают ситуации, когда требуется транспортировка в другой город или страну — в подобных случаях нужно полное бальзамирование тела, ни одна транспортная компания не примет «груз 200» без справки о полном бальзамировании. Еще иногда нужно отсрочить церемонию прощания — например, тело приезжает в понедельник, а церемония в субботу или воскресенье, потому что ждут родственников. Даже в условиях холодильника для усопших, в котором от нуля до плюс трех градусов, тело не может храниться долго.

Бальзамирование — услуга, которая не слишком востребована у нас в России, в США и Европе процент забальзамированных после смерти приближается к 100 процентам — у них это считается практически обязательной процедурой — речь тут не только о сохранности тела, но, в первую очередь, о безопасности прощающихся. Я считаю, это правильно.

На западе, я думаю, культура смерти и похорон более развита, чем у нас — многие даже и не знают, что такое бальзамирование и не понимают, зачем оно нужно. Кроме того, когда у человека зарплата 20-25 тысяч, для него даже самые недорогие похороны — серьезный удар по бюджету и за каждую услугу доплачивать очень тяжело.

Вспомните, если вы были раньше на похоронах, как это обычно проходило: выставленный на табуретах гроб, под которым стоит тазик с чем-то неимоверно, как мне казалось, страшным (на самом деле, просто разведенная черно-бордовая марганцовка), я всегда думала в детстве — «зачем сливают кровь с покойника в этот тазик?». Подвязанные на бантик челюсти, запах от покойного — для нас это до сих пор норма, общество не привыкло, что может быть по-другому, что не нужно класть пятаки на глаза, что запах от покойного — это не нормально и можно сделать так, что его не будет.

Когда у нас случаются попытки привить культуру смерти, то в обществе происходит раскол на тех, кто считает, что говорить об этом нужно и тех, кто категорически не хочет ничего знать, как будто смерти нет, и все, кто пытаются о ней говорить — ненормальные, сумасшедшие люди, некрофилы.

Для чего всё это нужно?

Иногда меня спрашивают — а для чего нужна моя работа? Все равно ведь сжигать или хоронить, а мертвому уже все равно. Но я считаю так — смерть это тоже событие, самое последнее, заключительное в жизни человека. Когда человек рождается — это, безусловно, радостно, но он приходит в мир как чистый лист, а когда уходит — у него есть багаж, история и индивидуальность. И я думаю, человек заслуживает выглядеть достойно в своем последнем пути, чтобы его не запомнили с обезображенным лицом и открытым ртом. Потому что, как показывает практика, посмертную маску люди запоминают навсегда — можно знать человека всю жизнь, с рождения, и, увидев его единожды в гробу, вряд ли вы когда-либо забудете, как он в этот момент выглядел.

Иногда я сталкивалась с такой реакцией — люди видели своего родственника после моей работы и начинали улыбаться, глядя на него, хотя буквально час назад с телом все было очень плохо и должен был быть закрытый гроб. Когда я делаю грим, то стараюсь сделать такую легкую полуулыбку, как у Джоконды — это тоже помогает близким, особенно когда смерть была внезапной. В моей практике был такой случай: родители хоронили единственного сына, достаточного молодого. Он погиб в ДТП и, конечно же, пострадало лицо — как правило, это случается при лобовом столкновении. Я приехала, сделала свою работу, родители увидели сына, и было ощущение, что они забыли, что видели до этого. Стоит мать и говорит — «А он улыбается. Если он улыбается, то значит, он не успел ничего понять и ему не было больно и страшно».

Это и есть главный результат моей работы — теперь всю жизнь она будет думать о том, что он не испытал перед смертью ужаса. И неважно, как было на самом деле, потому что для усопшего это, и правда, не имеет особого значения, а вот ей с этим жить. Это и есть та часть моей работы, которая предназначена для живых.

 Человек заслуживает выглядеть достойно в своем последнем пути, чтобы его не запомнили с обезображенным лицом и открытым ртом

Как стать танатопрактиком?

Вообще я всегда, сколько себя помню, хотела быть врачом — но бывает так, что из школы ты выпустился, аттестат получил, а мозги еще не выросли, поэтому я пошла не в медицинский, а в институт международных отношений, ведь это престижно. Все бы ничего, но в 22 года я поняла, что хочу в мед, правда судьба меня не пустила.

Тогда еще нужно было поступать не по ЕГЭ, а через внутривузовские экзамены — я сдала два, а на третий не доехала, мне стало плохо в автобусе и меня увезли в реанимацию. Никогда не забуду этот момент: я не могла двигаться и говорить, могла только моргать глазами, помню, как меня везут с томографа, а врач говорит — «Ты не бойся, мы тебя спасем, умереть не дадим», а я лежу и у меня слезы текут не от того, что сейчас умру, а потому что экзамен начинается и я туда не попадаю. А ведь могла спокойно поступить на бюджет — знала, что пройду!

Потом вышла замуж, бывший муж был военным, начались гарнизоны, но я не теряла надежды, что когда-нибудь мы приедем в такой гарнизон, где будет мединститут — так вот ни разу не приехали! Мы приезжали в такие места, где из работы была только армия и то, что армия охраняла, поэтому подрабатывала репетитором по английскому, учителем в школе, а в итоге стала писать портреты маслом на холсте — хоть я и самоучка, но мне сразу начали заказывать портреты за деньги.

Я выучилась на визажиста, но тяга к медицине не пропала — я все равно интересовалась медицинской литературой и дисциплинами, которые изучают в медицинских учебных заведениях. И однажды случилось так: я проходила курсы по визажу — стою, работаю с моделью, отхожу от нее и просто вслух выдаю мысль — «Я не хочу работать с живыми». Все ошалели от моих слов, но рядом стояла девушка Настя, которая сказала — «Работай с мертвыми...» И я — «Вот оно, точно! Макияж для усопших, это моё!». Сразу побежала маме звонить — «Мама, ты не представляешь, я поняла, чем хочу заниматься — хочу делать макияж усопшим!».

И меня поразила реакция мамы, она сказала — «Ты знаешь, а я пару месяцев назад хотела тебе это предложить — мне кажется, у тебя бы это хорошо получалось, учитывая, что ты ничего не боишься и прекрасно знаешь анатомию». Так я начала искать, где этому можно обучиться и узнала, что в Новосибирске есть русско-немецкий учебный центр похоронного сервиса — он находится при крематории и там есть курсы переквалификации по профессии «бальзамировщик-танатопрактик». Я сломя голову туда полетела, зашла в крематорий, побыла на лекции полчаса, вышла на перерыв, позвонила маме и сказала — «Я на своем месте». Даже из крематория выходить не хотелось — звезды сошлись!

Про эмоции, страх и работу с родственниками

Иногда в крематории я заменяю церемонийместера — веду церемонии прощания, и бывает так, что с трудом сдерживаю слезы — хотя и понятно, что нельзя все пропускать через себя, ты перегоришь и сойдешь с ума. Конечно, я стараюсь, чтобы моих эмоций не было заметно, но не всегда получается.

Если говорить про эмоции в работе танатопрактика — я никогда не научусь обезличивать людей. Если ко мне привозят тело, я стараюсь в первую очередь узнать, как человека звали. Я могу работать с человеком (не люблю говорить «тело») и обращаться к нему по имени, ведь за каждым телом есть целая жизнь, история. Надеюсь, что никогда не приду к полному обезличиванию. Бывают эмоционально тяжелые моменты, когда, например, приходится работать с маленькими детьми — я сама мама, у меня есть ребенок. И был случай — нужно было одеть совсем маленького ребенка, возрастом до года, и у меня не поднялась рука положить его на голый металлический стол, хотя я и осознавала, что ребенок мертв. Но я подстелила мягкую пеленку и только тогда его уложила.

Еще тяжело работать с родственниками, особенно с близкими. У меня сейчас, слава Богу, живы родители, есть старшая сестра и умер старший брат — но я тогда еще не была в профессии. И я прекрасно осознаю, что все, кто уйдет раньше меня, наверняка пройдут через мои руки — потому что это моя профессия, организовать похороны лучше меня вряд ли кто-то сможет, и я сама этого никому не доверю.

У меня есть опыт работы с близким человеком — в тот момент, когда все случается и я понимаю, что нужно организовать похороны и подготовить тело, у меня щелкает какой-то тумблер и эмоции уходят на ноль, я работаю и даже стараюсь не плакать на похоронах, потому что стоит дать спуск, сразу пойдет цепная реакция, которую быстро не остановишь. Могу так терпеть довольно долго — в прошлый раз было до девяти дней, а потом зашла домой, сползла по стенке и выла. Работа с близкими людьми — это такая расплата за все хорошее, ведь я безумно люблю свою профессию, живу своим делом, оно приносит мне моральное удовлетворение и доход, но, как расплата, мне достается вот эта огромная ложка дегтя.

Есть топовый вопрос, который задают чаще всего — «Не боюсь ли я?». На это я всегда отвечаю: если логически рассуждать, без мистики, то единственная опасность, которую может представлять мертвое тело — инфекционная, но для этого существует протокол безопасности, который я соблюдаю. За мою практику никто еще не встал из гроба, не начал меня душить, не обозвал, не пугал по ночам и из-за угла не выскакивал. Мне мистифицировать не свойственно, но если что-то такое происходит, то я говорю — «Делайте, что хотите, только мне не мешайте», я могу прекрасно сосуществовать на одной территории даже с самим Сатаной!

 Если логически рассуждать, без мистики, то единственная опасность, которую может представлять мертвое тело — инфекционная, но для этого существует протокол безопасности, который я соблюдаю

Про отношения со смертью

У меня очень серьезные отношения со смертью — единственные серьезные отношения в моей жизни! Часто говорю: «Смерть стоит уважать хотя бы за то, что ее никто не избежал» — из этого мира еще никто живым не вышел. Я сама ее не боюсь абсолютно — была в самолете, у которого отказывал двигатель, несколько раз чуть не попадала в страшные аварии, из которых бы точно не вышла живой, у меня была клиническая смерть. Что касается близких — это когда-нибудь случится, но, как и все нормальные люди, я понимаю, что мне будет больно и тяжело, но что поделаешь, это такая данность, которую ты никак не можешь изменить, поэтому я отношусь к ней с абсолютным принятием.

Если говорить о собственной смерти, то я не против, чтобы со мной поработал танатопрактик. Моя дочь хочет пойти по моим стопам, и я очень надеюсь, что она не передумает, потому что я стольких людей сделала красивыми, что мне будет обидно самой лежать с кривым лицом.

Так что я говорю дочке: «Давай, даже если ты по специальности работать не будешь, ты все равно этому научишься». Ведь народу на мои похороны придет довольно много — надеюсь, что к моменту смерти стану достаточно известным человеком. Я скажу так — если некому будет привести меня в порядок, закройте гроб!

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?