22 января, суббота
Москва
Войти

Учителя Владивостока о школьных конфликтах «Поднимаю глаза, а там Тарантино: брызжет кровь, весь кабинет в ней. Понятно, что я стала ждать проблем»

Учителя Владивостока о школьных конфликтах

30 августа во Владивостоке в первый раз прошел круглый стол «Учительская». Это проект преподавателей-энтузиастов, которые решили объединиться для развития профессиональных навыков. Инициатором «Учительской» стала Ксения Меленчук — учитель английского языка в Политехническом лицее ДВФУ и автор Telegram-канала «Идеальная училка».

Тема первой встречи — решение конфликтов. На ней «The Village Владивосток» узнал о том, как реагировать на драки с канцелярским ножом, почему не все хотят стать классным руководителем, и каково работать в сельской школе.


Антонина Корчагова, 27 лет

Преподаватель английского языка в Политехническом лицее ДВФУ

Стаж более 5 лет

Стандартные школьные конфликты можно разделить так: «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — педагог» и «педагог — администрация». Даже не знаю, что из этого хуже.

Конфликты с детьми решаются относительно просто. Они, в силу возраста и отношения к жизни, иначе трактуют то, что им говоришь, и получаются скорее недоразумения. Им нужно дважды хорошо объяснить. Обычно после повторения ребенок все понимает, конфликт исчерпан.

Сложнее, когда есть разногласия у коллег. К молодым специалистам в школах относятся более, чем снисходительно: «Вы ничего не умеете, ничего не знаете, кто вас вообще к детям пустил». Нам либо не дают важных заданий, либо пытаются свесить всё, что можно, потому что «ты молодая, у тебя много сил».

Вариант решения такого конфликта — беседа двух взрослых людей. Но нужно сначала понять, в чем проблема. Это потому что я дверь не закрыла в конце рабочего дня? Или, как было у меня — это споры с классным руководителем насчет оценки школьника? Ситуация, когда классный руководитель вытягивает на пять медалиста, который знает на меньший балл — стандартная. Я не хочу ставить под сомнение свою квалификацию и рисовать оценку, не соответствующую знаниям. В таких случаях объясняю коллеге свою позицию, если не получается, оставляю пустую клетку в журнале. Пусть ставит оценку на свое усмотрение. Но это не решение конфликта, а сохранение нервной системы.

Еще один вариант конфликта: педагог и администрация. Если есть претензии ко мне, как к учителю — например, что не выполняю свои должностные обязанности, я признаю ошибки и постараюсь это исправить. А как реагировать, когда администрация считает, что я человек плохой? Например, кто-то из родителей увидел мои фото в соцсетях с сигаретой, и теперь директор в этом меня обвиняет. Как поступить в такой ситуации? Учитель не курит на уроке, не курит в перерывах, дело происходит в его личном пространстве. Может ли администрация вмешиваться в него? К сожалению, никакими нормативно-правовыми актами эти моменты не регулируются. В школах конфликты про соцсети решаются часто не в пользу учителя, это касается и историй, когда педагоги выражают свое мнение в интернете.

Я рада, что мы можем обсуждать подобные проблемы с коллегами здесь и искать вместе решение. Надеюсь, с каждым годом в сфере образования будет больше людей, реагирующих адекватно на такие случаи. А к педагогам начнут относиться как к людям, а не винтикам системы, которые обязаны подчиняться правилам. Да, правила нужно соблюдать. Но и об интересах учителей забывать нельзя.


Анастасия Селезнева, 23 года

Преподаватель английского и немецкого языка в школе № 56 Владивостока

Стаж 4 года

Когда приходишь работать в школу молодым специалистом, то не понимаешь ничего. Есть ты, классный руководитель, дети, и много неадекватности. Когда случается сложная ситуация, то не знаешь, что делать. Например, в первый год моего преподавания мальчик порезал канцелярским ножом другого на перемене. Я не видела, как это произошло, заполняла журнал. Поднимаю глаза, а там Тарантино: брызжет кровь, весь кабинет в ней. Понятно, что я стала ждать проблем. В школу пришла мама мальчика, который начал конфликт, и стала всех обвинять. Но у нас очень хороший директор, ей удалось ситуацию урегулировать на стадии разговора. Всё обошлось.

На уроках бывают сложности из-за неприятия детьми культуры. Преподаю английский, поэтому мы много говорим об американских традициях. Например, о Хэллоуине — считаю, что это целый пласт, который нужно понимать, чтобы выучить язык. Но некоторые дети считают иначе: «Хэллоуин? Это же сатанисты!» Еще у меня есть нереально патриотичный класс, для них английский — это травма. «Мы живем в России, зачем нам его учить», — говорят дети. И я постоянно думаю, если ко мне придут их патриотичные родители и скажут: «хватит про Хэллоуин и Санта-Клаусов рассказывать», — что я буду делать?

Насчет конфликтов с администрацией школы есть важный кейс «Как избавиться от классного руководства». Актуальная тема, с которой и я столкнулась. В школах не понимают, почему ты отказываешься. А ты сидишь и думаешь — почему я должна придумывать аргументы? Нет, и всё.

Когда я смотрю на людей, которые работают в школе много лет, то вижу, что у них нет четкого разделения между личной жизнью и школой. Всё — одна большая школа. У меня пока есть другие интересы, мне не хочется отвечать в десять вечера на звонки родителей. Считаю, что классные руководители вообще не нужны, и надеюсь, что мы придем к системе кураторства или чему-то подобному.

Я хочу учить детей, но не посвящать свою жизнь их проблемам. Мне хочется быть проводником в новые знания. Не создавать видимость с формальными днями здоровья, патриотизма или космонавтики, которые все прогуливают, а реально их научить. Потратить свою жизнь на создание видимости — не то, что нужно молодым учителям сейчас. Для меня школа — это не про зарплату, а про реализацию себя. Это вызов. Не важно, какой предмет ты ведешь. Главное: ты открываешь мир маленьким людям. Надеюсь, встречи «Учительской» расшевелят педагогов, и мы поможем друг другу не забывать о важном.


Ирина Волошина,
45 лет

Преподаватель русского языка в Политехническом лицее ДВФУ

Стаж 23 года

Считаю, мне повезло — первые двадцать лет работы серьезных конфликтов не возникало. Наш лицей платный, поэтому дети и родители у нас мотивированные. 

Когда все участники образовательного процесса видят, что ты стараешься, вкладываешь душу, они тоже реагируют хорошо. Насчет конфликтов вроде «человек и система» ничего не могу сказать. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и даже моя деятельность в экспертных комиссиях ЕГЭ. Я вижу конечную цель, знаю, как научить ребенка сдать экзамен и получить результаты. Мы можем много говорить, нужен ЕГЭ или нет, но мы живем в этих реалиях и должны к этому приспособиться, найти оптимальный выход для детей и себя.

Мне кажется, основа всех проблем не в школе, а в отношении общества. Недавно я читала ленту своего друга в соцсети, он написал: «Пожалейте своих детей, у них будет девять месяцев грусти в школе». К сожалению, у общества сейчас потребительское отношение к образованию. Многие родители свои обязанности перекладывают на учителей, от этого и бывают конфликты. Когда они будут с большим уважением относиться учителям и школе, тогда и дети начнут.


Анастасия Есенкова, 27 лет

Преподаватель английского языка у начальных классов лицея № 41 Владивостока

Стаж 5 лет

Проблема в том, что педагоги не знают, какими документами можно оперировать, чтобы доказать свою правоту. В этом помогут трудовой кодекс, закон об образовании, школьные уставы и ряд локальных актов. Может показаться, что обращение к ним вызовет развитие конфликта с администрацией школы. Но нет, начальство хорошо знает законы, а устав они сами принимали. На практике мне это пригодилось при конфликте с родителями. Был вопрос насчет оценки ребенка. Я показала акт, где указаны все критерии оценивания и четко прописано, что за что ставится. Конфликт был исчерпан.

Еще одна ситуация, которая решилась с помощью разговора, возникла с электронным дневником. В начальной школе дети часто не успевают записывать домашнее задание, потому что всё делают медленно. Когда родители такого ребенка спросили, почему он не сделал задание, а я не проконтролировала запись, я им рассказала, что они могут увидеть всё в интернете. Сейчас учителя ведут бумажные и электронные дневники, но многие не знают об этом.


Ирина Оралова,
23 года

Преподаватель истории в Азиатско-Тихоокеанской школе Владивостока

Стаж 5 лет

Основные конфликты в школах — с родителями и детьми. Родители часто пытаются перенести ответственность: «это нас не касается, вам нужно разбираться самим». Они могут быть слишком заняты, их сложно убедить, некоторые не хотят приходить в школу. Если все же пришли, и им больше лет, чем мне, то часто они поднимают себя на голову выше: «мы все знаем лучше, чем вы». Тут учителю важно себя поставить. Аргументировать позицию и не давать слабину.

Сегодня мы разобрали частые конфликты. Постоянные опоздания и неряшливость детей, как быть с отчетностью и новыми стандартами, давление на педагога в вопросах классного руководства, когда требуют во время отпуска присутствовать на ЕГЭ. Всё это нужно уметь регулировать учителям. Но надо и понимать, что конфликты закономерны, без них сложно представить школу.

Если их не будет, мы впадем в кому. Благодаря сложностям дети и взрослые развиваются — либо выходят из конфликта и растут, либо застревают в нем. Например, если ребенок в классе не может найти социальную группу по своим интересам, и это вынуждает его искать друзей в старших классах или за пределами школы — это развитие. Он должен через это пройти, а нам следует мягко и ненавязчиво помочь ему.

У учителей бывают внутренние конфликты. Иногда думаешь — мое ли это? Накатывает внутренняя усталость. А детей нужно зажигать. И что делать, если тебе самому это нужно? В такой ситуации учителю стоит осознать, что ему тоже необходима помощь. «Учительская» в этом может помочь — идеями, пониманием, мотивацией.


Ксения Меленчук,
27 лет

Преподаватель английского в Политехническом лицее ДВФУ

Стаж более 5 лет

Всё началось с чата в Telegram, куда я добавила знакомых коллег. Скоро заметила, что учителя ведут себя активно: задают вопросы, советуются и помогают друг другу. Тогда я подумала — пора из онлайна переходить в личные встречи, чтобы у педагогов разного возраста (вне зависимости от того, пользуются они мессенджерами или нет) появилась площадка для общения. Потребность в этом есть и у молодых специалистов, и у учителей, работающих давно. Почему бы нам всем не поучиться друг у друга?

Мы начали с пилотной встречи о том, как решать конфликты. Потому что учителя в школе — самая незащищенная группа. Нами недовольны ученики, родители, администрация, даже министр образования. Если ребенок упал на перемене, школьники подрались, у класса недостаточно высокие результаты, в глазах людей виноват в этом учитель. В идеальном мире, где люди критически мыслят и успешно коммуницируют, в этих случаях конфликтов быть не должно. Но в реальности часто их участники не могут договориться.

Например, прежде чем прийти к учителю и задать вопрос, родители пишут жалобу в департамент образования. Спокойного диалога не хватает всем сторонам конфликта, а мне хочется, чтобы все они работали на одну цель — обучение ребенка. Для этого учителям нужно уметь регулировать спорные ситуации, быть подкованными в юридических вопросах и сохранять мотивацию.

Первая пилотная «Учительская» собрала более двадцати человек. В планах — встречаться каждые каникулы и проводить лекции, семинары и мастер-классы. Для нас важно делать встречи непохожими на обычные курсы, где никто не слушает спикеров, потому что они скучно говорят. Сейчас мы в процессе оформления НКО, чтобы получать гранты и привозить крутых педагогов из других городов. В будущем хотим обсудить вопросы инклюзивного образования, эмоциональное выгорание и технологии, которые можно использовать на уроках.


Юлия (имя изменено по просьбе героя)

Преподаватель начальных классов в сельской школе

Стаж 30 лет

Я пришла на «Учительскую», потому что я не могу разрешить конфликт на работе. Уже второй год работаю в сельской школе. Устроилась туда, когда осталась без жилья после развода с мужем. Условия мне показались заманчивыми: выдают квартиру, платят сельские проценты и закрывают коммунальные платежи. Но последний год был один из самых сложных в моей жизни. Я первый раз работала безостановочно в две смены, жила в плохой квартире, где нет воды, и столкнулась с тем, что меня ненавидят.

В параллели начальной школы работаем вдвоем с женщиной. Она меня с самого начала не приняла. Может накричать при родителях и учениках. На 9-е мая кричала: «Вы неправильно сделали газету! Неправильно назначаете! Неправильно делаете это и то!» Возле школьной библиотеки тоже: «Дуракам закон не писан!», «Распластались тут!» и прочее. Еще ей не нравится, что я ношу юбки выше колена. Мне кажется, конфликт основан на ревности. Потому что у меня есть высшее образование, я была учителем года, имею опыт работы за рубежом, а у нее этого нет.

Администрация не ввязывается в конфликт, потому что женщина работает в школе тридцать лет. Остальные учителя поддерживают ее или молчат, чтобы им легче жилось. Они объединяются возле нее ради своего душевного покоя. Чтобы было хорошо, и мне нужно, как предыдущему учителю, постоянно спрашивать у нее совета, поливать цветы и протирать пыль в ее кабинете.

Пока я не нашла для себя выход. Девочки здесь разбирали случаи, с которыми мы действительно часто сталкиваемся. Но похожего на мой не было, а я сама не стала поднимать тему. Происходящее на «Учительской» меня по-хорошему удивило. Когда работаешь столько лет, появляется консерватизм и шаблоны в поведении, еще советские. На педсовете слышала, что возраст учителей средний по городу — 50 лет. Многие работают и за 70. Получается, что мы оторваны от детей поколения клавиатуры и интернета. Я смотрю здесь на молодых учительниц. Молодые, много знают и читают лекции. Есть ощущение, что они ближе к школе, и нам нужно у них многому научиться. Это совсем другая манера подачи материала, словарь, внешний вид. У нас есть свои плюсы, но, мне кажется, пожилым учителям нужно быть подвижнее.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Ксения Меленчук: «Никто не просит делать цирк из урока»
Ксения Меленчук: «Никто не просит делать цирк из урока» Автор Telegram-канала «Идеальная училка» — о стереотипах, поколении Z и своих семинарах с блекджеком и плюшками
Ксения Меленчук: «Никто не просит делать цирк из урока»

Ксения Меленчук: «Никто не просит делать цирк из урока»
Автор Telegram-канала «Идеальная училка» — о стереотипах, поколении Z и своих семинарах с блекджеком и плюшками

Чему учат в детской футбольной школе во Владивостоке
Чему учат в детской футбольной школе во Владивостоке Где и как готовят футболистов для главного приморского клуба
Чему учат в детской футбольной школе во Владивостоке

Чему учат в детской футбольной школе во Владивостоке
Где и как готовят футболистов для главного приморского клуба

Я усыновила новорожденного ребенка
Я усыновила новорожденного ребенка Юлия Дверницкая из Владивостока — о борьбе с собственными страхами, внезапном декрете и открытиях
Я усыновила новорожденного ребенка

Я усыновила новорожденного ребенка
Юлия Дверницкая из Владивостока — о борьбе с собственными страхами, внезапном декрете и открытиях

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

Первая полоса

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

«Черная книга» эпохи Собянина
«Черная книга» эпохи Собянина 30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году
«Черная книга» эпохи Собянина

«Черная книга» эпохи Собянина
30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

Подпишитесь на рассылку