7 июля, четверг
Санкт-Петербург
Войти

Театралы со стажем Зрители театра оперы и балета, которые уже вышли на пенсию, рассказывают о своей любви к искусству и объясняют, почему именно сейчас театр для них так важен

Театралы со стажем

Современные пенсионеры — это уже далеко не те персонажи, что восседают у подъездов и порицательно кивают головами вслед всем и вся. Те, кто сегодня находится в возрасте 60+, с любопытством осваивают гаджеты (и оставляют нам свой e-mail, чтобы мы сбросили им ссылку на этот материал), ходят на концерты и в кино, участвуют в самодеятельности и особенно горячо любят театр оперы и балета имени Пушкина, который стал для них местом встречи не только с искусством, но и с бывшими коллегами, друзьями и такими же ценителями вечной классики.

The Village пообщался с завсегдатаями театра и спросил у них совета, с какого произведения лучше начать свое знакомство с репертуаром, в чем ходить на балет и как понимать оперу.

Текст

Анна Лобова

Людмила Борисовна Макарова

72 года

Оперный театр мы открыли для себя не так давно, активно ходим второй сезон. Раньше бывали как-то эпизодически, но вот за прошлый год мы с мужем посетили 14 постановок. Начинали с абонементных спектаклей, а сейчас посещаем программу и вне абонемента — получается, что в месяц ходим по два, а то и по три раза. В основном смотрим оперу и оперетты: из последнего, что запомнилось, — прекрасный мюзикл «Красавец мужчина», театрализованное ревю «Жди меня», которое мы с огромным удовольствием два раза посмотрели, «Штраус. Жизнь артиста» — его мы тоже видели дважды. Когда люди говорят: «Я не люблю оперу, не люблю балет», — мне это уже трудно понять. Когда-то, может быть, и я сама так говорила, но сейчас театр стал важной частью моей жизни. Поэтому мы стараемся приобщать к нему своих близких — недавно я купила абонементы для пяти своих друзей, и они тоже ходят сюда.

Тут прекрасные массовые сцены, я даже пыталась посчитать, сколько задействовано в постановках человек, мне кажется — не менее пятидесяти. Театр поражает! Каждый поход — праздник. Мы собираемся, встречаем друзей, обмениваемся впечатлениями. Мне кажется, что в следующем году наших друзей тут станет еще больше.


Чтобы лучше понимать оперу, я всегда покупаю программку и внимательно
ее читаю. А был случай, когда мы ходили на оперу «Евгений Онегин»,
так я взяла и перечитала все произведение.


Сегодня мы идем на «Щелкунчика», еще я очень хочу посмотреть «Спартак», надеюсь, получится в этом сезоне. У меня уже есть, конечно же, любимые исполнители. В опере это Елена Шевченко, Татьяна Гарькушова, Надежда Маслова, Сергей Перминов, Николай Печенкин. А в балете — Александр Лысов, Леонид Сычев, Яна Дубровина, Василий Козлов и Юлия Ануфриева. Порой сидишь и ждешь, а кто же будет сегодня дирижер? Я очень люблю Романа Демидова, настолько он выделяется, весь в музыке и так руководит оркестром, что наблюдать за ним одно удовольствие. Чтобы лучше понимать оперу, я всегда покупаю программку и внимательно ее читаю. А был случай, когда мы ходили на оперу «Евгений Онегин», так я взяла и перечитала все произведение. Поэтому когда я нахожусь в зале, мне не нужно вслушиваться в слова, чтобы понять суть, мне важно все действо в целом, важны игра, исполнение, оформление сцены, эмоции!

Галина Ильинична Юхновская

62 года

Я работаю председателем профсоюзной организации работников образования Канавинского района. Мы своих сотрудников раньше всегда возили в драмтеатр, а потом подружились с оперным — сначала взяли 100 абонементов, потом еще 100, сейчас берем уже 600 абонементов, приобщаем людей к искусству, и всем очень нравится. На спектакли с удовольствием ходят ветераны — свободное время у многих появилось, почему бы не вспомнить прекрасные классические произведения, которые мы когда-то изучали? Приходят с внуками, родителям ведь заниматься этим некогда. Молодежи, кстати, тоже очень много в театре.


В театре вообще забывается всё: невзгоды, печали — и с каким-то напряжением, замиранием сердца мы прислушиваемся к тишине на опере, ловим каждое движение артистов балета.


Мы всегда стараемся прийти пораньше, чтобы пообщаться в буфете до спектакля, потому что сейчас мало мест, где можно встретиться с коллегами, с которыми раньше работали вместе, а тут все-таки видимся. У нас появилась традиция: 31 декабря ходить в театр. Особенно мне запомнилось, как пришли 31 декабря на оперу «Иван Сусанин». Многие пришли с таким настроением — ну, посидим одно действие, и, может быть, уйдем, все-таки Новый год, кому что-то купить еще нужно к празднику, кому приготовить. И в итоге все просидели четыре действия на одном дыхании и очень долго не отпускали артистов со сцены: все забыли, что через несколько часов уже Новый год, такое было чудо. В театре вообще забывается всё: невзгоды, печали — и с каким-то напряжением, замиранием сердца мы прислушиваемся к тишине на опере, ловим каждое движение артистов балета.

Мне нравятся и балет, и опера. С возрастом понимаешь, что классика прекрасна: мы многое видели, есть с чем сравнить, тянемся больше к классическому искусству. Приходишь домой после спектакля — «Бахчисарайского фонтана», например, или «Евгения Онегина», — открываешь произведение и до глубокой ночи читаешь! Вот оно, наше счастье.

Людмила Федоровна Чаплыгина

Я занимаюсь ветеранами нашего Института прикладной физики, работаю очень давно: сначала в НИРФИ, потом в ИПФ РАН — сорок лет как. К ветеранам у нас в институте относятся по принципу: никто не забыт, ничто не забыто. В девяностые годы, помню, было очень трудное положение в стране, и тогда нас стали приглашать в театры, а денег у людей было очень мало, только-только прожиточный минимум, театр никто бы себе позволить не мог, но нас приглашали бесплатно, и это было счастье! Театр помогал нам жить. Представьте: человек ушел на пенсию, ничего ему не платят, он сидит дома, грустно, возможностей ни на что нет, и тут такое событие — поход в театр! Всегда все уходили оттуда счастливыми и благодарными, я всегда старалась со всеми театрами договариваться: в те времена — чтобы бесплатно приглашали; сейчас — чтобы за приемлемую цену.


Оперный театр мне особенно дорог, потому что тут и балет, и опера, и оперетта: захотела  — пошла на одно, захотела — на другое.


Я очень люблю театр, концерты очень люблю, всегда хожу! Оперный театр мне особенно дорог, потому что тут и балет, и опера, и оперетта: захотела  — пошла на одно, захотела — на другое. Сама в детстве занималась немножко танцами, и мне это нравилось. Все мне говорили, что какая-то фигура у меня необыкновенная была, я-то этого и не знала, но так говорили, видимо, я подходила для этого, поэтому мне балет и сейчас очень нравится. В этом театре особая аура, а красота какая вокруг, и здание старинное какое, это ведь тоже много значит. Этой зимой ходила меньше: во-первых, болела, а во-вторых, вы же знаете, как зимой ходить, — везде темно, скользко, ничего не почищено, не посыпано — опасно. Я боялась и за себя, и за ветеранов своих, нужно же себя беречь. Но вот весна наступила, и будем ходить, я в восторге от этого театра, здесь все такие доброжелательные! Это и сейчас для меня праздник.

Людмила Владимировна Коростылева

65 лет

Мой отец работал в Институте прикладной физики, и они с мамой всегда ходили в театр, особенно любили постановку «Летучая мышь». Мама всегда говорила, что раньше в театр ходили и показывали себя, «смотрели моды» — такое было выражение, обязательно нужно было достойно одеться, чтобы и туфли, и прическа. И вся эта тяга, эти представления о театре у меня остались с тех пор. Мне любовь к театру привили родители, а я передаю это дальше: у меня два сына, четыре внука, стараюсь, чтобы они любили искусство.


Я была недавно в консерватории, и там мы слушали концерт, который шел два часа. Я наблюдала за одним мальчиком, ему было семь-восемь лет, и он сидел и слушал как завороженный, не шевелясь, такой кроха.


Вкус нужно развивать с детства, ведь любовь к классической музыке привить достаточно сложно. Бывает, смотрю в зал и вижу, что старшее поколение очень одухотворенно смотрит, а молодежи это дается не так просто. Думаю, что если человек хочет полюбить театр, то сначала нужно пойти с кем-то, кто часто туда ходит и разбирается. Чтобы втянуться и ощутить эту, так скажем, «изюминку», нужно ходить часто. Начать можно с оперетты, а потом уже перейти к опере и балету. Хорошо, если есть возможность предварительно изучить информацию, узнать о постановке побольше, прочесть либретто. Вообще важно быть заинтересованным. Я была недавно в консерватории, и там мы слушали концерт, который шел два часа. Я наблюдала за одним мальчиком, ему было семь-восемь лет, и он сидел и слушал как завороженный, не шевелясь, такой кроха. Это очень окрыляет, что такие примеры есть.

Юрий Николаевич Санников

84 года

Я год на пенсии, работал в Институте прикладной физики слесарем-механиком высшего разряда. В театре я давным-давно трудился в столярке по совместительству, смотрел тогда и «Князя Игоря», и «Лебединое озеро». А еще тут всю жизнь работала балериной моя сестра, Людмила Хамзина, а сейчас играет племянница в духовом оркестре — Ольга Хамзина.

За свои деньги ходить дорого, но когда нас приглашают как ветеранов, мы всегда идем с радостью. Ремонт отличный! Жалко только, что не осталось портретов артистов, которые здесь раньше висели как наглядные пособия, как история театра, — это же так важно, сейчас молодежь придет и никого не увидит!


Хотелось бы и приезжие труппы смотреть, это очень интересно,
жаль только, что все так дорого, но когда нас приглашают,
мы никогда не отказываемся.


Мне ближе оперетта, там и разговоры, и песни, и танцы. А еще здесь очень красивые декорации, просто сказочные. Мы вот как-то пошли с женой в драмтеатр, а там на сцене стоят стол и стул — и все. Мы убежали оттуда после первого акта, и не только мы ушли, половина зала ушла. А вообще хотелось бы и приезжие труппы смотреть, это очень интересно, жаль только, что все так дорого, но когда нас приглашают, мы никогда не отказываемся.

Клара Львовна Санникова

70 лет

Я раньше работала директором ателье и убеждена, что в театр нужно обязательно наряжаться. Люди должны выглядеть здесь красиво, это же не дом и не встреча с приятельницей, сюда нужно одеваться хорошо, соответствующим образом — у каждого ведь найдется что-то получше, для особенного случая: платьице, костюмчик. Когда я работала, мы часто ходили в театр, и девочки-сотрудницы у меня специально отпрашивались пораньше: Клара Львовна, мы в театр идем, надо в парикмахерскую успеть. И я отпускала всегда, чтобы они были самые красивые, самые модные, это же театр!


Я не знаю, как лучше описать мои чувства: просто приходишь сюда и отдыхаешь душой. Это совершенно другой мир.


Наш оперный, конечно, очень красивый и комфортабельный, здесь прекрасный зал и звук отличный. Когда были разговоры, что его куда-то отсюда перенесут, мы были очень расстроены, это же его место, он должен быть здесь. Кощунством было бы, если бы его перенесли куда-то. Слава Богу, что не дали театру погибнуть. Это для нас место встречи с бывшими коллегами, друзьями, ведь мы столько лет работали вместе: узнать, как дела, у кого какие новости. Раньше была возможность ходить, но ведь совсем не было времени, работала с восьми утра до девяти вечера, а сейчас и время, и желание у нас есть, были бы только возможности! Я не знаю, как лучше описать мои чувства: просто приходишь сюда и отдыхаешь душой. Это совершенно другой мир. Мы ходили недавно на оперу «Русалка», был полный зал, много молодежи, мы даже удивились — какие молодцы! Все-таки искусство нужно всем!

Анатолий Константинович Макаров

70 лет

Раньше мы ведь как ходили на оперу — пришли на «Кармен», опоздали, нас — на галерку, строго было! И сижу я на этой галерке, ничего оттуда не вижу, потом в антракте спустишься вниз, вздремнешь, проснешься где-нибудь посреди арии. После работы все были, тяжело. А вот сейчас я открыл для себя театр по-настоящему. К тому же после ремонта сам театр, словно феникс из пепла, возродился.

Я считаю, что все люди, кто занимается искусством, поцелованы Богом, я бы тоже хотел быть певцом или артистом, но вот не дано. Поэтому для меня театр как храм, после посещения которого на душе вдохновение. Причем вдохновение не творческое, а такое, знаете, человеческое. Мы довольны собой, тем, что мы это видим, чувствуем, воспринимаем. Вот у меня есть знакомая, она мне говорит: : «Я была на “Щелкунчике” в Большом, там балерина упала». Ну и что, что упала? А ты не заметь! Умный не заметит, дурак не поймет. Зачем помнить плохое? Нужно помнить хорошее.


Для меня театр как храм, после посещения которого на душе вдохновение.
Причем вдохновение не творческое, а такое, знаете, человеческое.


Если человек говорит, что он не любит театр, не понимает балет, я называю это инертностью мышления. Я для себя понял, что когда соединяешь воедино все в своей голове: музыку, голоса, антураж, декорации, костюмы, — получается красивейший букет, которым ты любуешься. Как можно им не любоваться? Я и сам не сразу проникся, а сейчас понимаю, какая же это красота, какое наслаждение! Оперный театр сейчас для нас — это лебединая песня, последняя любовь. Я не думал, что так его полюблю, — 70 лет ведь, это много, но я к этому отношусь просто как к определенному этапу жизни: дошел и дальше пошел, и театр очень помогает. Я в хорошем спектакле как будто тону, живу вместе с героями, проживаю эту театральную жизнь. А почему бы ее и не прожить?


Фотографии: обложка, 1-2, 7 – Илья Большаков, 3-6 – Женя Дубова

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

В ритме Yota
СПЕЦПРОЕКТ
В ритме Yota Игра: создай собственный трек из звуков разных уведомлений
В ритме Yota
СПЕЦПРОЕКТ

В ритме Yota
Игра: создай собственный трек из звуков разных уведомлений

Как постоянные клиенты пекарни «Мадлен» стали ее владельцами
Как постоянные клиенты пекарни «Мадлен» стали ее владельцами Федор и Максим Локтевы — о том, как пойти за хлебом и купить булочную, о пятнадцатичасовом рабочем дне и «Малиновом наслаждении»
Как постоянные клиенты пекарни «Мадлен» стали ее владельцами

Как постоянные клиенты пекарни «Мадлен» стали ее владельцами
Федор и Максим Локтевы — о том, как пойти за хлебом и купить булочную, о пятнадцатичасовом рабочем дне и «Малиновом наслаждении»

«Мне пересадили печень»
«Мне пересадили печень» Жизнь после трансплантации
«Мне пересадили печень»

«Мне пересадили печень»
Жизнь после трансплантации

Не кантовать: 30 предметов из фарфора на все случаи жизни
Не кантовать: 30 предметов из фарфора на все случаи жизни Посуда, диффузор, ерш для туалета и не только
Не кантовать: 30 предметов из фарфора на все случаи жизни

Не кантовать: 30 предметов из фарфора на все случаи жизни
Посуда, диффузор, ерш для туалета и не только

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели

Первая полоса

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля
Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля
Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля

Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля

Все в порядке с янг эдалтом
Все в порядке с янг эдалтом Почему пора перестать критиковать литературу для «молодых взрослых»
Все в порядке с янг эдалтом

Все в порядке с янг эдалтом
Почему пора перестать критиковать литературу для «молодых взрослых»

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна? Отвечает биолог Ольга Матвеева
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
Отвечает биолог Ольга Матвеева

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Подпишитесь на рассылку