18 мая, среда
Москва
Войти

Прочь из города: зачем молодые специалисты уезжают в провинцию Новые учителя

Прочь из города: зачем молодые специалисты уезжают в провинцию

Коронавирус внес коррективы в привычный уклад, особенно жителей больших городов: вместо работы в офисе, кафе и продуктовых гипермаркетов — #stayhome. Но не у всех изоляция выглядит именно так — некоторые сознательно бросают всё, чтобы заняться чем-то по-настоящему стоящим. Как и почему люди меняют профессию, завершают кругосветку и отказываются от научной деятельности — в материале The Village Нижний Новгород.

«Учитель для России» — это программа, которая приглашает выпускников и профессионалов из разных сфер стать учителями в региональных школах на два года. Создатели так надеются преодолеть проблему образовательного неравенства, которая особенно ощутима в России. Детям в регионах очень нужны учителя, которые любят свой предмет и верят в потенциал каждого ребенка.

Участие в программе подразумевает переезд — участник выбирает школу в одном из регионов присутствия: в Тамбовской, Нижегородской, Новосибирской, Новгородской, Воронежской, Калужской областях. Нижегородская область присоединилась к программе в прошлом году: 1 сентября 2019 года в школы городского округа Выкса вышли десять учителей — участников программы. Они сменили место жительства и отказались от привычной жизни, а некоторые из них еще и кардинально сменили профессию. Рассказываем об учителях, которые оказались по программе в Нижегородской области.

Текст

Надежда Якимова

Фотографии

Никита Савостиков

Ксения Ситникова, 27 лет

В прошлом SEO-специалист, сейчас учитель английского языка в школе № 6 Выксы


Я круто поменяла свою жизнь два раза: сначала поменяла работу в офисе на кругосветные путешествия, а потом кругосветку — на работу учителем в Выксе.

После окончания математического факультета Иркутского госуниверситета я переехала в Москву и совмещала учебу в ВШЭ и работу. А потом решила бросить математику и выбрала факультет медиакоммуникаций ВШЭ. Параллельно устроилась на работу, где выросла от ассистента до SEO-специалиста. Переломный момент случился через два года, когда я перестала понимать, что происходит вокруг. Нежелание ходить на работу подкреплял московский климат и отсутствие солнца.

В один из вечеров, который я, конечно же, проводила на работе, вспомнила про подачу документов на американскую визу. Друзья и знакомые пугали меня, что получить ее очень сложно, но в 2017 году это было всё же не так, как сейчас. И 1 сентября 2017 года я улетела из России и за 118 дней посетила 15 стран, среди которых были Болгария, Германия, Норвегия, Мексика, западное побережье США, Индонезия, Камбоджа, Китай.

Вторая кругосветка длилась значительно дольше — 324 дня. Практически сразу я открыла ИП, работала как SEO-специалист, а уже к десятому месяцу посетила 44 страны и вышла на доход, которого у меня не было никогда в жизни.

Казалось бы, все хорошо, но душевного спокойствия не было. И вот, в Буэнос-Айресе я увидела информацию про последний день подачи анкеты в программу «Учитель для России». Путешествие по Южной Америке: через Бразилию в Колумбию, потом Венесуэла, Панама, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, круиз по Багамским островам, — все это потеряло важность, когда меня пригласили на очный тур в Москву. Ради возможности делиться знаниями с детьми я завершила кругосветку и на восьми самолетах прилетела из Аргентины в Москву.


Я ожидала, что «приеду на белом коне» и расскажу детям про волшебный мир кругосветок и учебe в «вышке» — все вдохновятся, будут делать домашку и соблюдать дисциплину


Я веду английский во всех параллелях с пятого по одиннадцатый классы. Нагрузка в школе составляет 27 часов в неделю. Уроки заканчиваются в час дня, я прихожу домой и готовлю три-четыре оригинальных урока. Плюс проверка домашней работы — три минуты на одну тетрадь, то есть на класс — один час, а их обычно несколько. Итого примерно семь часов каждый день после уроков занимают проверка тетрадей и планирование уроков.

Первые полгода были очень тяжелыми — нужно было привыкнуть к новой работе, графику и вообще найти себя в новой профессии. Часто понятие рабочего и личного времени размывается. Только сейчас понемногу выстраиваю режим: занимаюсь спортом, слежу за питанием, уделяю время саморазвитию. В зоне моих интересов — вебинары по теме личных финансов и инвестирования, нутрициологии и углубленное изучение английского с точки зрения педагогики и подготовки детей к ЕГЭ и ОГЭ. Правда, пока вебинары получается смотреть либо по ночам, либо в шесть утра перед школой.

Я ожидала, что «приеду на белом коне» и расскажу детям про волшебный мир кругосветок и учебe в «вышке» — все вдохновятся, будут делать домашку и соблюдать дисциплину. На деле оказалось, что детям приходится выполнять кучу требований — от родителей, учителей, школы. Они учатся шесть дней в неделю, каждый день по шесть уроков, плюс допзанятия — о какой мотивации может идти речь? Главное — просто выжить. Мои ожидания разбились о реальность, но меня по-прежнему вдохновляет возможность передать свой опыт, пусть не на 100 %, но насколько это возможно.

У меня нет педагогического образования, но есть высшее математическое, год магистратуры по английскому, два года на факультете медиакоммуникаций ВШЭ, опыт работы в разных сферах в качестве специалиста и руководителя — это те знания, которые сейчас помогают мне работать учителем. Я могу быть детям другом — разговаривать с ними на одном языке, понимать их интересы, при этом могу быть «руководителем» — давать и проверять задания, направлять, быть тем, на кого можно ориентироваться.

Мое эмоциональное состояние меняется каждый день: иногда мне очень нравится отдача детей и взаимодействие с коллегами, а иногда штормит и хочется уволиться прямо сейчас из-за нагрузки.

Казалось, что моя жизнь с ориентацией на высокий доход, успешность и лидерство — самая правильная. Но сейчас я вижу реальных детей — многие из них не мечтают стать руководителями, они разные, и у них свои планы на жизнь. Моя задача как учителя — не ограничивать их мечты и не навязывать им свои.

Светлана Ерина, 36 лет

В прошлом управляющая салоном связи, сейчас учитель английского и французского в школе № 11 Выксы


Я единственная местная участница программы «Учитель для России», родилась в Сергаче — небольшом районном центре в 160 километрах от Нижнего Новгорода. Всегда мечтала поступить в Нижегородский государственный лингвистический университет и даже думала о педагогическом факультете, но не решилась — тогда профессия учителя не была престижной и внушающей доверие с точки зрения заработка. По совету родителей выбрала менеджмент в государственной и муниципальной сфере.

Учиться мне нравилось, я свободно говорила по-английски и французски, но так и не поняла, как применить мою специализацию в жизни. Так я устроилась на первую работу, куда брали без опыта — в колл-центр оператора связи. Это не было в поле моих интересов и планов, но нужно было зарабатывать деньги. Через два года я ушла в салон связи этого же оператора и выросла из наставника в управляющую салоном. На протяжении четырех лет я обучала сотрудников и выстраивала систему работы. Потом решила углубиться в продажи и ушла в другую компанию. Родила ребенка и к концу декретного отпуска четко осознала, что продажи — это не то, чем бы я хотела заниматься в жизни, но проработала еще два года в этой сфере, потому что поменять профессию оказалось не так просто.

Вернуться к мыслям о переменах помогла «ревизия» моего опыта, навыков и истинных желаний. Все сошлось на преподавании и на программе «Учитель для России», которая дает финансовую, кураторскую и методическую поддержку.


Важно восполнять свои ресурсы, чтобы дети получали не только знания, но и эмоциональную поддержку


Я была уверена, что по программе поеду работать в Воронежскую область, но вдруг появилась вакансия в Выксе. Я быстро нашла жилье, детский садик для дочки и переехала. До участия в программе «Учитель для России» у меня не было никакого опыта преподавания. Я очень волновалась, но мне повезло с классами. Со второго по четвертый классы я преподаю английский язык, а в пятом классе — французский.

Утром отвожу дочку в детский сад, а потом в школе веду примерно по пять уроков в день. Два раза в неделю все учителя «дежурят» — на каждой перемене следят за порядком в коридоре на своем этаже. Из-за дежурств совсем не остается времени на подготовку к уроку и переход в другой кабинет, так как у меня нет своего.

После уроков веду индивидуальные занятия: с одним ребенком занимаюсь в школе, с другим — у него дома. Кроме того, два раза в неделю веду внеурочные занятия — мы с ребятами модерируем страничку школы в ВК. Освобождаюсь примерно в 14–15 часов, в течение часа-полутора проверяю часть домашних заданий или занимаюсь документами. Потом забираю дочку из детского сада. Если в этот день она идет на кружок, то проверяю часть тетрадей, пока жду ее. Вечером — подготовка уроков в течение двух — четырех часов. Также каждую неделю созвон в Zoom с методистом по английскому и французскому: обсуждаем уроки, учимся и делимся опытом.

Дополнительная нагрузка — классное руководство, которое я взяла на себя по просьбе директора. Так как я не вела у них уроки, мне понадобилось больше времени, чтобы познакомиться и расположить детей к себе. Особое внимание уделяю классным часам — обсуждаем важные темы, проводим вечера настольных игр, фильмов или вместе ходим на праздничные мероприятия.

Мне сложно переключиться на отдых и абстрагироваться от мыслей о школе и учениках, но выходные я стараюсь проводить без работы. Иногда мы встречаемся с другими участниками программы, ходим друг к другу в гости или я просто провожу время с дочкой, смотрю кино или читаю что-то не по работе. Важно восполнять свои ресурсы, чтобы дети получали не только знания, но и эмоциональную поддержку. Несмотря на довольно насыщенный график, именно здесь и сейчас я впервые чувствую, что занимаюсь своим делом.

Евгения Мясникова, 25 лет

В прошлом репетитор по биологии, сейчас учительница биологии в школе села Ближне-Песочное


Моя двоюродная сестра работала учителем и каждый день говорила: «Я увольняюсь!» Это было за два года до моего участия в программе «Учитель для России». Не знаю, почему это меня не остановило.

Моей мечтой было изучать физиологию человека, но я немного не прошла по баллам и выбрала общую биологию, кафедру зоологии беспозвоночных. Собирала морских пауков на Белом море и разработала альтернативный вариант их систематизации.

Во время учебы в университете я еще не осознавала, что у меня уже есть профессия, — три года я работала репетитором по биологии и немного по химии. Как настоящая работа, она требовала от меня знания предмета и умения заинтересовать ученика и помочь ему подготовиться к ЕГЭ по биологии. В самом начале я несколько раз потерпела крах — вываливала на ребенка кучу информации, и он отказывался со мной заниматься. Со временем я выстроила определенную систему, но даже не думала о том, чтобы стать учителем в школе.

Быть репетитором и учителем — две абсолютно разные профессии. Поняла это, когда уже прошла все этапы отбора в программу и выбирала регион. Рассматривала школу в селе Пановы Кусты Тамбовской области и в селе Высокиничи Калужской области. И только в самом конце мне предложили Нижегородскую область.

Я снимаю квартиру в Выксе, а на работу в Ближне-Песочное выезжаю на автобусе в 06:45. Дорога в одну сторону обычно занимает 40 минут, но больше меня утомляет «день сурка» и одни и те же лица вокруг.

У меня все параллели с пятого по девятый класс. Самый маленький класс — 11 человек, самый большой — 30. Оказалось, дело совсем не в численности. Самый буйный — это седьмой класс. На первом же уроке они устроили мне проверку: тогда у меня болело горло, и я попросила не шуметь, но дети балагурили весь урок, и я была в панике!


Есть секрет: если учитель прислушивается, то всегда можно договориться


Больше всего я боялась вести уроки в классе коррекции. Оказалось, что сложнее подобрать темы под каждого ученика, ведь они все из разных классов. А вот с дисциплиной трудностей как раз не было — я удивлялась, почему они попали в класс коррекции. Правда, есть секрет: если учитель прислушивается, то всегда можно договориться. На последнем уроке перед карантином дети сказали, что очень устали за день и хотят отдохнуть, поэтому я предложила нарисовать или написать на листах всё, что они помнят по биологии из пройденного материала. Это был самый спокойный урок! Потом мы сделали выставку в школьном коридоре, и ребята хвалились своими работами.

В день у меня от двух до пяти уроков, а после них — кружок по экологии, или классный час, или занятие по подготовке к экзаменам. Опытным путем выяснила, что дома проверять «домашки» невозможно — начинаются сериалы, музыка, печеньки, поэтому чаще всего выделяю время после уроков. Домой возвращаюсь часам к пяти вечера, немного отдыхаю и готовлю уроки на протяжении одного — шести часов. Бывают дни, когда я безумно устаю, в такой сложный день ко мне утром обязательно подбегают ребята, обнимают и говорят что-то нелепое и милое. Так я нахожу силы работать дальше.

Сейчас, во время карантина, мне кажется, что я работаю гораздо больше, чем раньше. Глаза болят от экранов, мы все дни ходили в школу, заполняли разные документы, журналы, проводили ежедневные собрания. А вечером я участвую во встречах в Zoom от команды программы. Все силы сейчас уходят на то, чтобы организовать дистанционное обучение и понять, как быть с теми детьми, у которых нет необходимой техники.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Чем занять ребенка на карантине
Чем занять ребенка на карантине Родители и специалисты советуют, как планировать день и продуктивно работать, если дети дома
Чем занять ребенка на карантине

Чем занять ребенка на карантине
Родители и специалисты советуют, как планировать день и продуктивно работать, если дети дома

Единорог, летящий гусь и куст земляники: знаете ли вы гербы Нижегородской области?
Единорог, летящий гусь и куст земляники: знаете ли вы гербы Нижегородской области? Патриотичный тест на знание местной геральдики
Единорог, летящий гусь и куст земляники: знаете ли вы гербы Нижегородской области?

Единорог, летящий гусь и куст земляники: знаете ли вы гербы Нижегородской области?
Патриотичный тест на знание местной геральдики

«Садик-Шарик»: Как правильно играть с ребенком
«Садик-Шарик»: Как правильно играть с ребенком Рассказывает создательница игрового детского сада
«Садик-Шарик»: Как правильно играть с ребенком

«Садик-Шарик»: Как правильно играть с ребенком
Рассказывает создательница игрового детского сада

Фоны для Zoom-встреч из музеев Нижнего Новгорода
Фоны для Zoom-встреч из музеев Нижнего Новгорода Современное искусство и классические музейные формы
Фоны для Zoom-встреч из музеев Нижнего Новгорода

Фоны для Zoom-встреч из музеев Нижнего Новгорода
Современное искусство и классические музейные формы

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

Первая полоса

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Подпишитесь на рассылку