
Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Кейпоп — музыкальный жанр из Южной Кореи, при этом мощная фан-база у бойзбендов и герлзбендов этого направления есть во всем мире, в том числе и на Урале. В массовой культуре феномен кейпопа связан не только с мемом «Вот они слева направо: Намджун, Чонгук, Чингачгук…». Азиатскими группами несколько лет назад начали интересоваться крупные бренды — Vogue даже написал статью о том, что модной индустрии следует признать южнокорейских солистов кейпоп-групп — айдолов — главными мировыми инфлюенсерами. Подтверждением этому можно считать разные коллаборации с исполнителями. Например, в 2019 году Uniqlo выпустил коллекцию футболок с персонажам BT21 из альтернативной вселенной бойзбенда BTS, а в 2021 герлзбенд Aespa снялись в рекламной кампании сумок Givenchy.
Екатеринбургские фанаты кейпопа рассказали нам, как узнали об этом музыкальном жанре и даже построили вокруг него карьеру, как айдолов контролируют фанаты и агентства, и почему главное в кейпопе — вовсе не музыка, а танцы и общение с исполнителями.
Кейпоп — музыкальный жанр из Южной Кореи, при этом мощная фан-база у бойзбендов и герлзбендов этого направления есть во всем мире, в том числе и на Урале. В массовой культуре феномен кейпопа связан не только с мемом «Вот они слева направо: Намджун, Чонгук, Чингачгук…». Азиатскими группами несколько лет назад начали интересоваться крупные бренды — Vogue даже написал статью о том, что модной индустрии следует признать южнокорейских солистов кейпоп-групп — айдолов — главными мировыми инфлюенсерами. Подтверждением этому можно считать разные коллаборации с исполнителями. Например, в 2019 году Uniqlo выпустил коллекцию футболок с персонажам BT21 из альтернативной вселенной бойзбенда BTS, а в 2021 герлзбенд Aespa снялись в рекламной кампании сумок Givenchy.
Екатеринбургские фанаты кейпопа рассказали нам, как узнали об этом музыкальном жанре и даже построили вокруг него карьеру, как айдолов контролируют фанаты и агентства, и почему главное в кейпопе — вовсе не музыка, а танцы и общение с исполнителями.

Юлия Рогожкина
одна из основателей кейпоп-кофейни Pinky Pop
О коллекционировании альбомов, которые не слушает
Я относительно начинающий кейпопер, потому что слушаю корейскую музыку всего три года. Однажды на ютубе случайно попался в рекомендациях клип южнокорейского бойзбенда. Мне очень понравились звучание и музыка, а еще удивило, что парни могут так красиво танцевать, поэтому я стала гуглить, что это за жанр, — так и узнала про кейпоп.
В компании своих друзей я стала первым человеком, который слушает кейпоп. Никто из них не разделил это увлечение, но мы продолжаем общаться на все темы, кроме корейской музыки. Со временем у меня появились друзья из разных фандомов, с которыми можно обменяться восторженными комментариями о том, что вышел новый клип, понравилась ли хореография.



Русских исполнителей я почти не слушаю — не нравятся ни тексты, ни звучание. Среди них мало тех, кто еще танцует или поет на выступлениях вживую, а не под фанеру. Когда только начинала интересоваться кейпопом, то было трудно запомнить корейские имена, а еще я обращала внимание исключительно на звучание музыки. Чем больше я углублялась в субкультуру, тем больше фокус внимания смещался на личности айдолов: как они ведут себя на публике, что делают помимо музыки. Например, некоторые занимаются благотворительностью, пишут картины, становятся амбассадорами модных брендов. Лидер бойзбенда Stray Kids однажды дал обещание своим фанатам и с того момента каждое воскресенье проводит для них трансляции, где отвечает на вопросы и просто душевно общается — кажется, что ты созваниваешься с лучшим другом. Многие пишут в комментариях к трансляциям о том, что даже с родителями не могут поговорить на темы, на которые свободно общаются с айдолом.
Подростки приводят своих родителей в кофейню, чтобы рассказать о кумирах
Со стороны многим кажется, что существует совсем мало кейпоп-групп: BTS и BLACKPINK. Это происходит потому, что обе на пике популярности и их песни можно услышать даже на русскоязычном радио. На самом деле групп намного больше, а еще постоянно появляются новые. Я начала слушать кейпоп с Monsta X, только затем открыла для себя знаменитую BTS, а сейчас активно слежу за Stray Kids. Раньше внутри сообщества порицалось, если человек пришел в культуру из-за одной группы, а со временем присоединился к фандому другой. Видела комментарии в стиле: «Если ты пришла в кейпоп с определенной группой, то и должна слушать только их». У всех меняются вкусы, поэтому очень рада тому, что эта тенденция прошла.
Я собираю лимитированные физические альбомы с дисками и фотобуками, и все они от разных групп — два от BTS, один Ateez, несколько альбомов EXO, а еще почти все альбомы Stray Kids, некоторые из которых я даже не полностью слушала. Мне очень нравятся эти группы, поэтому хочется собрать по-максимуму все, что с ними связано. Также сами альбомы издают агентства исполнителей, поэтому при покупке кажется, что ты поддерживаешь своих кумиров и благодаришь за творчество. Отдельный трепет вызывает то, что ты днями ждешь доставку из Кореи, затем волнительно открываешь и смотришь, попалась ли тебе карточка с любимым айдолом, потому что содержание альбомов различается и его нельзя заранее определить.

Как появилась кофейня
Однажды мы с другим любителем кейпопа поняли, что в городе нет ни одного места, где могут собираться поклонники этой музыки. Поэтому решили создать такое место самостоятельно и открыли кейпоп-кофейню 13 июня 2021 года — в годовщину основания группы BTS, праздничный день среди сообщества. Сначала было страшно, потому что не понимали, сколько в Екатеринбурге фанатов кейпопа, но в итоге получилось собрать городское комьюнити из разных сфер. Часто к нам приходят кавер-денсеры, чтобы встретиться с друзьями, а подростки приводят своих родителей, чтобы рассказать о кумирах, некоторые делают у нас домашнее задание, особенно часто по корейскому. Очень здорово, что кейпоп объединил так много, казалось бы, разных людей.
Внутри кофейни несколько столиков, за которыми можно собраться с друзьями за чашкой кофе или лимонада, стеллажи с альбомами, которые можно купить, а потом сразу посмотреть клип с кем-то из айдолов по телевизору, также у нас можно приобрести корейскую еду — от батончиков до лапши быстрого приготовления. Еще мы организуем мероприятия к выходу нового альбома, дню рождения айдола или годовщине с основания бенда — украшаем заведение, печатаем открытки и картонные фигуры исполнителей, готовим плейлист с их музыкой, обновляем меню.
Мне нравится в кейпопе то, что это далеко не только про музыку — неотъемлемой частью является само сообщество, а еще хореография, которой всегда уделяется много внимания. В этом году я тоже планирую заняться кавер-денсом. Думала об этом уже давно, но откладывала, потому что просто стеснялась. В один момент я поняла, что это глупо: есть же очень много единомышленников, которые тоже не гуру хореографии, но хотят приобщиться к тому, чем занимаются их кумиры.

Александра Токарева
основательница танцевальной студии K-pop House
Как основала бесплатную студию кейпоп-танцев в муниципальном центре
Мой интерес к кейпопу появился благодаря танцам. Я занималась уличными и хип-хоп танцами, а в 2012 году друзья позвали за компанию в танцевальную команду, которая ставила каверы на хореографию из клипов разных корейских айдолов. Весь корейский поп создан не сколько, чтобы слушать его в наушниках, сколько танцевать и пытаться повторить движения своих айдолов. Для каждой композиции исполнители разрабатывают специальную хореографию, которая перекликается с текстом и смыслом песен, а кавер-денсеры стараются повторить все сложные движения. Уже при выпуске клипа айдолы дополнительно снимают дэнс-практику — разбор хореографии в нем.
Когда я начинала заниматься кавер-денсом 10 лет назад, это было узкое сообщество, где все друг друга знали. Сначала мы участвовали в редких соревнованиях на базе аниме-фестивалей и других мероприятий, связанных с азиатской культурой, хотя в Москве уже проходили специализированные фестивали по кавер-денсу. На Урале такой состоялся впервые только 2015 году. На K-Star не было ни косплея, ни каких-либо других танцевальных конкурсов — только каверы на песни айдолов. Этот фестиваль существует до сих пор, но переехал из Екатеринбурга в Челябинск.
Я долгое время думала, что скрещенные большой и указательный палец — это знак денег
Постепенно я втянулась как в кавер-денс, так и в кейпоп-фандомы. Даже основала свою команду и стала искать нам базу для репетиций. Сначала мы скооперировались с другими командами в городе и вместе арендовали зал, чтобы выходило дешевле. А в 2017 году я закончила университет и мне предложили должность педагога хореографии в муниципальном центре внешкольной работы «Социум». Мне выделили помещение для занятий, тренировки команды стали проходить там же.
Я разработала образовательную программу по обучению детей от 13 до 18 лет кавер-денсу, но при этом студию могут посещать люди до 35 лет. Чтобы попасть в танцевальный зал, нужно пройти по коридору мимо кружков глины, рисования и шахмат, повернуть направо в сторону розового коридора, где стоят картонные фигуры Чона Хо Сока и Чон Гука из BTS в полный рост.
В 2012 году в Екатеринбурге было всего четыре команды — для сравнения, только на базе моей студии сейчас занимается столько же. Они ходят на занятия, а еще берут зал для самостоятельных репетиций. Особенность танцевальной студии в том, что все занятия бесплатные — благодаря этому порог входа оказался низким и появилось много желающих.

«Почему он поет про волков, а встает в позу дерева?»
Один из принципов студии K-pop House заключается в том, что мы через кейпоп выходим во что-то большее. Изначально все пытались до мелочей продублировать движения оригинального исполнителя, даже делали косплеи на одежду, прическу и макияж, а сейчас появился тренд на то, чтобы каждый больше проявил и показал себя.
За 10 лет у айдолов изменился подход к танцам: если в 2012 году танец состоял из трех-четырех связок, то сейчас я искренне не понимаю, как люди могут не только делать сложнейшие движения, но и петь, не запыхавшись и не сбиваясь с ритма. Если у бойзбендов движения ускорились, то уровень хореографии герлзбендов вырос еще больше, потому что раньше она была однотипной и простой.
Я стараюсь не привязываться к артистам, как личностями — в первую очередь это их профессия, поэтому выбираю исполнителей именно по музыке. Сейчас в кейпопе есть много жанров: от прилипчивого и мелодичного попа до практически рок-музыки, которая мне больше всего импонирует. Многие движения айдолов под свою музыку очевидны для жителей Южной Кореи, но остальным временами приходится поломать голову. Например, я долгое время думала, что скрещенные большой и указательный палец — это знак денег, а не сердца. Тем не менее, текст и движения всегда взаимосвязаны. С первого взгляда некоторые вещи могут быть неочевидны: «Почему он поет про волков и на этом моменте встает в позу дерева?», а затем ты разбираешься и находишь отсылки из предыдущих песен айдола, корейской мифологии или из посыла песни.

Многие фанаты кейпопа приходят в кавер-денс, потому что это неотъемлемая часть субкультуры. Тем не менее, остаются и серьезно занимаются только единицы, потому что для занятий кавер-денсом мало любить кейпоп — нужно иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым посвящать по несколько часов в неделю репетициям. А еще на это хобби уходит много денег: костюмы, поездки на разные конкурсы в другие города, съемка и монтаж видео танцев с командой, чтобы запостить в интернете.
Здорово, что сейчас кавер-денс стал одним из популярных танцевальных направлений. Теперь на занятия можно записаться почти в каждой студии города, а, например, на региональном конкурсе «Хрустальный башмачок» для коллективов из разных кружков при школах и Дворцах культуры уже два года есть отдельная номинация для кавер-денса.

Юлия Гявгянен
студентка
Как стала интересоваться кейпопом не из-за музыки
Я попала в свой первый кейпоп-фандом после того, как четыре года назад увидела выпуск корейского шоу, где гостями был бойзбенд VIXX. Они показались очень смешными, и я искренне смеялась во время просмотра, а затем стала искать другие шоу с их участием, а еще информацию о группе, следить за новостями, слушать музыку — так постепенно втянулась в кейпоп-культуру.
Полгода назад я даже поступила на корееведение из-за интереса к кейпопу. Меня и раньше интересовали азиатские традиции: от аниме и чайных церемоний до менталитета с уровнями уважения к старшим и стремлению к бесконфликтности. А благодаря корейскому попу я стала углубляться в культуру именно этой страны — дорамы, урбанистику без дизайн-кода, экономику и прочее. Все начиналось с того, что я стала гуглить информацию про айдолов, но какие-то новости было трудно понять без погружения в контекст, поэтому я начала изучать разные аспекты жизни в Южной Корее.
Еще мне очень понравился сам корейский язык, потому что он очень красиво и мелодично звучит, а еще его легче изучать, чем остальные азиатские языки, потому что в нем не иероглифы, а буквы — по аналогии с русским или английским.
Про историю кейпопа и объективизацию айдолов
Существует четыре поколения кейпоп-исполнителей. Их разделяют в зависимости от того, какие тренды появляются в индустрии. Первое появилось в 1990-х — именно тогда возникли первые группы, исполняющие корейский поп. Они первыми стали создавать хореографию, связанную с музыкой, которую выпускают. Второе поколение айдолов появилось в 2000-х — они стали усложнять хореографию и выпускать физические альбомы с диском, фотобуком, открытками, карточками исполнителей, а еще запустили тренд близкой коммуникации с поклонниками. Третье поколение появилось в начале 2010-х и именно благодаря ему кейпоп вышел из локальной южнокорейской культуры в массовую.
В кейпопе получается спрятаться от проблем, которые есть в твоей реальности
Нынешнее четвертое поколение — с самыми прокаченными исполнителями: в 14 лет артист дебютирует на уровне, которого достигал артист из предыдущего поколения только к 20 годам. Это происходит из-за того, что с появлением популярности усилилась конкуренция между разными командами. Каждый день появляются новые исполнители, но становятся известными и обретают фанбазу только единицы, поэтому все стартуют сразу с готовым контентом. Их запуском занимаются специальные агентства: сначала они оплачивают артистам обучение и покрывают все расходы, а после дебюта исполнители должны вернуть этот долг с помощью денег, заработанных на выступлениях. Поэтому чаще всего айдолы не получают зарплату в течение первого года, но есть случаи, когда этого и не происходило и 10 лет, например, у Brave Girls. А если команда не выстрелила в первые два года, то можно сказать, что она обречена — ей на смену уже придут новые и более молодые.
Сейчас каждый бэнд стал делать очень сложную хореографию, чтобы выделиться на фоне остальных, а еще все стали без перерывов находиться в медийном пространстве. Особенность кейпопа в том, что в этом жанре важен контент — айдолы постоянно выпускают кучу закадровых видео, регулярно дают интервью и активно ведут свои социальные сети. Мне очень нравится это в кейпопе — получается спрятаться в этом мире от проблем, которые есть в твоей реальности. Создается ощущение реалити-шоу, за которым ты наблюдаешь в реальном времени. У этого есть обратная сторона — на самих айдолах оказыватся большое общественное давление, потому что им приходится всегда выглядеть идеально и служить примером. Это сложно, потому что в Южной Корее есть культ худобы, культ красоты и культ порядочности — каждому из них приходится соответствовать, чтобы не потерять любовь поклонников.

Только сейчас артисты начинают избавляться от сложившейся тенденции, когда из-за супер большого количества информации и общения фанаты считают их своей собственностью. Например, часто происходят случаи, когда поклонникам может не понравиться новая стрижка кумира, и они начинают заваливать его социальные сети комментариями с требованиями вернуть прежнюю. В случаях, когда недовольство достигает высокого уровня, агентство может принудительно заставить айдола вернуть прежнюю прическу, чтобы угодить фандому и не терять прибыль. Также агентства часто устанавливают запрет на отношения для айдолов, чтобы у них было больше поклонников. Из-за этого некоторые фанаты приходят на встречи с кумирами в свадебных платьях и всерьез называют какого-то артиста своим парнем.
Несмотря на сложившуюся культуру, мне хочется не бойкотировать ее, а продолжать поддерживать айдолов, которые нравятся. Например, я слежу за бойзбендами NCT и VeriVery и герлзбендами Weekly и Kep1er. Мне нравятся концепты этих групп. За последними я стала наблюдать еще до того, как они дебютировали в январе, потому что их агентство заранее выложило контент и познакомило с исполнителями. А у другой моей любимой команды NCT большинство клипов связаны со снами и перемещениями из них в реальность. Еще в видео этой команды иногда можно найти отсылки к песням других команд их агентства S.M. Entertainment.