Сотни секретных улиц на окраинах Москвы — на карте проекта «Дворулица» Власти города могут их улучшить (но не станут)

Текст
Как сейчас выглядят районы за пределами центра Москвы? Как пустыри, между которыми изредка появляются дома и детские площадки. В центре города улицы с магазинами, кафе, барами, театрами и прочим необходимым занимают до 28 % территории, на периферии их всего 6 %. Дефицит улиц восполняют сами жители, протаптывая короткие пути в своих районах — через дворы. Этих тропинок нет на картах, о них не знают чиновники, до них не добирается никакое благоустройство: в шумно анонсированной накануне выборов мэра программе «Мой район», продолжении подзабытой «Моей улицы», говорится о строительстве больниц, парков и детских садов, но не о благоустройстве тех мест, по которым горожане ходят каждый день.
Эта проблема заинтересовала архитектора Алену Шляховую, которая разработала концепцию дворулицы: одновременно и двора и улицы, «места, куда хочется пойти, чтобы провести свободное время вне дома, и сети маршрутов для прогулок, проходящей сквозь кварталы и объединяющей район в единое целое». Несмотря на активное использование местными, часто эти территории не освещены, там нет ни магазинов, ни кафе, ни лавочек, ни спортивных площадок — всего того, что есть на обычной улице. Летом Шляховая совместно с бюро «Меганом» и компанией Urbica Design запустила сайт проекта с картой потенциальных дворулиц от Садового кольца до МКАД, к каждой из которых можно оставить комментарии и предложения. По словам Шляховой, архитекторы могут помочь в разработке проекта, но инициатива должна исходить от жителей.
Алена Шляховая
автор проекта «Дворулица»
«Дворулица» — мой дипломный проект в студии Юрия Григоряна («Меганом») в МАРХИ. Идея дворулицы (как типологии городского общественного пространства) и протаивания (как бережного метода работы с городом и уже сложившейся жилой средой) родилась как раз во время работы над дипломом в 2016 году. Дворулица — и двор, и улица одновременно; полупубличное, полуприватное пространство, расширяющее спектр возможных городских сценариев и развивающее сеть улиц. На появление термина повлияли несколько вещей. Во-первых, вышедшие ранее исследования периферии Москвы: «Археология периферии» и «Старая Москва. Инвентаризация». Во-вторых, моя личная реакция на развитие общественных пространств в Москве. Город становился лучше, но облагороженные места сразу же перенасыщались людьми и тем, что там происходило (везде примерно одно и то же), в результате в них становилось тяжело и неприятно находиться. В качестве альтернативы новым облагороженным местам оставались только пустые и не приспособленные для какого-либо времяпрепровождения места. Очень не хватало чего-то посерединке. В-третьих, в какой-то момент я нашла в Москве несколько недостроенных или заброшенных улиц: на карте написано «участок проспекта», а на деле это просто служебный проезд к гаражам или подъездам домов. Такие штуки показались интересными, захотелось поискать еще, и в результате кусочков заросшей городской инфраструктуры нашлось очень много. Это были улицы, потерянные в тихих жилых дворах и в огромных микрорайонах на периферии города.
После защиты диплома я продолжила заниматься «Дворулицей» в рамках исследовательской программы «Меганома». Потихоньку из архитектурного исследования «Дворулица» превращается в более взрослый и многосторонний проект. Сегодня понятнее рассказывать о проекте как о стартапе на базе «Меганома».
О работе с властями
Власти тут ни при чем. Появление проекта не было ответом на городские программы благоустройства или на какие-то другие действия городской администрации: проект не придумывался специально как оппозиционный.
К развитию проекта и к тому, что мы сейчас делаем, власти тоже не причастны. В этом плане «Дворулица» как наша внутренняя инициатива — очень свободный проект. Мы участвовали в конкурсе на реновацию (в консорциуме с «Меганомом», институтом Генплана Москвы и компанией Habidatum); наше конкурсное предложение заключалось в том, чтобы начать реновацию с дворулицы. Презентация идеи проекта на конкурсе — это единственное, что мы сделали, чтобы рассказать о «Дворулице» городским властям, больше мы никому ничего не предлагали. Со стороны властей к нам тоже пока никто не обращался.
О результатах
Нам важно вовлекать в проект не только профессионалов. У карты дворулиц Москвы есть потенциал стать инструментом обратной связи проекта с городом и горожанами. С помощью карты мы показываем проекты (либо эскизные желтые линии, либо проекты дворулиц). Горожане могут смотреть и оценивать их, оставлять комментарии, предложения, скоро мы добавим еще и опцию голосования за проект (можно будет ставить лайк и дислайк). Сейчас скопилось уже достаточно много комментариев. Если какой-то проект наберет много лайков, его можно будет продвигать ближе к реализации.
К нам приходят горожане, заинтересованные в проекте и готовые участвовать в создании дворулицы в своем квартале. Тут пока все только начинается, но запрос есть.
Как сделать дворулицу в своем районе
Удачнее всего будет формат государственно-частного партнерства. Появление дворулицы не должно происходить исключительно top-down (сверху вниз). Инициаторами проекта должны быть горожане: именно они должны проявлять заинтересованность в реализации дворулицы в своем районе, писать письма в администрацию города, способствовать поиску спонсоров. Мы выступаем в роли консультантов, можем разработать и согласовать проект. Одна из идей проекта «Дворулица» заключается в том, что архитекторы и профессионалы создают только основной каркас пространства: определяют границы дворулицы и разрабатывают дизайн базовых элементов — мощение, свет, основные площадки и павильоны. Затем горожане обживают пространство дворулицы сами: сажают деревья, обустраивают палисадники, возможно, даже что-то мастерят.
На первых этапах можно проверять и корректировать проект, создавая вместе с горожанами какие-то временные инсталляции. Ответственность за реализацию минимального каркаса может и должен брать на себя город. Дополнительные элементы дворулицы могут финансироваться частными лицами, так же как, возможно, и разработка самого проекта: работа архитекторов и других специалистов.
О будущем проекта
У проекта есть два основных вектора развития: первый — дискуссионный и второй — реализация пилотных проектов. Мы продолжаем исследовать «Дворулицу» и смежные с ней темы, рассказывать о проекте, его идеях и ценностях, делиться результатами работы. Есть очень много идей, но для их реализации и поддержания постоянного эфира пока что, к сожалению, не всегда хватает ресурсов и времени. Трансляция идей «Дворулицы» вовне и развитие дискуссии как внутри профессионального и околоархитектурного сообщества, так и за его рамками — очень важная часть проекта. В ближайшее время мы будем уделять этому больше внимания.
И да, конечно, надеемся, что интерес горожан к проекту дальше будет только расти, и нам удастся реализовать пилотные проекты дворулиц в Москве, а, возможно, и в других городах.
Изображения: Dvorulitsa