5 июля, вторник
Москва
Войти

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

В Петербурге стало хорошим тоном трепетно относиться к дореволюционной архитектуре. А вот важность советского модернизма — за исключением выдающихся объектов типа башни ЦНИИ робототехники — до сих пор дискуссионный вопрос.

Возможно, вы измените свое мнение (или укрепитесь в нем), если подпишетесь на инстаграм-аккаунт Polustrovo.mod. В нем пара петербуржцев (свои имена они предпочитают не называть) рассказывает среди прочего о галерейных домах — на примере экспериментальной постройки в Полюстрово, где авторы блога этой весной купили трехуровневую (!) двухкомнатную квартиру.

Polustrovo.mod



Мы обзавелись собственной квартирой в доме, сведения о котором даже у самих жильцов порой путанные. Захотелось развеять заблуждения. Сначала, как и многие, мы думали о дневнике ремонта. Но сроки начала работ постоянно отодвигали, это заставило нас оглядеться и увидеть потенциальную красоту вокруг. Так тематика сместилась в сторону краеведения.

Начав изучать вопрос, мы обнаружили, что в городе в позднесоветское время построили десять галерейных домов по индивидуальным проектам (включая возведенный по проекту повторного применения дом на Канонерском острове, 8). Это стало хорошим поводом разнообразить контент и развеять сформировавшиеся вокруг «галерейников» заблуждения (например, что часть этих построек — общежития, а часть — проекты иностранных архитекторов).

Если размышлять шире, нас интересует вопрос выявления памятников. Хороший пример — первый построенный в России методом подъема этажей жилой дом на Магнитогорской, 95. Скорее всего, его ждет снос (вместе с остатками рабочего городка железобетонного завода «Баррикада») или посредственная реновация. Такие постройки, наоборот, нужно сохранять и реставрировать, иначе общество теряет свою идентичность. Если сосредотачиваться только на общеизвестных памятниках, последствием будет упадок среды.

Мы и сами думаем, чтобы через три года, когда минует 40 лет с момента постройки нашего дома, инициировать присвоение ему статуса памятника. Ведь интересное — не где-то далеко, а здесь, рядом.

Дом в Полюстрово

Так сложилось, что эстетически нам всегда нравилась модернистская архитектура. Она окружает нас с детства. Со временем ты понимаешь, что это не какие-то унылые коробки, а вполне разнообразная среда, которая, увы, порой выглядит безрадостной из-за безалаберной эксплуатации.

Поэтому география поисков квартиры простиралась от станции метро «Приморская» до северной части города. Уже отчаявшись, мы вспомнили об Охте, которую один из нас раньше старался не замечать. Во время нескольких прогулок заметили, как здесь — вблизи от исторического центра — органично сочетается архитектура 1930–1980-х годов. А еще неплохая велоинфраструктура.

Дом как бы сам нашел нас почти случайно (авторы блога увидели здание в выпуске телепрограммы „Другой Петербург“ от 8 марта 2020 года, посвященном нетиповой застройке СССР. — Прим. ред.). Не в последнюю очередь впечатлила его структура: длинные галереи и квартиры, чередующиеся, как в московском доме Наркомфина.

Вкратце внутренняя структура здания такова: остекленный вестибюль в центре юго-восточного фасада ведет к главной лестнице и лифтовому колодцу. Оттуда вдоль квартирных дверей к эвакуационным лестницам в торцах расходятся 16 освещенных ленточными окнами галерей. В каждой из них, начиная со второго межэтажного уровня, по 18 квартир: первая от входа — вниз, вторая — наверх, одна над другой (на первом этаже, где в обеих галереях по восемь квартир, все — наверх). Таким образом 16-этажное здание как бы разделено на три функциональных слоя. В юго-восточном — жилые комнаты и рекреационные зоны, в центральном — прихожие и санитарные узлы, в северном — общественные и технические помещения.

Просмотрев объявления, мы нашли два в этом доме — о продаже двухкомнатных квартир с лестницами наверх, притом разных конфигураций. Одна — торцевая, с двумя комнатами в среднем уровне (в каждой — по отдельному санузлу). Другая — на последнем этаже, с одной большой комнатой и совмещенным санузлом на среднем уровне, вторая комната — скромных размеров, на верхнем уровне рядом с кухней. Когда мы пришли на просмотр, не покидало ощущение, что мы очутились в маленьком домике внутри большого дома.

Трехуровневая квартира

Рендеры, подготовленные студией Antwe

Несмотря на прекрасные виды, открывающиеся с 15-го этажа, комфортнее оказалась планировка первой квартиры. Предыдущая хозяйка в свое время купила эту жилплощадь для дочери. Но та, не успев обжиться, переехала в Финляндию, после чего квартиру много лет сдавали. О первом владельце нам известно только, что он был сотрудником завода «Красный Выборжец». Именно для них в 1981–1983 годах построили этот дом по проекту сотрудников мастерской № 4 ЛенНИИпроекта О. Б. Фронтинского, С. В. Гайковича и В. Б. Верюжской. Они, к слову, впервые предложили трехуровневую структуру в том числе однокомнатных квартир, чтобы обеспечить грамотную инсоляцию.

Конечно, предыдущие владельцы сделали предпродажный ремонт, вероятно, попытавшись придать квартире бóльшую привлекательность. Но натяжные потолки, обшивка стен ПВХ-панелями, замена оригинальных деревянных окон на дешевые стеклопакеты только усугубили ее состояние. Переехав сюда весной, мы начали неспешный демонтаж своими руками. А самое главное, пожили в новом пространстве, что помогло лучше понять, каким может быть обустройство.

Сразу было ясно, что собственных сил на проектную работу не хватит, поэтому мы доверились профессионалам, чьи представления о прекрасном и трепетное отношение к материалу нам оказались близки. Студия Antwe поставила перед собой задачу создать легкое современное пространство, сохранив отсылки к аутентичному интерьеру 1980-х. Сейчас, когда завершены все демонтажные работы, мы бываем в квартире наездами. Из-за полного износа помещения ремонт, увы, стал капитальным — как бы мы ни хотели сохранить некоторые оригинальные элементы.

Хотя стоит порадоваться, что кое-какие предметы интерьера удалось не только сохранить, но и вписать в будущий интерьер. Например, зеркало, висевшее в прихожей, и винтовой табурет, завершить реставрацию которого обещаем себе в обозримом будущем. Одна из задач проекта — использовать часть нашей семейной мебели. Когда ты имеешь дело со старыми вещами, они притягивают к себе подобные предметы. Потому реставрация порой становится естественной, а иногда необходимой практикой. Тем более приятно что-то делать своими руками.

Фотографии: обложка, 2,3,4 – студия Antwe, 1 – Polustrovo.mod

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург)
Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург)

Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург)
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

«Я живу в доме ЦФТ с двухуровневыми квартирами»
«Я живу в доме ЦФТ с двухуровневыми квартирами» Жильцы длинного позднесоветского дома в Петербурге — о визите Михаила Горбачева, аварийных фасадах и проходах между парадными
«Я живу в доме ЦФТ с двухуровневыми квартирами»

«Я живу в доме ЦФТ с двухуровневыми квартирами»
Жильцы длинного позднесоветского дома в Петербурге — о визите Михаила Горбачева, аварийных фасадах и проходах между парадными

Я живу в Доме политкаторжан
Я живу в Доме политкаторжан Последнее пристанище переживших царскую ссылку
Я живу в Доме политкаторжан

Я живу в Доме политкаторжан
Последнее пристанище переживших царскую ссылку

Что такое капромантизм? 11 примеров из Петербурга
Что такое капромантизм? 11 примеров из Петербурга «Принять капиталистический романтизм значит отказаться от архитектурной ксенофобии»
Что такое капромантизм? 11 примеров из Петербурга

Что такое капромантизм? 11 примеров из Петербурга
«Принять капиталистический романтизм значит отказаться от архитектурной ксенофобии»

Тэги

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна? Отвечает биолог Ольга Матвеева
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
Отвечает биолог Ольга Матвеева

«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них
«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них Издания «Беда», «Кедр», «Служба поддержки» и другие
«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них

«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них
Издания «Беда», «Кедр», «Служба поддержки» и другие

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Подпишитесь на рассылку