Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам Бесплатные мастерские и новое выставочное пространство на Делегатской

Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам

Сегодня в Москве открывается центр моды и дизайна D3 на Делегатской. Новое пространство занимает левое крыло Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и, по сути, выступает одним из его подразделений. Пресс-релиз сообщает, что центр объединит на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных тенденций. Одна из наиболее амбициозных задач D3 — воскрешение ремесел и поиск возможности их интеграции в современные производственные процессы. Мы поговорили с руководителями проекта о том, как будет строиться диалог между всеми упомянутыми исследователями и нужны ли современной моде кокошники и хохлома.

Кто это придумал

Идею создания центра руководство музея утвердило с министерством культуры пять лет назад. Госструктура выделила деньги на запуск программ и реставрацию помещения музея под D3. Но в перспективе финансирование центра должно стать многоканальным — руководству придется искать внебюджетные средства, чтобы снять основную финансовую нагрузку с бюджета музея. Идейный вдохновитель проекта — модельер Валентин Юдашкин, а союзники, выбранные руководством музея для развития центра, — профильные вузы и другие образовательные учреждения. Сегодня в их числе Академия имени С. Г. Строганова, НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна, участвующая в пилотных программах центра и уже задействовавшая левое крыло музея летом под выставку своих выпускников.

Студенты «Британки» участвовали в создании логотипа и айдентики центра, а еще совместно с БВШД здесь скоро заработает пресс-рум для российских дизайнеров. Первым партнером в этом проекте центра станет Владимир Тилинин, дизайнер FreshBlood и куратор БВШД. Задача пресс-рума — сделать новый дизайн доступным для журналистов и блогеров. «В рамках центра моды и дизайна команда FreshBlood и специалисты D3 запускают регулярную экспозицию новых разработок и коллекций, — рассказывает Тилинин. — В пространстве будут представлены дизайнеры одежды с коллекциями и концепциями новых изделий, ювелирные мастера, реконструкторы техник вышивки и художники-оформители, иллюстраторы и орнаменталисты».

Зачем он нужен

Центр моды и дизайна — одно из стратегических направлений музея, решающее сразу две его задачи. Во-первых, он привлекает новую аудиторию, «новый креативный класс». Во-вторых, поддерживает глобальную миссию музея «Традиции для будущего». «Естественная цель деятельности центра — не только накопление знаний об эпохах и стилях прошлого и систематизация явлений арт-среды сегодня, но и поиск инструментов для гармонизации процессов преемственности в поколениях художников, идеологов, творческих людей», — объясняет Елена Титова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Чтобы наладить эти процессы, руководство центра планирует массу амбициозных инициатив. В их числе, по словам Титовой, и партнерское участие в бизнес-процессах (программах малого и среднего бизнеса), и участие в разработке и реализации культурных кластеров, и даже возрождение искусств и ремесел.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

В центре мы встречаемся с дизайнерами, исследователями, историками моды, проводим мастер-классы. Как центр мы также участвуем в обучающем курсе наших партнеров «Культура производства и потребления одежды». Когда мы заявляем, что мы — площадка для общения, то именно это и имеем в виду — у нас буквально организовано пространство для самого разного общения: есть лекционный зал на 70 человек и небольшие залы-аудитории, где комфортно работать группами, например по 10–15 человек.


Первые проекты

Для посетителей центр открывает выставку «Система дизайна в СССР» — третий проект Музея Дизайна и первый для Центра D3, посвященный истории советского дизайна. Его предшествовала выставка «Советский дизайн 1950–1980-х» в 2012 году в Манеже, вторая экспозиция «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна» представляла в 2016 году Россию на первой Лондонской биеннале дизайна и получил главный приз. Новая выставка — исследование более фундаментальное. «Это логическое продолжение двух предыдущих проектов, в котором мы воссоздаем систему дизайна, существовавшую в нашей стране в 60–80-е годы, — поясняет Александра Санькова, директор Музея дизайна и куратор выставки. — Выставка рассказывает о важнейших институтах, специальных художественно-конструкторских бюро и других организациях, работавших в области художественного конструирования, технической эстетики и декоративно-прикладного искусства, о том, как они взаимодействовали друг с другом и с промышленными предприятиями».

Дизайнеров и других участников центра его сотрудники ищут самостоятельно, но и сами дизайнеры уже приходят сюда со своими идеями. Например, центр начал сотрудничество с Ольгой Глаголевой, куратором выставки «НЭО» (выставка работ современных дизайнеров, использующих древнерусские техники работы с текстилем), и теперь на площадке работает курс «Культура производства и потребления одежды».

В январе здесь откроется выставка победителей конкурса Makers журнала Seasons.

Поиски русского стиля

Главный культурно-образовательный проект нового подразделения музея — дискуссионная и лекционная программа «Все грани русского стиля» — стартовал в октябре. В его рамках современные дизайнеры, создающие одежду, аксессуары, мебель, ищут ответит на вопрос «что такое русский стиль?». Среди них, например, Юханн Никадимус, реконструктор исторической выставки и редактор FreshBlood — дизайнер, создающий русские кокошники с использованием аутентичных материалов и технологий вышивки XVIII века. По его мнению, русский стиль отражается в пропорциях и силуэтах русского крестьянского костюма.


Юханн Никадимус

дизайнер

Я делаю свои кокошники, стараясь передать ощущение старины. Стараюсь запутать зрителя, чтобы было не ясно, старинный это предмет или нет. Собираю фотографии одного типа головного убора из разных музеев и создаю на их основе еще один, чтобы было не очень понятно, когда его сделали — тогда или сейчас. Использую для этого антикварные элементы или состариваю новое, нарочито плохо сшиваю.


Позицию Никадимуса разделяют далеко не все участники проекта. Например, Ивану Ходыреву, предметному дизайнеру, совладельцу студии iM и продюсеру проекта «Коллекция», претит сам термин «русский стиль». «Это устойчивое выражение со сложившимся блоком ассоциаций, базирующихся в прошлом. Я оптимистично смотрю на будущее российского дизайна, поэтому стараюсь избегать этого выражения применительно к современности, — поясняет он. — Мне приятнее думать о российском стиле. Его пока нет, но я верю в то, что он не заставит себя ждать. Жизнеспособный стиль может возникнуть на основе локальных культурных кодов, которые будут проявляться в российских предметах, когда дизайнеры наиграются в лофт и скандинавский стиль. И эти коды не имеют отношения ни к гжели, ни к хохломе».

Что именно будут возрождать

Для того чтобы определиться с ремеслами, жизнеспособными в контексте современной индустрии моды, центр организует арт-экспедицию. Первые опыты в этом вопросе центр собирается демонстрировать не раньше следующей осени. Но поиски ремесел и русских техник — один вопрос, а интеграция в современный дизайн — другой, и, возможно, более важный. Когда павлопосадские платки внезапно повалили на подиум, а потом и в московские гардеробы, большинство их обладательниц выглядели совершенно нелепо.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

Наш центр в том числе планирует искать адекватный способ интеграции. Мы будем своего рода мостом между лучшими образцами, хранящимися в коллекции нашего музея, промыслами и современными дизайнерами. Сейчас, кстати, в постоянной экспозиции музея, которую открыли совсем недавно, — наглядный пример такой интеграции. Костюмы Ульяны Сергеенко настолько органично включены в экспозицию, что непосвященному зрителю они вообще кажутся из времени русского стиля. Но интересно будет сделать и более провокационную интеграцию. По крайней мере, нам бы хотелось таких решений, и на территории центра мы сможем себе это позволить.


В следующем году в D3 появятся шесть мастерских для специалистов, работающих с различными материалами: текстилем, деревом, керамикой, металлом. Чтобы стать резидентом центра, дизайнерам необходимо будет представить свой проект на конкурсе бизнес-идей. Сейчас команда центра разрабатывает механики отбора резидентов в мастерские, планирует конкурсную программу и ее сроки и продолжает оборудовать помещения всем необходимым. Полноценную работу мастерские начнут с марта.


Фотографии: центр моды и дизайна D3

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Индустрия
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Индустрия

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно» Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Индустрия
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в МосквеГлавные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Индустрия

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Индустрия
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Индустрия

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно» Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Индустрия
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в МосквеГлавные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Индустрия

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка

Комментарии

1 комментарий
Показать

Сомнительно как-то все это.

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»

Первая полоса

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик» Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и безВысокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без Высокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллектаИ как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта И как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном боруИ почему дирекция парка против
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору И почему дирекция парка против

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»И как они отреагировали на фильм
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате» И как они отреагировали на фильм

Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village

Что покупать в коллекции Uniqlo +J

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Промо
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Спецпроекты
Промо

10 скрытых находок на распродаже AliExpress

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся» О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране

От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос
От ношения маски запотевают очки. Что делать?8 лайфхаков
От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос

От ношения маски запотевают очки. Что делать? 8 лайфхаков

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком

Тренировать баланс
Хорошая привычка
Тренировать балансЧтобы быть ловким и здоровым
Тренировать баланс
Хорошая привычка

Тренировать баланс Чтобы быть ловким и здоровым

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяевВ гостях у Оли Меркушевой
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев В гостях у Оли Меркушевой

Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты
Яблочный сок «Ясная Поляна»Сделанный родственником Льва Толстого
Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты

Яблочный сок «Ясная Поляна» Сделанный родственником Льва Толстого

Подпишитесь на рассылку