22 января, суббота
Москва
Войти

Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам Бесплатные мастерские и новое выставочное пространство на Делегатской

Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам

Сегодня в Москве открывается центр моды и дизайна D3 на Делегатской. Новое пространство занимает левое крыло Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и, по сути, выступает одним из его подразделений. Пресс-релиз сообщает, что центр объединит на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных тенденций. Одна из наиболее амбициозных задач D3 — воскрешение ремесел и поиск возможности их интеграции в современные производственные процессы. Мы поговорили с руководителями проекта о том, как будет строиться диалог между всеми упомянутыми исследователями и нужны ли современной моде кокошники и хохлома.

Кто это придумал

Идею создания центра руководство музея утвердило с министерством культуры пять лет назад. Госструктура выделила деньги на запуск программ и реставрацию помещения музея под D3. Но в перспективе финансирование центра должно стать многоканальным — руководству придется искать внебюджетные средства, чтобы снять основную финансовую нагрузку с бюджета музея. Идейный вдохновитель проекта — модельер Валентин Юдашкин, а союзники, выбранные руководством музея для развития центра, — профильные вузы и другие образовательные учреждения. Сегодня в их числе Академия имени С. Г. Строганова, НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна, участвующая в пилотных программах центра и уже задействовавшая левое крыло музея летом под выставку своих выпускников.

Студенты «Британки» участвовали в создании логотипа и айдентики центра, а еще совместно с БВШД здесь скоро заработает пресс-рум для российских дизайнеров. Первым партнером в этом проекте центра станет Владимир Тилинин, дизайнер FreshBlood и куратор БВШД. Задача пресс-рума — сделать новый дизайн доступным для журналистов и блогеров. «В рамках центра моды и дизайна команда FreshBlood и специалисты D3 запускают регулярную экспозицию новых разработок и коллекций, — рассказывает Тилинин. — В пространстве будут представлены дизайнеры одежды с коллекциями и концепциями новых изделий, ювелирные мастера, реконструкторы техник вышивки и художники-оформители, иллюстраторы и орнаменталисты».

Зачем он нужен

Центр моды и дизайна — одно из стратегических направлений музея, решающее сразу две его задачи. Во-первых, он привлекает новую аудиторию, «новый креативный класс». Во-вторых, поддерживает глобальную миссию музея «Традиции для будущего». «Естественная цель деятельности центра — не только накопление знаний об эпохах и стилях прошлого и систематизация явлений арт-среды сегодня, но и поиск инструментов для гармонизации процессов преемственности в поколениях художников, идеологов, творческих людей», — объясняет Елена Титова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Чтобы наладить эти процессы, руководство центра планирует массу амбициозных инициатив. В их числе, по словам Титовой, и партнерское участие в бизнес-процессах (программах малого и среднего бизнеса), и участие в разработке и реализации культурных кластеров, и даже возрождение искусств и ремесел.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

В центре мы встречаемся с дизайнерами, исследователями, историками моды, проводим мастер-классы. Как центр мы также участвуем в обучающем курсе наших партнеров «Культура производства и потребления одежды». Когда мы заявляем, что мы — площадка для общения, то именно это и имеем в виду — у нас буквально организовано пространство для самого разного общения: есть лекционный зал на 70 человек и небольшие залы-аудитории, где комфортно работать группами, например по 10–15 человек.


Первые проекты

Для посетителей центр открывает выставку «Система дизайна в СССР» — третий проект Музея Дизайна и первый для Центра D3, посвященный истории советского дизайна. Его предшествовала выставка «Советский дизайн 1950–1980-х» в 2012 году в Манеже, вторая экспозиция «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна» представляла в 2016 году Россию на первой Лондонской биеннале дизайна и получил главный приз. Новая выставка — исследование более фундаментальное. «Это логическое продолжение двух предыдущих проектов, в котором мы воссоздаем систему дизайна, существовавшую в нашей стране в 60–80-е годы, — поясняет Александра Санькова, директор Музея дизайна и куратор выставки. — Выставка рассказывает о важнейших институтах, специальных художественно-конструкторских бюро и других организациях, работавших в области художественного конструирования, технической эстетики и декоративно-прикладного искусства, о том, как они взаимодействовали друг с другом и с промышленными предприятиями».

Дизайнеров и других участников центра его сотрудники ищут самостоятельно, но и сами дизайнеры уже приходят сюда со своими идеями. Например, центр начал сотрудничество с Ольгой Глаголевой, куратором выставки «НЭО» (выставка работ современных дизайнеров, использующих древнерусские техники работы с текстилем), и теперь на площадке работает курс «Культура производства и потребления одежды».

В январе здесь откроется выставка победителей конкурса Makers журнала Seasons.

Поиски русского стиля

Главный культурно-образовательный проект нового подразделения музея — дискуссионная и лекционная программа «Все грани русского стиля» — стартовал в октябре. В его рамках современные дизайнеры, создающие одежду, аксессуары, мебель, ищут ответит на вопрос «что такое русский стиль?». Среди них, например, Юханн Никадимус, реконструктор исторической выставки и редактор FreshBlood — дизайнер, создающий русские кокошники с использованием аутентичных материалов и технологий вышивки XVIII века. По его мнению, русский стиль отражается в пропорциях и силуэтах русского крестьянского костюма.


Юханн Никадимус

дизайнер

Я делаю свои кокошники, стараясь передать ощущение старины. Стараюсь запутать зрителя, чтобы было не ясно, старинный это предмет или нет. Собираю фотографии одного типа головного убора из разных музеев и создаю на их основе еще один, чтобы было не очень понятно, когда его сделали — тогда или сейчас. Использую для этого антикварные элементы или состариваю новое, нарочито плохо сшиваю.


Позицию Никадимуса разделяют далеко не все участники проекта. Например, Ивану Ходыреву, предметному дизайнеру, совладельцу студии iM и продюсеру проекта «Коллекция», претит сам термин «русский стиль». «Это устойчивое выражение со сложившимся блоком ассоциаций, базирующихся в прошлом. Я оптимистично смотрю на будущее российского дизайна, поэтому стараюсь избегать этого выражения применительно к современности, — поясняет он. — Мне приятнее думать о российском стиле. Его пока нет, но я верю в то, что он не заставит себя ждать. Жизнеспособный стиль может возникнуть на основе локальных культурных кодов, которые будут проявляться в российских предметах, когда дизайнеры наиграются в лофт и скандинавский стиль. И эти коды не имеют отношения ни к гжели, ни к хохломе».

Что именно будут возрождать

Для того чтобы определиться с ремеслами, жизнеспособными в контексте современной индустрии моды, центр организует арт-экспедицию. Первые опыты в этом вопросе центр собирается демонстрировать не раньше следующей осени. Но поиски ремесел и русских техник — один вопрос, а интеграция в современный дизайн — другой, и, возможно, более важный. Когда павлопосадские платки внезапно повалили на подиум, а потом и в московские гардеробы, большинство их обладательниц выглядели совершенно нелепо.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

Наш центр в том числе планирует искать адекватный способ интеграции. Мы будем своего рода мостом между лучшими образцами, хранящимися в коллекции нашего музея, промыслами и современными дизайнерами. Сейчас, кстати, в постоянной экспозиции музея, которую открыли совсем недавно, — наглядный пример такой интеграции. Костюмы Ульяны Сергеенко настолько органично включены в экспозицию, что непосвященному зрителю они вообще кажутся из времени русского стиля. Но интересно будет сделать и более провокационную интеграцию. По крайней мере, нам бы хотелось таких решений, и на территории центра мы сможем себе это позволить.


В следующем году в D3 появятся шесть мастерских для специалистов, работающих с различными материалами: текстилем, деревом, керамикой, металлом. Чтобы стать резидентом центра, дизайнерам необходимо будет представить свой проект на конкурсе бизнес-идей. Сейчас команда центра разрабатывает механики отбора резидентов в мастерские, планирует конкурсную программу и ее сроки и продолжает оборудовать помещения всем необходимым. Полноценную работу мастерские начнут с марта.


Фотографии: центр моды и дизайна D3

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно» Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

Первая полоса

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

«Черная книга» эпохи Собянина
«Черная книга» эпохи Собянина 30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году
«Черная книга» эпохи Собянина

«Черная книга» эпохи Собянина
30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

Подпишитесь на рассылку