Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам Бесплатные мастерские и новое выставочное пространство на Делегатской

Новый центр моды и дизайна D3: Кто и зачем хочет научить дизайнеров ремеслам

Сегодня в Москве открывается центр моды и дизайна D3 на Делегатской. Новое пространство занимает левое крыло Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и, по сути, выступает одним из его подразделений. Пресс-релиз сообщает, что центр объединит на одной площадке научные, культурные, информационные проекты, дизайнеров, бренды и производства, так или иначе исследующие тему русского стиля: от истоков в народной культуре до современных тенденций. Одна из наиболее амбициозных задач D3 — воскрешение ремесел и поиск возможности их интеграции в современные производственные процессы. Мы поговорили с руководителями проекта о том, как будет строиться диалог между всеми упомянутыми исследователями и нужны ли современной моде кокошники и хохлома.

Кто это придумал

Идею создания центра руководство музея утвердило с министерством культуры пять лет назад. Госструктура выделила деньги на запуск программ и реставрацию помещения музея под D3. Но в перспективе финансирование центра должно стать многоканальным — руководству придется искать внебюджетные средства, чтобы снять основную финансовую нагрузку с бюджета музея. Идейный вдохновитель проекта — модельер Валентин Юдашкин, а союзники, выбранные руководством музея для развития центра, — профильные вузы и другие образовательные учреждения. Сегодня в их числе Академия имени С. Г. Строганова, НИУ ВШЭ и Британская высшая школа дизайна, участвующая в пилотных программах центра и уже задействовавшая левое крыло музея летом под выставку своих выпускников.

Студенты «Британки» участвовали в создании логотипа и айдентики центра, а еще совместно с БВШД здесь скоро заработает пресс-рум для российских дизайнеров. Первым партнером в этом проекте центра станет Владимир Тилинин, дизайнер FreshBlood и куратор БВШД. Задача пресс-рума — сделать новый дизайн доступным для журналистов и блогеров. «В рамках центра моды и дизайна команда FreshBlood и специалисты D3 запускают регулярную экспозицию новых разработок и коллекций, — рассказывает Тилинин. — В пространстве будут представлены дизайнеры одежды с коллекциями и концепциями новых изделий, ювелирные мастера, реконструкторы техник вышивки и художники-оформители, иллюстраторы и орнаменталисты».

Зачем он нужен

Центр моды и дизайна — одно из стратегических направлений музея, решающее сразу две его задачи. Во-первых, он привлекает новую аудиторию, «новый креативный класс». Во-вторых, поддерживает глобальную миссию музея «Традиции для будущего». «Естественная цель деятельности центра — не только накопление знаний об эпохах и стилях прошлого и систематизация явлений арт-среды сегодня, но и поиск инструментов для гармонизации процессов преемственности в поколениях художников, идеологов, творческих людей», — объясняет Елена Титова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Чтобы наладить эти процессы, руководство центра планирует массу амбициозных инициатив. В их числе, по словам Титовой, и партнерское участие в бизнес-процессах (программах малого и среднего бизнеса), и участие в разработке и реализации культурных кластеров, и даже возрождение искусств и ремесел.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

В центре мы встречаемся с дизайнерами, исследователями, историками моды, проводим мастер-классы. Как центр мы также участвуем в обучающем курсе наших партнеров «Культура производства и потребления одежды». Когда мы заявляем, что мы — площадка для общения, то именно это и имеем в виду — у нас буквально организовано пространство для самого разного общения: есть лекционный зал на 70 человек и небольшие залы-аудитории, где комфортно работать группами, например по 10–15 человек.


Первые проекты

Для посетителей центр открывает выставку «Система дизайна в СССР» — третий проект Музея Дизайна и первый для Центра D3, посвященный истории советского дизайна. Его предшествовала выставка «Советский дизайн 1950–1980-х» в 2012 году в Манеже, вторая экспозиция «Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна» представляла в 2016 году Россию на первой Лондонской биеннале дизайна и получил главный приз. Новая выставка — исследование более фундаментальное. «Это логическое продолжение двух предыдущих проектов, в котором мы воссоздаем систему дизайна, существовавшую в нашей стране в 60–80-е годы, — поясняет Александра Санькова, директор Музея дизайна и куратор выставки. — Выставка рассказывает о важнейших институтах, специальных художественно-конструкторских бюро и других организациях, работавших в области художественного конструирования, технической эстетики и декоративно-прикладного искусства, о том, как они взаимодействовали друг с другом и с промышленными предприятиями».

Дизайнеров и других участников центра его сотрудники ищут самостоятельно, но и сами дизайнеры уже приходят сюда со своими идеями. Например, центр начал сотрудничество с Ольгой Глаголевой, куратором выставки «НЭО» (выставка работ современных дизайнеров, использующих древнерусские техники работы с текстилем), и теперь на площадке работает курс «Культура производства и потребления одежды».

В январе здесь откроется выставка победителей конкурса Makers журнала Seasons.

Поиски русского стиля

Главный культурно-образовательный проект нового подразделения музея — дискуссионная и лекционная программа «Все грани русского стиля» — стартовал в октябре. В его рамках современные дизайнеры, создающие одежду, аксессуары, мебель, ищут ответит на вопрос «что такое русский стиль?». Среди них, например, Юханн Никадимус, реконструктор исторической выставки и редактор FreshBlood — дизайнер, создающий русские кокошники с использованием аутентичных материалов и технологий вышивки XVIII века. По его мнению, русский стиль отражается в пропорциях и силуэтах русского крестьянского костюма.


Юханн Никадимус

дизайнер

Я делаю свои кокошники, стараясь передать ощущение старины. Стараюсь запутать зрителя, чтобы было не ясно, старинный это предмет или нет. Собираю фотографии одного типа головного убора из разных музеев и создаю на их основе еще один, чтобы было не очень понятно, когда его сделали — тогда или сейчас. Использую для этого антикварные элементы или состариваю новое, нарочито плохо сшиваю.


Позицию Никадимуса разделяют далеко не все участники проекта. Например, Ивану Ходыреву, предметному дизайнеру, совладельцу студии iM и продюсеру проекта «Коллекция», претит сам термин «русский стиль». «Это устойчивое выражение со сложившимся блоком ассоциаций, базирующихся в прошлом. Я оптимистично смотрю на будущее российского дизайна, поэтому стараюсь избегать этого выражения применительно к современности, — поясняет он. — Мне приятнее думать о российском стиле. Его пока нет, но я верю в то, что он не заставит себя ждать. Жизнеспособный стиль может возникнуть на основе локальных культурных кодов, которые будут проявляться в российских предметах, когда дизайнеры наиграются в лофт и скандинавский стиль. И эти коды не имеют отношения ни к гжели, ни к хохломе».

Что именно будут возрождать

Для того чтобы определиться с ремеслами, жизнеспособными в контексте современной индустрии моды, центр организует арт-экспедицию. Первые опыты в этом вопросе центр собирается демонстрировать не раньше следующей осени. Но поиски ремесел и русских техник — один вопрос, а интеграция в современный дизайн — другой, и, возможно, более важный. Когда павлопосадские платки внезапно повалили на подиум, а потом и в московские гардеробы, большинство их обладательниц выглядели совершенно нелепо.


Наталья Логинова

руководитель центра моды

и дизайна D3

Наш центр в том числе планирует искать адекватный способ интеграции. Мы будем своего рода мостом между лучшими образцами, хранящимися в коллекции нашего музея, промыслами и современными дизайнерами. Сейчас, кстати, в постоянной экспозиции музея, которую открыли совсем недавно, — наглядный пример такой интеграции. Костюмы Ульяны Сергеенко настолько органично включены в экспозицию, что непосвященному зрителю они вообще кажутся из времени русского стиля. Но интересно будет сделать и более провокационную интеграцию. По крайней мере, нам бы хотелось таких решений, и на территории центра мы сможем себе это позволить.


В следующем году в D3 появятся шесть мастерских для специалистов, работающих с различными материалами: текстилем, деревом, керамикой, металлом. Чтобы стать резидентом центра, дизайнерам необходимо будет представить свой проект на конкурсе бизнес-идей. Сейчас команда центра разрабатывает механики отбора резидентов в мастерские, планирует конкурсную программу и ее сроки и продолжает оборудовать помещения всем необходимым. Полноценную работу мастерские начнут с марта.


Фотографии: центр моды и дизайна D3

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно» Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров
«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»

«К российским дизайнерам относятся очень клишированно»
Выпускники Британки — о бедах российской моды, успехе Гоши Рубчинского и лицензиях для дизайнеров

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка
«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве

«Тотальная ярмарка тщеславия»: Почему дизайнеры уходят с Недель моды в Москве
Главные вопросы к событиям и ответы на них участников рынка

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Первая полоса

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Подпишитесь на рассылку