«Два мяча»: Как возродить «советскую» марку кед Евгений Райков — о кедах «Два мяча», краудфандинге и производстве в Китае
6 июля 2016 года открылся онлайн-магазин кед «Два мяча». Новые кеды полностью повторяют советско-китайские модели — производятся на том же оборудовании, что и в 1970-х, и сохраняют классический дизайн. The Village поговорил с основателем бренда, Евгением Райковым, о возрождении культовых кед, особенностях отечественного краудфандинга и производственном процессе.

Евгений Райков
основатель «Два мяча»
«Два мяча»
После окончания факультета менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», я работал в АФК «Система» и «Интеллект-телекоме». Всё шло хорошо, но мне было не очень интересно, поэтому в какой-то момент я ушёл и начал заниматься джинсами: работал у Дениса Симачёва, помогал открывать магазин GJO.E на Никитском бульваре. Но меня не покидала идея создать бренд, который бы транслировал нашу национальную идентичность; от друзей я услышал о советских кедах «Два мяча» и понял — это то, что нужно.
В 1957 году в СССР проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, на который многие иностранные юниоры приехали в кедах. Через некоторое время был сформирован советский ГОСТ на кеды, а в 1965 году появилась первая модель «Два мяча» советско-китайского производства. Поскольку кеды «Два мяча» были достаточно прочными, удобными и красивыми, их носили все — от Юрия Гагарина до волка из «Ну, погоди!». Основной пик популярности пришёлся на 1965–1975 годы. Но к 1980-м на советском рынке появились кроссовки, и кеды отошли на второй план — их носили в основном дети и беспризорники.
В 2013 году я зарегистрировал товарный знак «Два мяча» (в России и в мире), юридических проблем с этим не возникло. Вообще, сейчас можно найти много заброшенных брендов (ведь в СССР не было товарных знаков) и при желании возродить их. Через год был запущен краудфандинговый проект «Советские кеды». Всего надо было собрать 720 тысяч рублей, и я верил, что это получится сделать, так как проект мощно осветили в СМИ. В Америке из 100 тысяч человек, которые приходят на сайт, пять тысяч делают заказ, то есть конверсия 5 %. Я думал, что у нас конверсия будет 1 % и в итоге сумма получится в три раза больше запланированной, потому что посещаемость сайта была просто сумасшедшей. Но конверсия получилась всего 0,02 %, и «Советские кеды» собрали 307 тысяч рублей. Несмотря на это, было много публикаций, предложений инвестировать. Я понял, что идея хорошая, просто краудфандинг в России не работает. О том, что всё получится, говорил и международный опыт: на тот момент уже были прецеденты восстановления культовых брендов, например популярный в 1950-х в Америке PF Flyers, который сначала выкупили Converse, а затем New Balance, или история бренда Feiyue, или Spring Court.
Следующий год я потратил на встречи с инвесторами: у кого-то были хорошие условия, но «серые» деньги; а у кого-то наоборот — с деньгами всё было в порядке, но неподходящие условия. После переговоров примерно с 40 инвесторами, я обратился к гендиректору GJO.E Илье Нафееву. Ему идея понравилась, и через год он вошёл в этот проект.




Производство
Сейчас все в основном работают по новым технологиям, так как это проще и дешевле. Основная разница между новой и старой технологиями в том, как затягивается верх кеда на колодку. Он либо шьётся, как носок, и надевается на неё (это и есть технология горячей котловой вулканизации), либо идёт без нижней части и крепится к колодке клеем. Почти все современные кеды сделаны последним способом. Мы же хотели возродить «Два мяча» в их аутентичном виде, а для этого нужно было найти фабрики, которые работают с технологией горячей котловой вулканизации (раньше она применялась повсеместно). Я был на нескольких российских обувных производствах и понял, что здесь это просто нереально сделать. К сожалению, у нас совершенно убитая индустрия, как некоторые компании-энтузиасты ни пытаются её восстановить.
Я поехал в Китай на три недели, а вернулся через два года. В Китае удалось найти производства, которые работали по нужным технологиям. В итоге мы сделали новые кеды, соответствующие советским ГОСТам. Прежде всего полностью восстановили все пресс-формы, лекала, логотипы и прочие детали. Взяли за основу старую колодку «Двух мячей» и немного раcширили её для удобства — не многие знают, что у русских нога шире, чем у европейцев. Кроме того, восстановили тройной слой амортизации — подошва, стелька и вкладная стелька с супинатором, как в кроссовках. Раньше вкладную стельку делали из тяжёлой пенорезины, мы используем EVA. Подошва тоже копирует прежнюю — у нас был гипсовый слепок, с которого мы сделали 3D-сканирование, затем пресс-форму. Осталась и линия резинового клея по периметру, которая не даёт обуви трескаться на изгибах. Шнурки сделали из хлопка с оригинальным плетением, добавив на наконечники гравировку. Для бирки пришлось изготовить специальный станок, так как подобные уже вообще никто не делает.
Чтобы собрать кеды, мы задействуем 12 фабрик в 12 разных городах. Так, шнурки производят на одной, наконечники для них — на другой, люверсы — на третьей. Чтобы наконечники и люверсы были одного цвета, их привозят на одну фабрику и вместе гальванизируют. Затем наконечники отправляют в другую провинцию, где на них наносят гравировку. Потом в следующую, где они соединяются со шнурками. И это только одна история. У стельки намного больше нюансов, а про подошву вообще молчу.
Конечно, можно было всё сделать подешевле и похуже, но я не хотел делать просто какие-то кеды с надписью «Два мяча». В наших кедах все детали сложнее, чем выглядят, например геометрический узор по контуру всё время слетает и пачкается. Кроме того, они собираются вручную, то есть все строчки, все логотипы делают не машины, а живые люди. Поэтому иногда встречаются какие-то маленькие несовершенства — например, буквы могут быть слегка неровно прокрашены. Но в этом и есть фишка проекта — делать продукт индивидуальным.
В день изготавливается
от 300 до 500 пар кед
Кеды изготавливаются на 12 производствах в 12 китайских провинциях
Самая первая модель «Два мяча» была выпущена
в 1965 году






Бизнес
Цена производства очень высокая, но мы максимально снизили конечную цену продукта — вопреки всем рыночным правилам. Большую часть продукции планируем продавать через собственный онлайн-магазин — это поможет отбить издержки. Естественно, «Два мяча» будут представлены и в офлайне, например, 13 июля появится наш временный корнер в «Цветном», а позже кеды можно будет найти и в магазинах Sneakerhead. Сейчас ценовой диапазон варьируется от 3 900 до 4 600 рублей в зависимости от модели. Некоторые пишут: «Это очень дорого! В „Ашане“ кеды по 500 рублей». Действительно, кеды можно сделать из ПВХ (к слову, седьмого по опасности яда в мире) и продавать за такие деньги. Я был на фабриках, которые занимаются подобным производством: огромные объёмы, самые дешёвые материалы — очень жёстко. Но у нас небогатая страна, поэтому и такой продукт имеет место быть.
Безусловно, мы чувствуем интерес со стороны государства, даже с кем-то общаемся, но пока никаких конкретных предложений не было. Мне кажется, властям следует уделять внимание национальным историям и помогать им развиваться. Сейчас многие энтузиасты пытаются что-то делать, но в России это сложно: маленькие тиражи, отсутствие тканей и интереса потребителей — всем известные проблемы. Я решил делать кеды не в России по многим причинам. Во-первых, у нас нет необходимых технологий. Во-вторых, так страна больше зарабатывает за счёт того, что мы отказываемся от различных льгот и тратимся на транспортировку. Конечно, я за то, чтобы у нас развивали производство, но делать это должны не частные компании, а государство. Моя жизнеспособная модель сводится к тому, чтобы производить в Китае, а креативное бюро держать в России. У русских очень хороший интеллектуальный капитал. Прожив несколько лет в Китае, я полюбил наших соотечественников, как никогда раньше.
Планы
Всего у нас восемь моделей, но на сайте в данный момент доступны только четыре, одна из которых есть в двух цветах. В планах — выпускать по две коллекции в год на старте, а затем увеличить обороты, чтобы закрепиться не только на нашем рынке, но и на международном. К слову, уже сейчас есть запросы из Европы и Японии. Возможно, появятся и новые модели кед, но не в первые годы работы точно. Также хотим добавить базовую одежду: футболки, рюкзаки, кепки, худи.
Я не боюсь конкуренции с такими мощными брендами, как, например, Converse. Сейчас мы слишком локальные для того, чтобы тягаться с ними. Если говорить о конкуренции на уровне России, то нашему человеку ближе «Два мяча»: их помнят все, кто вырос в СССР. Но вообще, если поставить наши кеды и конверсы рядом, то вопросов не возникает. Кроме того, советская эстетика давно в моде, просто её не всегда умеют правильно готовить. Надеюсь, что со временем мы научимся делать это идеально.
Фотографии: предоставлены пресс-службой