Текст: Александра Краснова

На прошлой неделе Сбербанк запустил своего мобильного оператора «СберМобайл». До этого виртуальный оператор появился у Тинькофф-банка. Автор телеграмм-канала Moneyhack Александра Краснова объясняет, зачем банкам нужна собственная связь и когда ей выгодно пользоваться.

Попытки стать оператором

Первый в мире виртуальный мобильный оператор появился в 1999 году. Британская компания Virgin Mobile заключила договор на использование сетей традиционной телекоммуникационной компании T-Mobile и начала работу под собственным брендом. Собственно в этом и заключается бизнес-идея виртуальных операторов. Они базируются на инфраструктуре крупных мобильных компаний, но предлагают клиентам свои тарифы.

В России попытки делать свои операторы предпринимали многие корпорации. Еще в 2007 году «Евросеть» запустила свою собственную связь. Но скромные финансовые результаты и смена собственника привели к тому, что проект не стал развиваться дальше. Годом позже поэкспериментировать со связью решила торговая сеть «Ашан». Вместе с МТС она запустила бренд «А-Мобайл». Сим-карты можно было купить только в гипермаркетах сети. Их главным преимуществом были 15 минут бесплатных разговоров с обладателями такого же тарифного плана. Через некоторое время тариф убрали в архив.

В 2010 году примеру коллег последовала X5 Retail Group (сети магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и др). Их оператор «Алле» продержался меньше двух лет. Из последних громких запусков стоит вспомнить VK Mobile — бренд сотовой связи одноименной социальной сети. И он был свернут через несколько месяцев. Главная причина неудач виртуальных операторов состояла в том, что они не могли предоставить более дешевые тарифы, чем компании «большой тройки», а их программы лояльности оказывались неинтересны клиентам.

С прошлого года пробовать свои силы в нише мобильной связи стали банки. В декабре 2017 года на рынок вышел Tinkoff Mobile, а через пару месяцев тестировать собственную связь начал Сбербанк. Зачем банкам нужны свои операторы? «В России становится тенденцией создание бизнес-экосистем — сообществ продуктов и услуг, в которых все взаимосвязано, где знают клиента с разных сторон и могут предложить ему действительно необходимое», — объясняют в пресс-службе Tinkoff Mobile. Мобильный оператор повышает ценность экосистемы для существующих клиентов и является дополнительным каналом привлечения для новых.

Что сейчас предлагают банки

Гибкие тарифы

Оба банка подчеркивают, что одно из главных преимуществ — возможность самостоятельно настроить тарифы: выбрать количество минут, объем трафика и безлимитный доступ к мессенджерам.

Надо заметить, что и «СберМобайл», и Tinkoff Mobile работают на базе Tele2, где уже давно есть возможность настраивать пакет услуг под себя.

Цены

У операторов отличается наполнение внутри тарифа, поэтому абсолютно корректно сравнить цены нельзя. Но сопоставимые пакеты стоят почти одинаково. У Tinkoff 400 минут разговоров, 16 Гб интернета и безлимитные мессенджеры и SMS обойдутся в 568 рублей (можно отказаться от SMS и сэкономить 49 рублей). У «СберМобайл» 600 минут, 15 Гб, безлимит на приложения и 50 SMS (от них нельзя отказаться) стоят 570 рублей.

При этом оба оператора заметно дороже Tele2. Там получить 500 минут, 15 Гб с безлимитными соцсетями и мессенджерами и 50 SMS можно всего за 400 рублей.

 Дополнительные опции

Учитывая, что цены на связь и интернет сопоставимы с традиционными операторами, именно программы лояльности должны стать главным способом привлечь клиентов. Вот что предлагают банки.

- Кэшбэк с покупок. При оформлении SIM-карты создается счет — по сути это виртуальная карта, ею можно расплачиваться в интернете или с помощью смартфона. От всех этих покупок при подключении опции «автокэшбэк» на счет возвращается часть суммы, и не важно, как их оплатили — картой онлайн, наличными или картой курьеру при доставке заказа. Размер кэшбэка зависит от партнера, у которого купили товар.

- Начисление бонусов «Спасибо» при пополнении счета картой Сбербанка — от 10 до 30 % в зависимости от суммы пополнения.

- Возможность звонить с Wi-Fi при отсутствии сети. Если во время телефонного разговора связь пропала, то звонок автоматически продолжится по Wi-Fi через приложение «СберМобайл».


- Начисление 6 % на остаток по счету (при условии, что вы храните больше тысячи)

- Кэшбэк за покупки 1 % и до 30 % по спецпредложениям (деньги начисляются на виртуальную карту, которая создается для каждого нового пользователя).

- Виртуальный второй номер на сим-карте (удобно использовать, если вы не хотите светить свой основной номер, например, при продаже товаров на интернет-барахолках).

Выводы

Несмотря на интересные дополнительные опции, банковские мобильные операторы наиболее выгодны, если вы уже пользуетесь другими услугами банка или собираетесь стать его клиентом. Тогда будет удобно накапливать и тратить бонусы.


ОБЛОЖКА: Даша Скребцова