В начале 2020 года в мобильном приложении можно заказать такси и еду, скачать фильм, найти нового партнера и пообщаться в мессенджерах. Десять лет назад все было иначе: нам приходилось звонить, включать компьютер и искать новинки проката на торрентах. Редакторы The Village на неделю отказались от современных сервисов и попытались вернуть себе 2010-й.

Иллюстрации

Катя Вакуленко

Агрегаторы такси

Когда появились популярные сейчас сервисы: «Яндекс.Такси» и Gett запустились в 2011 году. Uber появился в 2009-м, но сейчас в России приложение работает в партнерстве с «Яндексом» и перебрасывает пользователя на этот интерфейс. Агрегатор «Ситимобил», в который вложилась Mail.ru Group, начал работать в 2007-м, но мобильное приложение стало доступно также в 2011 году.

Что было раньше: Десять лет назад мы заказывали такси в аэропорт по телефону и ловили попутки у клубов или остановок. На рынке доминировали крупные таксопарки вроде «Нового желтого такси», которое теперь также выпустило мобильное приложение для заказа машины.

Чем пользуемся мы: Мы пользуемся в основном «Яндекс.Такси», когда хочется поскорее уехать с вечеринки, привезти домой тяжелую вещь или найти трансфер в аэропорту.

Как прошел эксперимент

Анна Соколова: Я вполне могу обойтись без такси в городе, и в течение рабочей недели у меня не было проблем. Только с одной вечеринки мне пришлось возвращаться на метро — будь у меня доступ к «Яндекс.Такси», я бы им воспользовалась. Но в субботу мне нужно было ехать в аэропорт, и тащиться в метро с чемоданом не хотелось. Я решила воспользоваться первым агрегатором такси «Ситимобил» и заказать там такси по старинке, через оператора. Интересно, что поисковик показал мне его номер, только когда я набрала название конкурента такси «Везет», при запросе «Ситимобил» он настойчиво предлагал скачать приложение.

Оператор быстро приняла заказ, но под конец появилась проблема: я поняла, что у меня нет наличных, а водители принимают только их. Пришлось все же заказывать такси через приложение «Ситимобила». Поездка в итоге обошлась на 100 рублей дешевле, чем у «Яндекса», особой разницы в сервисе я не заметила. Я даже одно время пользовалась «Ситимобилом», до тех пор пока не застряла возле аэропорта Внуково, где водители брали заказ, а потом ехали в другом направлении. А испытать на себе радости ретротакси я смогла в родном Кирове. Там агрегаторы пока не слишком популярны, так что я заранее готовила наличные, звонила оператору такси «Максим» или «Везет», а потом ждала звонка с сообщением о том, что мой экипаж ждет у подъезда.


Мессенджеры

Когда появились популярные сейчас сервисы: Популярный у горожан, но заблокированный в России мессенджер Павла Дурова Telegram появился летом 2014 года. Мессенджер для координации работы команд Slack возник на год раньше.

Что было раньше: В декабре 2010-го запустился Viber. До этого времени мы могли общаться с помощью Skype, WhatsApp, сообщений в фейсбуке, которые еще не стали самостоятельным мессенджером, и закрывшийся в 2017-м Google Talk.

Чем пользуемся мы: Основное общение нашей редакции происходит в чате Telegram, у нас также есть две директории в Slack для координации выпуска. В фейсбуке нам часто пишут пиарщики разных компаний. В WhatsApp мы общаемся в основном с родственниками — получаем от них трогательные открытки к Рождеству и Пасхе.

Как прошел эксперимент

Ольга Карасева: Я начала пользоваться телеграмом достаточно давно, и за эти годы перенесла туда все контакты — как рабочие, так и личные, а заодно обросла бесчисленным количеством чатов и каналов с мемами и историями. Потому, кажется, этот отказ оказался для меня самым сложным. Телеграм стал буфером между мной и окружающим миром. Заскучала в пробке, разговор за обедом крутится вокруг неинтересной темы, нужный человек долго не отвечает? Телеграм всегда под рукой! Можно немного отвлечься, посмотрев бесконечную ленту со смешными картинками или почитать, что происходит у незнакомых мне людей. Знакомым же можно отправить мем — и завяжется непринужденная беседа, которая на десять минут защитит меня от реальности.

Несколько человек из моего списка контактов я предупредила, что сажусь на «мемный фастинг» в телеграме, а заодно перестаю отвечать на любые сообщения. Но возможностью писать мне в iMessage или фейсбуке воспользовались только пара человек, которым в любом случае приходится со мной общаться. В WhatsApp непрочитанные сообщения у меня держатся месяцами или даже годами. Я знаю, что не найду там ничего, кроме спама и поздравлений с очередным церковным праздником от пожилых родственников. Но я специально зашла проверить мессенджер: туда мне тоже никто не написал. Пару раз в офисе я чувствовала себя изолированной от остальных и просила их пересказать мне, что смешного они обсуждают в рабочем чате. Все новости доходили до меня с огромным опозданием. Чтобы немного поднять себе настроение, я стала по десять раз в час проверять почту и смотреть сохраненные в телефоне картинки. Окончание эксперимента стало для меня огромным облегчением.

Сервисы знакомств

Когда появились популярные сейчас сервисы: Дейтинг-сервис Tinder запустился в 2012 году, через год появилось приложение для поиска партнеров для секса Pure, которое вышло на российский рынок в 2014-м.

Что было раньше: Ветеран российского дейтинга Mamba запустился в 2003 году и к 2010-му уже начал терять популярность. Тогда горожане знакомились на LovePlanet, который начал работать в 2005-м, и Badoo — его основатель Mamba Андрей Андреев запустил в 2006-м.

Чем пользуемся мы: В основном мы пользуемся Tinder, но иногда заходим на Pure.

Как прошел эксперимент

Анна Соколова: Я тот еще задрот в плане общения, поэтому, кажется, успела попользоваться всеми сервисами знакомств, которые были популярны в Москве. Все началось с Mamba. Потом там стало появляться слишком много парней с фотографией на фоне машины и с шашлыками, так что я перешла на LovePlanet. Его постигла та же судьба, и примерно в 2010 году я искала счастье на Badoo. За ним пришел Tinder — для поиска друзей в путешествиях он незаменим. Но в Москве сейчас с ним все сложно: слишком много парней с напряженными лицами и просьбами не писать «жирухам и разведенкам» в профиле. Заходить в Pure с каждым обновлением становится все страшнее.

Ради эксперимента я по старой памяти скачала Badoo, и меня хватило меньше чем на час. Такое чувство бывает, когда ты приходишь в давно знакомое место, а там все поменялось и мебель не так стоит. Первое время я, как старушка, тыкала в разные места страницы, чтобы понять, как посмотреть описание в профиле. Оказалось, надо прокрутить фото вниз. Как и в Tinder, людей можно свайпать вправо и влево, но в этом нет нужды. Список лайкнувших твой профиль можно увидеть сразу и выбирать из них.

Меня как нового пользователя, видимо, подняли наверх, и за несколько минут у меня было более сотни лайков. После ответного лайка парни активно писали и предлагали встретиться, что круто в сравнении с неспешной коммуникацией Tinder. Но в основном на Badoo обитают те самые люди с напряженными лицами — бежать на встречу с ними не хотелось. Вот я натыкаюсь на профиль с удачными фото, открываю описание, а там: «Плохой парень с большим и толстым IQ, люблю доминировать — и в жизни, и в постели». Пользователь сообщал, что предпочитает путешествовать не по каким-то отелям all-inclusive, а по маленьким итальянским городкам, ищет постоянную девушку, раскрепощенную и послушную. Grazie mille, но нет.


Кино и музыка

Когда появились популярные сейчас сервисы: Смотреть сериалы онлайн мы стали сравнительно недавно. «Амедиатека» запустилась в 2013 году, Okko — в 2011-м, Netflix пришел в Россию в 2016-м. Музыкальные стриминги (Boom от «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка») начали собирать миллионы прослушиваний в конце десятилетия.

Что было раньше: Новинки телепроката и сериалы мы скачивали через торренты. Музыку слушали во «ВКонтакте». Из легальных стримингов в России до 2010 года существовал только iTunes, но и он начал развивать партнерство с местными исполнителями только в 2013-м.

Чем пользуемся мы: Мы подписаны на «Яндекс.Музыку», Apple Music и Boom — в них удобно искать интересные треки и слушать подборки спокойной или веселой музыки. Для сериалов — «Амедиатека» и Netflix.

Как прошел эксперимент

Ольга Карасева: Этот отказ дался мне легче всего. Подобрать идеально подходящий сервис у меня пока не получается. Spotify официально не появился в России, его надо настраивать через VPN. Музыкальный вкус у меня специфический: обычно я слушаю не самые известные шугейз-группы. В «Яндекс.Музыке» нет и половины исполнителей, которые меня интересуют. В случае с Apple Music выбор получше, но меня смущает тотальный контроль за тем, что и как я загружаю в свой телефон, и цена подписки. «ВКонтакте» и, соответственно, Boom я не пользуюсь вообще: мне просто не нужна еще одна соцсеть. У меня есть «Яндекс.Плюс» с доступом к «Яндекс.Музыке», сервис я запускаю очень редко — например, слушаю готовые плейлисты во время поездок на машине или когда хочется чего-то простого и мейнстримового.

Неделю без музыкальных стриминговых сервисов я просто слушала свои собственные плейлисты (впрочем, я обычно так и делаю — составляю их в iTunes на компьютере и заливаю их в айфон). С поиском новой музыки проблем тоже не возникло: личные рекомендации от друзей здесь работают куда лучше, чем нейросети. Можно сказать, что если завтра все стриминговые сервисы пропадут, то в моей жизни ничего не изменится.

С фильмами и сериалами проблем тоже не возникло. В течение недели эксперимента не выходило ничего интересного и требующего немедленного просмотра, так что я спокойно провела ее на сериально-кинематографическом фастинге. Способы скачивания новинок, которые мы использовали в 2010 году, сейчас оказались вне закона.

Заказ продуктов и еды

Когда появились популярные сейчас сервисы: «Яндекс.Еда» возникла в 2018 году на базе компаний Foodfox и Uber Eats, которые ранее купил «Яндекс». Delivery Club появился в 2009-м, но, по признанию основателей, тогда проект не пошел. Люди не торопились заказывать еду через приложение, а доставки пиццы воспринимали стартап как угрозу. Стать популярным сервису удалось лет через семь, когда в него вложился ряд крупных инвесторов. Приложение для доставки обедов «Кухня на районе» бывшие основатели Рокетбанка запустили в 2017 году.

Что было раньше: В 2010-м заказать можно было разве что пиццу и суши. На московском рынке доминировали «Сити Пицца», «Транспицца», «Пицца Столица» и другие компании, которые приклеивали свою рекламу на двери квартир и разбрасывали листовки по почтовым ящикам.

Чем пользуемся мы: Мы заказываем еду из соседних кафе через приложения «Яндекс.Еда» и Delivery Club, иногда на обед берем что-то из «Кухни на районе».

Как прошел эксперимент

Ольга Карасева: Я как раз из тех людей, которые могут проснуться утром, заказать завтрак, чтобы получить его как раз к моменту выхода из душа. Например, с утра отлично заходит имбирный чай с каким-нибудь десертом «Кухни на районе». Если не хочется выходить на обед из офиса, доставка тоже решает проблему. Добавьте к этому то, что я совершенно не умею готовить и не хочу тратить на эту неприятную обязанность ни минуты.

Проблема с обедами решилась довольно просто: заведение возле офиса дает нам неплохую скидку, поэтому я просто ходила туда с коллегами. Вечером приходилось заходить на ближайший рынок еды и брать там то же самое, что я бы заказала в сервисе доставки, а иногда меня выручали готовые блюда из супермаркетов. А вот от завтраков пришлось отказаться, в лучшем случае приходилось съедать йогурт из холодильника. В общем, жить можно.


Онлайн-банкинг

Когда появились популярные сейчас сервисы: Мобильные приложения банков начали активно развиваться в 2015 году, примерно тогда же появились переводы с карты на карту, которые сейчас составляют значительную долю всех денежных транзакций россиян.

Что было раньше: В 2010 году проверить баланс карты можно было через интернет-банк в десктопной версии. Для переводов нужно было указать все реквизиты счета получателя или пойти в отделение Сбербанка, чтобы отправить деньги по паспортным данным. Получателю тоже приходилось идти за наличными в банк. Там часто стояли большие очереди, ведь и оплачивать коммунальные услуги горожане ходили в «Сбер».

Чем пользуемся мы: На телефоне у нас установлены приложения нескольких банков. Заходить в онлайн-версию и тем более в отделение банка практически не приходится.

Как прошел эксперимент

Анна Соколова: Во вторник мне пришло СМС о зачислении денег на счет. Чтобы узнать, что это за платеж, пришлось вспомнить пароль от интернет-банка. Было непривычно. Но самым неудобным был сбор денег на дни рождения коллег. Наличные я с собой практически не ношу. Перевод денег по номеру телефона доступен в мобильном приложении. В десктопной версии надо знать номер карты или реквизиты счета, что уже кажется каменным веком. В итоге я сняла немного денег и отдала на подарки именинникам наличные.

В субботу я нарушила условия эксперимента и зашла в приложение Альфа-банка. Мне нужно было снять доллары с карты для поездки в отпуск, но при снятии денег с рублевого счета банкомат брал комиссию в 5 % от суммы. Такого я позволить себе не могла, а идти домой к компьютеру не хотелось. Так что я зашла в приложение и привязала карту к счету в долларах, перевела туда нужную сумму и сняла наличные. Все же в 2020-м жить намного проще.