Зачастую люди творческие, увлеченные своим делом, не придают особого значения своим трудам, так как поглощены процессом созидания от рассвета до заката, а иногда и с ночи до утра. Все мысли крутятся вокруг проектов, а в перерывах — сон, еда и поиск вдохновения. Причем это касается не только художников, но и специалистов в сфере дизайна, музыки, спорта, науки, фотографии, киноиндустрии, туризма, предпринимательства, поварского дела или парикмахерского, даже блоггинга. Во многих странах созданы условия для привлечения профессионалов этих сфер. От рабочей визы на пару лет до вида на жительство с последующими перспективами гражданства. Одной из таких стран является США.

Дизайнер и арт-директор Яна Грищук переехала из Новороссийска в Лос-Анджелес по визе О1, чтобы возглавить творческое производство By Sashatattooing. В этой инструкций — личный опыт девушки, которым она поделилась с нашей редакцией. 


Конечно, на одном таланте далеко не уедешь. Нужно желание, немного упорства и хороший адвокат.  В ноябре 2018 года я переехала в Лос-Анджелес, штат Калифорния, с мужем, собакой и четырьмя чемоданами.


Виза о1 — это рабочая виза на 3 года для экстраординарных специалистов в своей профессиональной области без иммиграционных намерений, в народе – виза талантов. 

Критерии для получения этой визы

 Пресса. Желательно иметь как статьи непосредственно о себе (интервью, заметки, упоминание вместе с проектами), так и публикации, написанные вами лично на свою профессиональную тему. Чем известнее издание, тем лучше для вас. Но и сайты с небольшим охватом тоже пригодятся для объема. Удобнее использовать в кейсе не бумажные издания, а онлайн журналы. Их легче и быстрее сохранять и переводить.

 Членство в жюри или в судейских коллегиях. У меня этот пункт был и остается по нулям. Но если я захочу чуть позже менять О1 на EB1 (такая же виза, но посерьезней и с грин-картой), то мне обязательно нужно где-то кого-то посудить. Забегая вперед, скажу, что критериев у визы 8, вам нужно убедительно пройти по 3 из них. Но все стараются охватить хотя бы 5 — на всякий случай.

 Награды. В идеале, конечно, стоит иметь Нобелевскую, Пулитцеровскую или Олимпийскую награду. Но если таких нет, можно поучаствовать в каких-нибудь выставках, конкурсах, грантах. У меня была кипа школьных наград, которые как бы не в счет. А еще несколько грамот от музеев, где я выставляла арт-объекты в студенческие годы на «Ночи Музеев» и других мероприятиях. В процессе подготовки кейса я исследовала все сайты с конкурсами и даже успела кое-где получить грамоту за фотографии, но ничего серьезного, так как значимые конкурсы нужно мониторить заранее. Чтобы успеть подать работу до дедлайна и дождаться результатов, которые могут озвучить и через полгода. На сайте организаторов это всегда указано.

 Членство в организациях. Есть масса организаций и клубов, объединяющих людей одной профессии или хотя бы сферы деятельности. Но торопиться вступать во все клубы подряд за условное вознаграждение не стоит. Они могут иметь нулевую ценность для адвоката, так что лучше сначала посоветуйтесь с ним. Прошлой весной я вступила в AIGA (американский институт графических искусств). И летом адвокат запрашивала у них письмо, которое прилагала к кейсу. Но если ты состоишь в Союзе художников России или каком-то известном клубе предпринимателей, то это тоже хорошо и пригодится.

 Высокая зарплата в своей области. Высокой она должна быть в сравнении со средним показателем по стране. Это может быть и проектная разовая работа, и по найму.

 Ведущая роль в известной компании. У меня была руководящая должность в компании, хорошо известной в России и странах СНГ. И я совершенно не задумывалась об этом, пока не начала готовить кейс. Так что по этому пункту мне нужно было собрать всю прессу о наших брендах, представить доказательства того, что товары этих брендов продаются через крупных партнеров и за пределы РФ (франшиза, Wildberries, Lamoda, Ozon), собрать в портфолио товары, над которыми работала.

 Значительный вклад в отрасль. Открытие, изобретение, патент или какая-то иная форма доказательства, что ты принес пользу или инновацию в свою профессиональную среду.

 Авторство научных работ. Это чаще всего касается ученых, но можно сюда причислить и ведение предпринимателем колонки в Forbes, и что-то подобное в других сферах.

Самопрезентация

Во-первых, я в самом начале поняла, что мне предстоит очень много знакомиться с новыми разными людьми и представляться. Перед журналистами и редакторами СМИ, перед слушателями моих лекций, перед возможными партнерами для коллабораций. Достаточно одного предложения, которое максимально полно и в лучшем свете опишет вас.

В моем случае это было так: «Яна Грищук, дизайнер, фотограф, изобретатель, основатель студии дизайн-подарков ShoobaDooba, арт-директор Kawaii factory и производственный директор Monoroom». И это все чистая правда, просто в обычной жизни я так не представляюсь. Мне даже кажется, что большинство моих друзей с трудом расскажут, кто я и чем вообще занимаюсь.

Во-вторых, я сняла видео о себе. Мне повезло, что рядом была Рита, что на «Флаконе» все фотогенично, и что в августе в Москве бывают солнечные дни. За один вечер я написала сценарий. Текст, который я хотела бы сказать о себе и своей работе, и примерные кадры, которые могли бы соответствовать этим словам. Мы сняли все на айфон SE дня за три. И смонтировала я потом там же, в iMovie. Главная проблема, с которой я столкнулась, это озвучка. Найти нормальную музыку, которую не забанит ютуб, мне не удалось. Мучилась недели две, потом решила добивать без перфекционизма. Вообще, если не одергивать себя в стремлении к идеалу, можно очень долго топтаться на месте. Я бы точно никуда не сдвинулась, если бы не решалась действовать в тех обстоятельствах, которые у меня были, вместо ожидания, когда же все засияет от совершенства.

В-третьих, я наконец-то сделала себе сайт. Я зарегистрировалась на wix.com еще лет 7 назад, но руки так и не дошли, не было мотивации. А теперь он нужен был мне позарез, и я заполнила его за один вечер. Позже, конечно, я дорабатывала инфу, добавляла фото и страницы. Что-то до сих пор осталось недоделанным. Но с ним я уже выглядела куда солиднее. Стоило мне это около 5 000 рублей (доменное имя и год на виксе без рекламы).

Пресса

Если у вас нет нобелевской премии или олимпийской медали, пресса — это ваше все! Мой адвокат сразу сказала, что количество прессы она измеряет на вес. К примеру, три статьи в Forbes — это круто. Но этого недостаточно для доказательства вашей известности. Поэтому помимо крупных изданий нужны и какие-то мелкие. Главное, чтобы в итоге при распечатке вышла приличная стопка бумаги с упоминанием вашего имени и проектов.

С чего начать? Выпишите в столбик, чем вы вообще особенны, какой инфо-повод можете предложить, какие у вас компетенции, какие интересные проекты делали. Это виза не для всех. Но если вы действительно талантливы в своей сфере, вы точно сможете придумать, что предложить СМИ из имеющегося (или специально запланировать новый проект).

У меня хорошо выстрелили: светящаяся сумка-луна, которую я придумала, мой опыт работы дизайнером и арт-директором, увлечение фотографией, предпринимательский опыт, в целом взгляды на жизнь. Минимум два дня в неделю я мониторила новые сайты, где можно было бы разместить статью обо мне, о каком-то моем проекте или написанную мной как экспертом, рассылала письма в редакции с предложением и ждала ответов. Когда получала отклик, писала ночами тексты, подбирала фотографии, старалась делать все максимально быстро. И так с декабря по июнь. Ведь все основное время я еще и работала. Возвращалась домой часов в 8 вечера, ужинала, 15 минут перерыв и садилась заниматься визой.

Лекции и мастер-классы

Эта виза подтолкнула меня к тому, чего мне всегда хотелось. Я начала делиться своими мыслями, знаниями и опытом с людьми. Причем не просто преподавать в университете предмет, на который половине присутствующих все равно. Нет! Я начала делиться важным с изначально заинтересованными слушателями. Проводила лекции в Школе искусства и дизайна в Краснодаре, на образовательном проекте «Зарядка», летала в Казахстан к подруге в ее Дом талантов «Maison des talents», ездила в Ярославль выступать на «Беседы за Дизайн 3.0». Интуитивно я всегда этого хотела, но стеснялась. Виза дала мне право и смелость на все! В целом, я довольно скромный человек, тихий такой интроверт в углу комнаты, очень люблю помолчать. Но загораюсь мгновенно, когда говорю обо всем, что касается работы и профессиональной сферы, так для меня это — великая любовь и волшебство. Конечно, я переживала, смогу ли я качественно дать материал, понравится ли слушателям. Но, к счастью, выбора у меня не было. Когда над тобой висит дедлайн по сдаче кейса, ты плюешь на свое стеснение и страхи и просто идешь вперед, пробуешь, экспериментируешь — назад пути нет.

Рекомендательные письма 

Представьте себе сладкую вату, политую шоколадом и взбитыми сливками, помазанную клубничным джемом и медом, присыпанную сахарной пудрой, а сверху шарик мороженого. Вот примерно такие на вкус получаются рекомендательные письма. Я не дотягивала до нужной сладости, и адвокат мне все доделывала до правильного уровня. Такие письма ты берешь у больших профессионалов из твоей области, с которыми (желательно) у тебя были совместные проекты, или вы касались хоть каким-то боком. В этих письмах пишется сначала о великих заслугах самого рекомендадателя или о его компании, потом о совместной работе или твоей работе для него (это может быть крупный клиент, например), а дальше максимально изящно сообщается, что только благодаря тебе и твоему исключительному профессионализму, проект вообще состоялся/развился/взлетел в космические дали и так далее.

Письма о сотрудничестве 

Когда мне казалось, что кейс готов на 99% и вот-вот мы будем его подавать, я узнала о завершающем этапе. Мне нужно было собрать минимум три письма от американских компаний, которые хотели бы со мной сотрудничать в случае одобрения визы. Не job offer даже, а Engagement letter. И компания должна быть не просто ИП твоего знакомого, а какая-то prominent and well-known. Я понимала, что это очень сложно, но не невозможно. Просто понадобится месяца два, три, четыре на их поиск, объяснение задачи, переговоры и тд. Сначала я даже выписала список всех попавшихся стартапов и компаний, основанных русскоязычными людьми на территории США. И начала рассылать письма, объясняя свою ситуацию, что кейс уже собран, остались только эти Letters. Во сне я даже писала письмо Илону Маску. Хорошее получилось, но я не отправила. К тому моменту я настолько устала переживать, что полностью успокоилась и с кротостью лани ждала любого результата.

И дальше все закрутилось так, что я и мечтать не могла. Некоторые мои знакомые и друзья уже знали, что я готовлюсь к О1. Помощь пришла от них.

Сначала Юля Пескова (на тот момент мой директор) помогла мне с письмами, познакомив, в том числе, с Сашей Масюк (больше известной как SashaTattooing). Саша — талантливейшая художница и тату-мастер с мировой известностью. Под ее брендом открыты тату студии в Питере, Москве, Барселоне и сейчас открывается в Лос Анджелесе. Ее постоянно приглашают в коллаборации для создании одежды, обуви, украшений различные бренды, но она давно мечтала развить в этом направлении свой. Тут мы и сошлись. У меня огромный опыт организации и управления творческим производством, как своим, так и партнерским, я была дизайнером, арт-директором, когда надо фасовщиком, менеджером по продажам и управляющим. Я знаю очередность и боль каждого звена в этой длинной цепи, когда идея из головы превращается в осязаемый продукт и попадает на полку шоу-рума или на страницу онлайн-магазина. Поэтому сейчас я в LA, и мы уже начали с Сашей планировать столько всего восхитительного, что неизвестно, как этот мир вынесет такую красоту.

Компания или петишнер

Чтобы не быть привязанной к какому-то одному работодателю, помимо этих трех писем, мне нужно было либо открыть свою компанию, либо найти гражданина США, который подпишет мою петицию, так как я сама подписать ее не могу. Удаленно открыть компанию не проблема, просто заняло бы еще минимум на месяц больше времени, чтобы зарегистрироваться, сделать для этой компании сайт и придумать, что там вообще будут за услуги. И я бы это и сделала, если бы не моя дорогая подруга из детства, прилетевшая в Москву по делам. Айя узнала о моих поисках и познакомила с замечательным американцем, с которым ей когда-то довелось поработать в университете. Он оказался нереально чудесным, добродушным и с восхитительным чувством юмора. Так что теперь у меня есть любимый профессор из Южной Дакоты.

Вообще, так много людей, так или иначе, поучаствовало в моем процессе! Кто добрым словом, кто конкретным действием. Меня это очень вдохновляло и подбадривало.

Адвокат

Виза О1 — это пазл: из миллиона кусочков тебе надо выбрать свою тысячу и собрать нужную комбинацию. Все кейсы разные даже у людей из одной сферы деятельности. Чтобы не потеряться в нюансах и сделать максимально хорошо для себя, нужно довериться опытному адвокату, который вышлет инструкцию и план действий, отсеет лишнее, сделает правильный акцент, вовремя скажет, чего не хватает. Он твой дирижер. Без него ты худо-бедно сыграешь собачий вальс, а с ним — третью сонату Бетховена. Поэтому выбирайте проверенного специалиста.

И напоследок

Если бы мне предложили пройти заново весь этот путь, но с условием, что в итоге мне визу не одобрят, я бы все равно согласилась! Это было время новых трансформаций, развития навыков и уверенности в себе, потрясающих знакомств, переросших в крепкую дружбу и партнерство. Главная мысль, которая не покидала меня весь год: «Ну почему я не делала всего этого раньше?!». Я бы прописывала этот кейс без исключения всем, кто хочет развиваться на космических скоростях независимо оттого, где планирует жить.

Фотографии: Маша Гольцвард.