Рынок жилищно-коммунального хозяйства мало у кого ассоциируется с новыми технологиями, а зря. Пока гиганты вроде Amazon совершенствуют свои системы управления домом, российские цифровые сервисы помогают горожанам решать повседневные бытовые вопросы вроде оплаты счетов и вызова электрика. The Village поговорил с основателями таких проектов, узнал, как они работают и сколько стоят.

Текст

Дарья Васильева

«Домопульт»

domopult

О проекте: Приложение появилось в 2016 году. Сначала «Домопульт» работал только в Москве и Московской области, но сейчас выходит в другие города-миллионники. Создать сервис его основателю Марку Толстову помог опыт работы в крупных IT проектах по автоматизации процессов, в том числе IBM, «М.Видео», «Северсталь». К концу 2017 года у «Домопульта» было уже более 40 клиентов среди управляющих компаний — в том числе башни «Федерация» и «Империя» в «Москва-Сити», самый большой дом в Восточной Европе «Триумф-Палас» и другие.

Как это работает: Вместо того чтобы ходить по разным инстанциям и сайтам, горожане могут решить все вопросы со своей управляющей компанией (УК) в одном приложении — в случае если она примет решение об установке сервиса.

В мобильном приложении можно оплачивать коммунальные платежи, вызывать мастера для ремонта или обсудить проблемы придворовой территории со своей управляющей организацией. Связаться с ней можно прямо в программе — в чате или с помощью звонка. Если к вам приехали гости, а въезд во двор закрыт, приложение поможет оформить заявку на пропуск гостевого авто. УК и ТСЖ, в свою очередь, могут использовать приложение, к примеру, для сбора платежей, мониторинга заявок и проведения собраний жильцов.

Создатели обещают расширять перечень возможностей: так, в скором времени через «Домопульт» можно будет записаться на автомойку или в парикмахерскую в соседнем доме, заказать уборку, изготовление магнитных ключей или шиномонтаж.

Как установить: Мобильное приложение «Домопульт» можно скачать бесплатно в App Store и Google Play. Если ваша УК не подключена к онлайн-сервису, вы все равно можете заказывать дополнительные услуги и оплачивать счета (для последнего понадобится QR-код на квитанции). В тех домах, где сервис установлен, все квитанции автоматически появляются в мобильном приложении. Установка сервиса «Домопульт» ТСЖ обойдется в 36 тысяч рублей в год не зависимо от количества квартир в доме, для УК — от 27 тысяч в год в зависимости от количества лицевых счетов. 

«Домсканер»

domscanner

О проекте: «Домсканер» — российская платформа для проведения общих собраний собственников многоквартирных домов, которая поможет жителям решить все общие вопросы. Ее запустил в 2015 году бывший жилищный инспектор Константин Орлов.

Сервис начинал работу в Москве и Московской области, сейчас подключиться можно в любом регионе России от Урала до Дальнего Востока. Жильцы могут доверить платформе постановку вопросов голосования, набор кворума и составление необходимых документов. При этом «Домсканер» не связан ни с одной управляющей компанией и является независимой организацией.

Как это работает: На платформе сервиса создается страница дома, где председатель размещает повестку собрания. Если она сформулирована некорректно, консультанты сервиса укажут на ошибки и предложат варианты. После этого жители дома получают уведомление о голосовании в личном кабинете, по почте и СМС. Всем, кто забыл проголосовать, позвонят из колл-центра — так система гарантирует набор кворума.

После завершения голосования система выгрузит юридически верно составленный протокол, который УК будет обязана выполнить и не сможет оспорить в суде. За три года «Домсканер» помог подготовить и провести уже более 6,4 тысячи собраний. Пока большинство из них проходят в смешанной форме: люди старшего возраста предпочитают голосовать с помощью бумажных бланков.

Как установить: Чтобы внедрить систему, нужно оставить заявку на сайте, организовать собрание собственников и вынести вопрос на голосование. Абонентская плата зависит от размеров дома: до 100 квартир — 1 900 рублей в год, больше сотни квартир — 7 тысяч рублей. За каждое онлайн-голосование нужно платить от 49 до 99 рублей с квартиры. Это выгодно, так как обычно жильцам приходится нанимать специалиста для оформления документов.

iGrajdanin

igrajdanin

О проекте: IGrajdanin появился в Подмосковье и распространился по всей России: подключиться к сервису можно как в Сочи, так и в Новосибирске. Платформу запустили в мае 2012 года четверо жителей Коломны — Андрей Давидович, Карен Тер-Оганов, Антон Смирнов и Андрей Лежнин. Сервис позволяет упростить контакт между муниципальной властью и жителями города. Через сайт любой может сообщить о проблемах во дворе и городе, а чиновники — отреагировать на запрос.

Сейчас на карте iGrajdanin зарегистрировано около 15 тысяч проблем в 812 городах России. Скоро создатели сервиса запустят одноименное мобильное приложение в App Store, а позже — в Google Play. Среди обращений: невозможность дышать чистым воздухом из-за любителей шашлыков в парках, жалобы на неправильную парковку, протекающую крышу или навязывание платных услуг.

Как это работает: Чтобы сообщить о проблеме, надо зарегистрироваться на сайте и отметить ее на карте. На основе запроса система оформит официальное обращение и отправит его в соответствующее ведомство. С новыми и нетипичными запросами операторы сначала разбираются вручную. Если о такой проблеме в регионе уже сообщали, система все сделает автоматически. Как уверяют создатели сервиса, вопрос должен быть решен в течение 30 дней после передачи обращения — следить за ходом дела на сайте может любой желающий.

Как установить: Отправить заявку можно после регистрации на сайте проекта.

«Умный житель»

smartresident

О проекте: Сервис «Умный житель» помогает решить любые вопросы в сфере ЖКХ: оплатить счета, передать показания счетчиков, найти контакты экстренных служб, вызвать мастера. При этом его можно использовать без привязки к определенной управляющей компании.

Сервис разработала одноименная компания, ее глава Денис Денисов — специалист с 14-летним опытом в IT и продажах. До запуска приложение тестировали на клиентах московских управляющих компаний, сейчас «Умный житель» работает по всей России. В сервисе зарегистрировано 36 управляющих компаний и 27,9 тысячи пользователей.

Как это работает: С помощью сервиса пользователь анализирует потребление воды, электроэнергии, газа и видит реальную картину — это помогает экономить и находить возможные ошибки в начислении оплаты за услуги. В приложении можно найти номера специалистов и аварийных служб, а также каталог услуг от партнеров. Пользователи сервиса могут оценить работу своей управляющей организации, обменяться мнениями с соседями и сообщить о проблемах.

Как установить: Приложение «Умный житель» бесплатное — сервис берет комиссию 2 % только за оплату ЖКУ. Приложение можно скачать в App Store  и в Google Play.