WeWork — популярная сеть коворкингов: они работают в 103 городах от Нью-Йорка до Хошимина. Основная аудитория — крупные компании, стартаперы, предприниматели, программисты, дизайнеры. Миссия — «Создать мир, в котором можно жить, а не зарабатывать на жизнь». С 2017 года идут разговоры о том, что WeWork приходит в Россию. Его коворкинги должны открыться летом сразу в трех местах Москвы: в деловом квартале «Красная роза», в галерее «Якиманка 26» и в бизнес-центре «Белая площадь».

The Village встретился с Михаилом Коноплевым, управляющим директором WeWork в Центральной и Восточной Европе, и выяснил, что особенного компания предлагает своим резидентам и будут ли ее коворкинги востребованы в Москве.

Другой коворкинг

В 2010 году американец Адам Ньюман и израильтянин Мигель Маккельви открыли первый воркспейс WeWork в Нью-Йорке. Бизнес-модель была проста: компания арендует офисное пространство по сниженной цене, разбивает его на зоны, делает ремонт с однотипным, но приятным дизайном, строит бар и сдает все это фирмам или фрилансерам за ежемесячную плату.

«Eсли компания сама себе арендует офис в той же локации, в которой находится WeWork, то это выходит где-то на 10–20 % дороже», — говорит Михаил. В августе 2017 года WeWork получил 4,4 миллиарда долларов венчурных инвестиций от компании SoftBank, оценившей бизнес в 20 миллиардов.

Резидентам выделяют не только стол, стул и интернет. В коворкингах круглосуточно доступны фруктовая вода, закуски, свежеобжаренный кофе, принтеры, стойка для велосипедов, закрытые телефонные будки, ежедневная уборка, круглосуточный доступ в здание и обработка почты и посылок. А еще там бесплатно наливают пиво: после тяжелого дня в WeWork объявляют пивной час.

«Сейчас в России думают, что опенспейс — это когда стоят 20 столов, где фрилансеры работают. Но у нас все на совершенно другом уровне. Наша типичная локация — несколько этажей, а это порой десятки тысяч квадратных метров», — рассказывает Михаил. По его словам, оформлением московских точек сети занимается внутренняя дизайн-команда из Лондона.

Узкие коридоры и объединяющие завтраки

Резиденты WeWork могут путешествовать и работать в привычном месте. Можно приехать на пару месяцев в Тель-Авив, потом в Лондон, затем в Нью-Йорк и Шанхай — и везде тебя будет ждать коворкинги с привычным набором услуг и атмосферой. 

WeWork активно сотрудничает с другими компаниями. Например, два года назад купила школу программирования Flatiron School. Она быстро обучает кодингу новичков и гарантирует им трудоустройство. Если люди не находят работу, то компания возвращают плату за обучение. Все резиденты WeWork получают скидку на обучение. «В России мы тоже надеемся делать партнерства, но наш самый большой приоритет — успешно запуститься и создать у первых резидентов хороший опыт», — говорит Михаил. По его словам, у компании уже много запросов на партнерство от банков, спортивных клубов и ресторанов.

У успеха компании есть еще одна причина: WeWork активно борется с одиночеством жителей мегаполиса. Креативный директор компании Джастин Капуко говорит, что коридор в локации может быть очень узким, чтобы люди проходили почти вплотную друг к другу — это, по мнению создателей компании, способствует коммуникации. 

По понедельникам проходит завтрак Thank God It’s Monday, на котором резиденты тоже могут пообщаться. «В средней локации работает тысяча человек, и буквально через пару месяцев они все друг друга знают», — говорит Михаил. По подсчетам WeWork, 70 % резидентов взаимодействуют друг с другом тем или иным способом, а 50 % из них делают бизнес друг с другом. «Это сила комьюнити. В типичном же бизнес-центре вы даже не знаете, кто сидит в соседнем офисе», — рассказывает Михаил. Россиян планируют познакомить с резидентами по всему миру с помощью мобильных приложений и совместных ивентов.

Кто там работает

Порядка 30 % резидентов WeWork — крупные компании, 40 % — компании среднего размера и 20–30 % — начинающие стартапы и фрилансеры. Михаил считает, что маркетинговые, консалтинговые финансовые и IT-компании могут пересадить своих сотрудников в коворкинги WeWork. С кем-то, по его словам, уже есть договоренности, но точный список резидентов не разглашается.

По его подсчетам, каждая третья американская компания из списка Fortune 500 является резидентом WeWork, а 40 % этих компаний имеют офис в России. «Они точно в какой-то момент будут нашими резидентами, мы получаем много запросов и уже начинаем с ними переговоры, хотя локация еще не открыта», — говорит Михаил.

Для стартапов у WeWork есть отдельная программа, которая называется WeWork Labs. Это что-то вроде бизнес-акселератора: cтартапы платят за рабочие места по сниженной ставке, а WeWork строит им экосистему. Помимо обычных преимуществ, WeWork дает стартапам менторов, помогает подать заявку на инкубатор или акселератор и содействует в поиске инвесторов. В обмен WeWork не получает от стартапов никакой выгоды, кроме платы за рабочие места: «WeWork сам когда-то был стартапом, поэтому мы считаем, что должны поддерживать стартапы и помогать им стать большими. Любой, у кого есть идея, может подать заявку на присоединение к нам».

Выход в Россию

При выборе города WeWork отталкивается от двух параметров. Первый — размер рынка и возможность построить бизнес на нем. Второй — спрос со стороны нынешних и потенциальных резидентов. Так, на коворкинг в России был большой спрос у резидентов из Европы и Азии.

О планах открытия WeWork «РБК» писал еще в 2017 году. «Задержка связана с тем, что мы сначала долго приглядывались, потом хотели использовать один подход инвестиций (раскрыть подробнее не могу — наш внутренний процесс), а потом его немного переструктурировали. В середине лета запустятся три площадки», — уверяет Михаил. Коворкинги откроются в деловом квартале «Красная роза», в галерее «Якиманка 26» и в бизнес-центре «Белая площадь».

«Стоимость места мы сейчас формируем, скоро она будет на сайте. Ставки будут варьироваться от локации к локации. В более удаленных от метро местах ставки будут ниже. В среднем рабочее место в отдельном офисе будет стоить от 30 тысяч рублей в месяц. Hot desk, то есть возможность сидеть в опенспейсе и пользоваться всеми сервисами — 15 тысяч. Если вы фрилансер, то можете взять себе dedicated desk — закрепленное место в опенспейсе, где-то 25 тысяч в месяц», — рассказывает Михаил.

Перспективы в Москве

«Предстоящий выход на московский рынок WeWork мы расцениваем как важное событие, — говорит генеральный директор агентства коммерческой недвижимости S.A. Ricci Александр Морозов. — Для многих собственников это хороший арендатор, который задаст высокий стандарт и поможет развитию отечественного рынка коворкингов».

По словам Морозова, отдельно коворкинги в Москве сейчас никто не строит. Чаще всего компания-оператор арендует в торговом или бизнес-центре площадь от 500 до 2 тысяч квадратных метров и создает там от 50 до 200 рабочих мест. «Для собственников бизнес-центров такой арендатор интересен, потому что он способен арендовать сравнительно большую площадь по хорошей цене», — говорит Морозов.

Он считает, что московский рынок пока не насыщен качественными коворкингами в хороших бизнес-центрах класса А и В+ в удобных центральных локациях. Таких площадей в Москве сейчас не менее 600 тысяч квадратных метров. «Ситуация очень удобная для развития коворкинга: низкие ставки аренды на офисы, широкий выбор офисных площадей, распространение фриланса и стартапов», — говорит директор агентства. Он предполагает, что через пять лет в Москве будет работать несколько коворкинговых сетей, включая международные, разной классности и ценового уровня.


Фотографии: WeWork Companies Inc.