Сегодня Instagram завел новую функцию — стикеры с песнями, а Facebook начал тестировать аудиопосты. Эксперт рассказал The Village, что нового ждать от социальных сетей и что теперь делать, чтобы без обмана набрать «классы».

Павел Гуров

маркетолог, SMM-специалист, автор блога gurov.digital


Все запускают музыкальные сервисы

В России давно привыкли к музыке во «ВКонтакте», и эта функция не раз порождала любопытные социокультурные феномены — например, с ее помощью стали известны Гречка или Монеточка. Теперь музыкальный стриминг приходит в западные соцсети — и это может поменять правила игры в шоу-бизнесе.

Сервис YouTube Music

Пару месяцев назад империя Марка Цукерберга (куда входят Facebook, Instagram, WhatsApp и платформа виртуальной реальности Oculus) втихую подписала контракты со всеми мейджор-лейблами (Sony, Warner Bros., Universal Pictures), а также с сервисами SoundCloud и Spotify. Без контракта остались, получается, только Apple Music.

И вот сегодня мы видим первое музыкальное нововведение империи Facebook: в Instagram stories можно расшарить песню в виде стикера. Правда, пока почему-то лишь семисекундный отрывок. Функция уже доступна для некоторых российских пользователей — и они в ужасе. Дело в том, что человек, который составлял подборку отечественной музыки, включил в нее прежде всего русский шансон. Рэпа нет, из альтернативы — одна песня Земфиры.

По данным TechCrunch, Instagram скоро порадует меломанов рекомендациями и хит-парадами. Из других музыкальных новинок интернет-платформ — YouTube Music, подписка на который в России обойдется в 199 рублей (для десктоп-версии и приложения на Android) и 229 рублей (для iOS) в месяц. Любопытную функцию запустил Facebook в Индии — аудиопост. Если опцию выкатят на весь мир, это может породить новый жанр — микроподкаст.

Все копируют функции друг друга

Cегодня в мире 5 миллиардов людей со смартфонами, из них 4 миллиарда — интернет-пользователи. Есть еще целый миллиард, за который стоит побороться: заматеревшие игроки диджитала начинают активно пихать друг друга локтями. В ход идут не самые этичные средства — например, наглое копирование функции конкурента.

Сразу три больших игрока в этом году — WhatsApp, Instagram и Apple — запускают свои аналоги Skype. А Facebook, который хочет заменить вообще весь интернет, уже представил маркетплейс наподобие Avito, похожую на LinkedIn вкладку Business Discovery, аналог Foursquare, и Twitch (платформа игровых трансляций fb.gg).

Instagram не дает покоя монополия в мире видео YouTube — и они запускают IGTV, не жалея гонораров Селене Гомес и Ким Кардашьян. А YouTube завел бьюти- и фэшн-отдел, схантив для этого глянцевого журналиста Harper’s Bazaar Дерека Бласберга (это такая западная версия Николая Ускова). Они повторили это за Instagram, где отдел моды работает уже три года — и возглавляет его Ева Чен, тоже работавшая в Harper’s Bazaar.

Stories появляются в каждом утюге

Представьте себе соцсеть, которая полностью состоит из одних только stories. У вас получится Snapchat. Его создатель, Эван Шпигель, долгое время обивал пороги инвесторов, и никто не верил в успех такого формата. Все говорили: «Вертикальные фото, которые исчезают через 24 часа? Ерунда какая-то».

В 2018 году stories есть везде: в Instagram, Facebook, «ВКонтакте» и WhatsApp (причем в последнем они самые популярные на планете — 400 миллионов пользователей). На 1 апреля Сбербанк пошутил, что stories теперь появится в их приложении, — но Тинькофф-банк взял и сделал это у себя на самом деле.

Так выглядят stories в YouTube

Все повторяют решения Дурова

Пока правительство России пытается уничтожить Telegram, все крупные игроки копируют идеи Павла Дурова: WhatsApp запускает каналы и стикеры, Facebook делает свою криптовалюту, аналогичную дуровским «грамам», Pornhub разработал свой VPN.

Сам Дуров не успел запустить свою криптовалютную платежную систему в срок (ранее сообщалось про март 2018 года) — все силы его команды, судя по всему, были брошены на противостояние Роскомнадзору.

Тем не менее это уникальный исторический момент: если раньше Павел сам скопировал дизайн и идею Facebook, то сейчас западные гиганты повторяют за ним.


Какие выводы стоит сделать пользователям:

 Telegram — сила, и завести там блог — по-прежнему хорошая идея;

 Музыкантам нужно быть готовыми к тому, что Instagram может стать для них основной площадкой;

 Всем пора учиться делать контент в вертикальном формате — этот навык будет становиться только более востребованным.