Аналитическая компания Nielsen узнала, как холодное лето сказалось на московском бизнесе. Эксперты оценили динамику продаж семи сезонных категорий в крупнейших розничных сетях с июня по август. Результаты исследования есть в распоряжении «РБК».

Кто и сколько потерял из-за нелетней погоды

Москва обеспечивает более 10 % от всего объема продаж летних товаров. Выяснилось, что из-за нелетней погоды в июле и августе спрос на сезонные продукты снизился — от 5 до 30 % в зависимости от категории.

более 2 000 000 000

рублей недополучили продавцы сезонных товаров из-за холодного лета в Москве

Речь идет о продажах мороженого, пива, кваса, воды и других прохладительных напитков.

Энергетические напитки недополучили 3 % продаж, вода — 15 %, холодный чай — 14 %, безалкогольные газированные напитки — 11 %. Сильнее всего холодное лето ударило по производителям кваса, которые лишились более трети продаж, если сравнивать с летом прошлого года. Продажи мороженого в Москве упали почти на 23 %, а выручку, которой лишились производители, эксперты оценивают в 650 миллионов рублей. Пиво также покупали на 7 %, или почти на полмиллиарда рублей, реже ожидаемого.

Разве мороженое не едят, когда холодно?

С мая по август продают больше 50 % годового оборота мороженого. Активно лакомство начинают покупать при температуре 22–25 градусов. В июле прошлого года, когда шел чемпионат мира по футболу и стояло тепло, спрос на мороженое был самым высоким за последние 15 лет.

Продавцы винят не только погоду

Снижение продаж сезонных товаров подтверждает «Ашан», однако ретейлер не спешит связывать негативную динамику с холодным летом.

Низкие продажи кваса связывают не с погодой, а с финансовыми проблемами у крупного производителя «Дека» (выпускает марку «Никола»). «Дека» проходит процедуру банкротства, а один из кредиторов — банк ВТБ — пытается наложить запрет на поставки продукции компании.

Снижение производства и продаж пива объясняют погодой, но также низкой покупательной способностью населения, отмечает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды Bud, Kozel, Efes) Ораз Дурдыев.

От полного провала производителей спасли теплые май и июнь. За полные три летних месяца в совокупности продажи энергетиков выросли на 27 % по сравнению с прошлым летом, мороженого — на 2 %, воды, пива и безалкогольных газированных напитков — на 1 %. Не повезло только поставщикам кваса и холодного чая: они потеряли 12 и 10 % выручки соответственно.

На кого не повлияло холодное лето

В то же время погода практически не повлияла на выручку ресторанов и кафе, говорит президент Федерации ресторанов и отельеров России Игорь Бухаров. По его словам, доходы общепита остались на уровне 2018 года.

Бренд-менеджер «Шоколадницы» Ирина Якушина добавляет, что для кафе и ресторанов холодное лето не является менее прибыльным. Когда тепло, гости чаще сидят на верандах, пьют легкие коктейли и едят закуски, а в прохладную погоду они заказывают горячие напитки и полноценные обеды и ужины в помещении. В то же время в «Шоколаднице» заметили, что предпочтения посетителей в июле и августе больше похожи на осенние, когда заказывают горячие напитки.

Туроператоры «Библио-Глобус» и Anex Tour рассказали, что холодное лето не способствовало тому, чтобы горожане чаще выезжали за рубеж.

Кто заработал на непогоде

Прятаться от холодного лета москвичи решили в торговых центрах и кинотеатрах. Согласно Shopping Index, составленному компанией Watcom Group, поток посетителей в столичных ТЦ этим летом вырос на 5 %. О росте доходов и числа зрителей отчитались и кинотеатры. Сеть «Каро» увеличила выручку на 39 % по сравнению с летом 2018-го и привлекла на 35 % больше зрителей. Аналогичные показатели показала сеть «Кино Оkko». Однако стоит учитывать, что в прошлом году выручка киносетей и торговых центров была ниже из-за чемпионата мира по футболу.

Те же, кто предпочел пересидеть непогоду дома, подняли выручку онлайн-сервисам. Число пользователей онлайн-кинотеатра Okko за лето выросло на сразу на 116 %. Особый спрос наблюдали в дождливые и пасмурные дни. Кроме того, на 30 % больше подписчиков удалось набрать Ivi.


Источник: «РБК»