В конце июня школьники отгуляли выпускные, а студенты последних курсов защитили дипломы. По данным Минобрнауки, 75 % российских выпускников находят работу после вуза. Но некоторые начинают работать раньше, совмещая офисные будни с учебой. The Village нашел людей, которые смогли сделать карьеру и стать начальниками еще в студенческие годы.


Покорить сотрудниц Сбербанка

Сурен Айрапетян

руководитель консалтинговой компании
Rebridge Capital

Жажда работать и зарабатывать деньги у меня была с детства. Сколько себя помню. А еще всегда мечтал ходить каждый день в строгом костюме, в галстуке. Помню, как еще в младшей школе увидел фильм про банкиров американских. И все! Хотел стать таким, как они. Мама с папой этому всегда удивлялись: я из династии врачей.

Я начал работать в 16 лет в ресторане, принадлежащем моему дальнему родственнику. Занимался всем — от уборки до оформления столов. Это дало огромный опыт, который пригодился в банках. В Московский банковский институт я поступил потому, что узнал о том, что этот вуз трудоустраивает своих студентов.

В 2002 году меня взяли работать кассиром в Сбербанк. А спустя два года, будучи на четвертом курсе, я дорос до руководителя сектора кредитования юридических и физических лиц. Я был настолько полон энтузиазма и радости, что прибегал на работу первым, а уходил последним. Помимо своих прямых обязанностей делал еще миллион разных дел. Как и в ресторане, в отделении Сбербанка я брался за любое поручение и выполнял. У меня было правило «сделать минимум на полчаса раньше, чем было велено». Всегда ему следовал. Это правило помогло попасть несколько раз в поле зрения руководства, потому что им было любопытно увидеть такого шустрого исполнителя.

Заняв первое в своей жизни руководящее кресло, я так боялся, что не оправдаю ожиданий, что совсем себя загнал. Мне потребовалось три месяца на то, чтобы понять: секрет хорошего руководителя — это умение работать с командой, а не персональная скорость. Тогда я сменил стратегию. Начал настраивать коммуникацию с сотрудниками. Но это было очень сложно.

Большинство работников отделения Сбербанка в те годы — это почтенные дамы за 50. Они меня считали мультяшкой

Помог случай. Однажды Ирина Витальевна, работавшая в отделении дольше всех, ушла тайком с работы на два часа раньше. Спешила на юбилей мужа. Во время ее отсутствия пришли клиенты, создалась очередь. Вместо того чтоб позвонить ей и начать ругаться, я сам занял ее место и начал обслуживать клиентов. На следующий день ей оперативно рассказали о произошедшем. Весь коллектив перестал смотреть на меня сверху вниз, ведь главная среди лидеров мнений принесла мне домашний пирог. До сих пор благодарю Ирину Витальевну за это. Она помогла мне стать по-настоящему хорошим руководителем.


Пережить синдром самозванца

Екатерина Борисоглебская

ведущий менеджер проектов «Яндекс.Еды»

Уже на первом курсе университета мне приходилось работать по 40–50 часов в неделю. Для студента-очника вариантов не много: общепит, пожалуй, единственное направление, куда брали людей без опыта. На собеседовании я прямо говорила, что не готова жертвовать учебой: факультет международных отношений и два языка в учебной программе обязывают появляться на парах ежедневно. Первая работа в «Нью-Йорк пицце», новосибирском фастфуде, быстро научила меня жить в режиме многозначности и умению использовать любую свободную минуту для дела или для сна (в лекционных конспектах часто появлялись длинные прочерки через весь лист).

На втором курсе я начала работать бариста в крупном ресторанном холдинге, на третьем — стала менеджером, в конце четвертого — директором ресторана. Едва получив диплом, я переехала в другой город в качестве исполнительного директора филиала. Мои коллеги, директора ресторанов, были лет на семь-десять старше.

Один из самых сложных барьеров — своеобразный «синдром самозванца». Кажется, как будто постоянно надо что-то доказывать окружающим

Результаты работы были хорошими, но я все равно продолжала учиться, чтобы повышать свою личную планку. Позже я работала региональным управляющим в Астане и генеральным директором в филиале сети в Минске. Так как я почти всегда была значительно моложе своих коллег и подчиненных, у меня так и не сформировалась установка «я прав», свойственная многим руководителям. Считаю, что она ограничивает глубину анализа ситуации. Я стараюсь сохранять в себе свойство «немного сомневаться» — часто именно это приводит к верным решениям.


Делать больше

Максим Слаутин

руководитель по продажам дирекции «Центр» банка «Хоум Кредит»

Я переехал в Москву сразу после школы. Год работал на разных работах и готовился к поступлению, в 2012 году поступил в вуз на специальность «менеджмент и управление проектами». Сразу после поступления я стал искать постоянную работу, которую можно было бы совмещать с учебой. Решил попробовать себя в финансах: сходил на собеседование в несколько банков и устроился кредитным специалистом в «Хоум Кредит».

Я всегда старался делать немного больше, часто общался с партнерами в торговых точках. Видимо, все эти вещи привели к тому, что уже через пять месяцев после начала работы в «Хоум Кредите» мне предложили стать менеджером по развитию бизнеса. Новую позицию стало сложнее совмещать с учебой, но я справлялся.

К моменту окончания вуза я уже работал директором направления «Москва-Запад». В моем подчинении было около 200 человек

Среди них, конечно, были люди и старше меня. Но каких-то серьезных проблем из-за разницы в возрасте не возникало. Я всегда придерживался человечного подхода: помогать коллегам, быть им союзником, руководителем, на которого можно положиться. С 1 июля я перешел на новую позицию — стал руководителем по продажам дирекции «Центр».