The Village продолжает рассказывать, как люди разных профессий планируют свои доходы и расходы. В новом выпуске — SMM-менеджер. Ведением социальных сетей сейчас занимаются и крупные креативные агентства, и частные лица. За наполнение инстаграма красивыми фотографиями и побуждающими к покупке подписями частный эсэмэмщик просит около 20 тысяч. Такими услугами часто пользуются индивидуальные предприниматели, которые хорошо шьют, пекут или стригут, но принципы общения в интернете не освоили. Крупные бренды обращаются в агентства, где над их стратегией присутствия в соцсетях работает группа специалистов. Они предлагают контент-план постов для каждой из платформ и оговаривают желаемые темы. Мы узнали у сотрудницы одного из московских креативных агентств, как она работает с аудиторией «Одноклассников», проверяет актуальность мемов и тратит заработанные деньги.

Профессия

SMM-менеджер

Доход

60 000 рублей


Расходы

9 000 рублей

Хостел

5 000–30 000 рублей

Питание

1 000–6 000 рублей

Помощь семье

10 000 рублей

Хобби

1 000–5 000 рублей

Накопления

2 000 рублей

Транспорт

500–1 000 рублей

Связь

2 000 рублей

Одежда

1 000–10 000 рублей

Спонтанные покупки

Как попасть в SMM

В агентстве я работаю чуть меньше года, а до этого занималась соцсетями одного развлекательного средства массовой информации. Никто ни разу не спрашивал у человека диплом при приеме на работу эсэмэмщиком. Наши сотрудники — разные люди, кто-то получал образование по специальностям «реклама» и «журналистика», но есть и инженеры, программисты. У меня вообще неоконченное высшее образование, училась я на микробиолога.

В агентство люди попадают по-разному. Кого-то рекомендуют уже действующие сотрудники, просто говорят: «У меня есть знакомый, который работает в другом месте, но может нам пригодиться». Человек приходит, с ним беседуют, смотрят, как он ведет проекты или свои соцсети. Иногда агентство просто размещает вакансию на сайте и указывает, какие умения нужны. Если у человека уже есть минимальный опыт работы с соцсетями, это хорошо, но тут обычно всему обучают на месте. Главное — уметь анализировать и общаться с людьми, потому что впоследствии тебе придется выстраивать взаимоотношения с клиентом. У нас есть список рекомендованных книг, но я не уверена, что кто-то их вообще читал. Недавно всем, кто работает меньше года, и мне в том числе, настоятельно порекомендовали пройти видеокурс по SMM.

Когда я только пришла, я смотрела на тех, кто уже несколько лет занимается проектами, и не понимала, как функционирует их мозг. У них возникали идеи, иногда даже странные, как мне казалось. Сначала меня отдали на попечение к более опытному человеку, который рассказывал какие-то базовые вещи. Потом уже пытаешься что-то делать сам и прощупывать почву. А так какие шутки хорошо заходят, а какие нет — это нарабатывается годами.

Чем занимается креативное агентство

Мы занимаемся не только рекламой или SMM, бывают еще и спецпроекты. Мы можем сделать, к примеру, какую-нибудь игру или тест, которые в итоге тоже работают на узнаваемость или продвижение продукта. Агентство ведет соцсети брендов, это достаточно крупные клиенты. Чаще всего они сами приходят и говорят, что хотят что-то сделать со своими соцсетями. У компаний может вообще не быть аккаунтов или понимания, как они должны наполняться. Иногда страницы в соцсетях ведут, но это не приносит желаемого результата, тогда идут к нам. Бывает, что мы сами предлагаем свои услуги компании. Мы находим страницу бренда и понимаем, что могли бы сделать лучше. Мы занимаемся достаточно большими проектами и вкладываем в них много усилий и средств, это стоит дороже, чем простой человек может себе позволить заплатить за ведение соцсетей. Так что частные лица и индивидуальные предприниматели к нам просто не приходят.

Я веду соцсети и, поскольку у меня есть минимальные умения в рисовании, еще делаю иллюстрации. Есть менеджеры проектов, которые только общаются с клиентами. Когда клиент говорит, что хочет дополнительно продвигать свои страницы и бренд в сетях и у него есть бюджет, то для этих целей у нас существует группа людей, которые занимаются аналитикой и продвижением. С помощью своих инструментов наши сотрудники все более тонко настраивают. Но если брать обычный SMM, то там не требуется никаких дополнительных программ. Вся статистика есть в свободном доступе во «ВКонтакте» или в Facebook. Если лень прокликивать каждую сеть, можно использовать какой-нибудь известный сервис, который собирает всю статистику. А в конце месяца я составляю отчеты по постам, просмотрам и лайкам.

Гифки, картинки и шутки

Если мы берем в работу бренд, то не можем размещать только развлекательные посты. Контент должен быть разнообразным, нужно помнить, для чего мы это делаем — чтобы напомнить пользователю в нужное время, что есть такая компания и она может, например, немедленно доставить вам пиццу. Чтобы поддерживать нормальное вовлечение аудитории и лояльность к бренду, нужно делать хотя бы один пост в день, но при этом постов не должно быть слишком много. Если человеку особо не интересна сама компания, он не захочет видеть в день десять постов обо всем подряд, ему нужно только отслеживать акции и скидки. Важно следить не только за количеством постов, но и за тем, когда они выходят. Есть форматы, которые подходят всем соцсетям и проектам. Например, гифки нравятся абсолютно всем, и опытным путем выяснилось, что они лучше всего набирают лайки именно вечером.

С разными соцсетями мы работаем по-разному. В Facebook больше приветствуется визуальный контент, а приколы и шутки заходят хуже, чем во «ВКонтакте». Специфический юмор «Одноклассников» в других сетях тоже не очень любят. Иногда мне кажется, что у меня уже началась профдеформация. Когда я ищу какой-то подходящий юмор и вдохновение для постинга в «Одноклассниках», я смотрю и читаю не очень умные шутки, и со временем они мне начинают казаться очень смешными.

С Instagram другая история, для него даже тапочек нужно сфотографировать так, чтобы он вызывал ощущение домашнего уюта. Но не у всех брендов есть какой-то продукт, который можно красиво представить, тогда лучше использовать развлекательный контент. Мы ведем инстаграм одного бренда и постим там небольшие жизненные шутки, оформляем их как текст на красивом фоне, и они собирают много лайков.

Клиент и контент

У нас каждый день проводятся креативные советы. На них приходят люди, которые либо могут помочь с идеей, либо свободны в данный момент. Все мы садимся в переговорную и обсуждаем, что мы можем сделать для клиента, распределяем задачи. Юмор очень субъективен, и, когда возникают разногласия по какому-то посту, мы включаем еще большее число людей в обсуждение. Если мнения разделились ровно пополам, подключаем креативного директора.

На моей памяти был только один случай, когда нам пришлось удалить комикс. Он просто был слишком абстрактным, и его никто не понял, так что клиент сам предложил нам снести этот пост. Обычно мы заранее показываем заказчикам контент для публикации. Иногда они оказываются категорически против каких-то вещей, причем не всегда оправданно. Если нас готовы выслушать, мы стараемся убедить компанию, что такой контент положительно влияет на статистику, все объясняем. Ну а если клиент упирается, то нам ничего не остается — просто отказываемся от идеи поста. Такое было, и не раз.

Формат ответа на критику в соцсетях зависит от самой компании. Иногда даже мы сами приходим к клиенту и говорим, что нужно что-то менять в его деятельности. Но мы не работаем как служба поддержки бренда, включаемся только постфактум: даем контакты для связи или можем отработать негатив публикацией — принести извинения, отшутиться.

Хороший и плохой SMM

Пример плохого SMM для меня — это «Бургер кинг». Тот самый случай, когда бренд переступает черту. Вообще есть определенная «шпаргалка для эсэмэмщика» — правила того, что нельзя постить. Это шутки про смерть, посты, которые провоцируют расовую или национальную неприязнь, юмор ниже пояса. SMM «Бургер кинга» выполняет свою задачу. Нужно сделать абсолютно непотребную ерунду, чтобы об этом начали писать все: сначала это обсуждают в соцсетях, потом подхватывают сайты, замечают все средства массовой информации. В итоге это освещается абсолютно везде, а «Бургер кинг» получает свою порцию славы.

Пример хорошего SMM — «Сода пищевая». Аккаунт в Instagram тоже ведет агентство, и делает это очень креативно. По сути, это не тот бренд, на который ты хочешь обратить внимание в соцсетях, никто не покупает соду, потому что увидел ее фото в инстаграме. Тем не менее на этот аккаунт подписываются, потому что он интересен в плане визуального наполнения. Там есть фото коробочки пищевой соды напротив красивых зданий, на природе, в необычных местах.

А вот у Delivery Club стилистика поменялась в худшую сторону. Кажется, будто соцсети ведет человек, который ничего в этом не понимает. За последнее время они запостили только один мем, и то несмешной и непонятный.

Прикладная мемология

Использование мертвых мемов — это такое же абсолютное табу, как черный юмор. Постоянно нужно сидеть на 9GAG и Reddit, где появляются все новые мемы, отслеживать, что еще актуально, а что уже устарело. Например, недавно часто можно было встретить мем с картинкой из аниме, где парень принимает бабочку за голубя. Сейчас пик популярности уже спал, но его все еще используют. А вот «угандийские наклзы» уже не актуальны. Это был ситуативный мем, прошла волна, и все об этом забыли.

Некоторые мемы получают вторую волну популярности. Вот недавно снова забомбил мем, где на диване сидит белая девушка, а вокруг нее стоят пять темнокожих мужчин. Причем он перешел уже на метауровень. Последняя вариация, которую я видела: лежит белая точилка, а вокруг нее пять черных карандашей.

Снова стал популярен и Loss, это странный мем без мема. Художник нарисовал комикс, в котором молодой человек врывается в клинику, разговаривает с врачом и узнает, что у его девушки был выкидыш. На последнем кадре герой стоит рядом с кроватью плачущей девушки. Что хотел сказать автор, никто не понял. Может, это был юмор, но оказалось совершенно не смешно. Тогда кто-то просто разобрал этот комикс на визуальные составляющие — вертикальные и горизонтальные линии, показав, что смысла в картинке нет, есть только чисто геометрическая структура.

Авторское право

Никто не может сказать, что он придумал постить гифки или мемы. Но часто один бренд видит, что другой выложил удачную шутку, и решает сделать точно так же. Вообще воровство идей плохо сказывается на репутации. Просто своровать чужие картинки нельзя, еще и «ВКонтакте» запустил нейросеть «Немезида», которая отлавливает повторы, но можно практически полностью повторить оригинал. Один известный фастфуд-бренд ворует идеи нашего художника, рисующего комиксы — их просто перерисовывают и выдают за свои. И по закону похитители мема правы. Чтобы комикс не считался плагиатом, он должен отличаться от другого на 70 %. К оригиналу просто добавляют контуры, перерисовывают лица персонажей, меняют цвет — и не придерешься. Ни один суд не накажет за воровство мема, разве что божий.

Доходы

В нашем агентстве сотрудник обычно ведет один небольшой проект и иногда подключается к другому. Как мы говорим, полтора — один фулл-тайм, а другой — парт-тайм. Если клиент хочет, чтобы много пользователей видели посты и подписывались новые люди, то нужно больше усилий с нашей стороны. Такие проекты ведут два сотрудника. Как правило, за проектом закреплены определенные соцсети. Например, клиенту нужны только Facebook и «ВКонтакте», тогда посты в них будет делать один человек, ответственный за проект.

Зарплата у нас фиксированная, и она зависит не от количества проектов и даже не от занятости, а от того, что человек умеет. Разброс довольно большой. От 40 тысяч рублей получают те, кто пока на испытательном сроке, а профессионалы могут зарабатывать до 100 тысяч. Я нахожусь примерно посередине и получаю 60 тысяч.

Расходы

На жилье у меня раньше уходило довольно много, но потом я поняла, что это нерационально, учитывая мой образ жизни. Сейчас я трачу на него минимум — просто плачу за кровать в хостеле 9 тысяч в месяц. Под кроватью оборудован ящик с ключом, чтобы хранить свои вещи, а возле ресепшена есть багажная комната, ключ от которой только у администратора. Так что мне это удобно. Большую часть времени я провожу в офисе, где пользуюсь Wi-Fi, поэтому не плачу за интернет, а на связь трачу от 500 до тысячи рублей. В месяц я кладу 2 тысячи на карту «Тройка» и больше о транспорте не беспокоюсь.

Получилось так, что расходы на проживание у меня снизились, а на питание выросли. В офисе нет столовой, есть только кухня, но готовить на ней нельзя, можно только что-то разогреть. Мы иногда ходим в кафе, иногда покупаем готовые блюда в магазинах, а это довольно дорого. При этом питание — это самая растяжимая статья расходов. Я могу потратить на него и 5 тысяч, и 30. Если хочу сэкономить, покупаю самую дешевую и простую еду. А если разгуляюсь, могу заказывать пиццу каждый день, захотелось газировки из Японии — тут же купила, пусть она и стоит 200 рублей.

Регулярно какие-то деньги откладываю, но не на черный день, а на что-то хорошее — психологически так проще. Можно потратить потом на отпуск или на что-то нужное. Например, недавно я купила гитару примерно за 5 тысяч рублей. Если совершаю покупку, которую я считаю импульсивной, потом выясняется, что она была обдуманной. Как-то я совершенно спонтанно купила портативную колонку, но до этого на протяжении месяцев трех о ней думала. У меня есть спортивное увлечение — батуты. Я на него трачу примерно 10 тысяч в месяц. Одно часовое посещение батутного зала стоит 650 рублей, но я занимаюсь не по часу и не один раз в неделю, а два-три.

Часть денег я отправляю своим родственникам. Сестре стабильно присылаю тысячу. Она еще ребенок, жильем, едой и одеждой ее обеспечивают родители, но у нее есть свои детские расходы — хочется купить красивый пенал, альбом, ручку. Обычно другим родственникам могу выслать до 5 тысяч рублей, иначе уже придется прижаться самой.

Раз в три-четыре месяца могу сходить за одеждой. В месяц выходит не так много — пара тысяч. К одежде у меня очень простой подход — покупать все одного цвета, в моем случае черного. Мне не нужно беспокоиться, подходит ли одна вещь к другой. У меня всего пять элементов гардероба, и я их сочетаю друг с другом и таким образом создаю несколько комплектов. В Москву я приехала около года назад, у меня все вещи по-прежнему помещаются в тот же самый чемодан. Когда я только переехала, меня захлестнула атмосфера большого города, и я купила много косметики. На это ушла приличная сумма денег, но это была разовая покупка. Всем тем, что набрала год назад, я продолжаю пользоваться сейчас. Весь мой макияж состоит из крема, туши, теней для бровей.

У нас дружный коллектив, потому что люди, которые нанимают нас, следят не только за тем, чтобы мы умели делать определенные вещи, но и были адекватными и приятными в общении. Коллеги любят технику, увлекаются вейпами. У нас в офисе даже есть коробка, где куча всяких жиж — от привезенных из Америки до купленных в переходе. Как-то один из наших сотрудников вместо жижи залил в свой вейп полироль для струн. Как выяснилось, это очень опасно, и он мог серьезно отравиться. Мы часто собираемся вместе, можем посидеть, спеть песни под гитару. Коллеги ходят на фестивали, тусовки, но я не фанат громких вечеринок, поэтому на развлечения не трачусь.


Обложка: Даша Скребцова