The Village продолжает рассказывать, как люди разных профессий планируют свой бюджет, в новом выпуске — стилист-имиджмейкер. В Москве работают несколько школ и курсов для стилистов, где учат подбирать вещи и создавать образы. Цена обучения — от 10 до 100 тысяч рублей. Есть даже курсы на базе государственных вузов — социального университета и университета туризма и сервиса. Уроки стиля дают также популярные в соцсетях имиджмейкеры. При этом многие стилисты опираются в работе лишь на собственный вкус. Мы узнали у москвички, которая более двух лет помогает людям подбирать одежду, почему психологическое образование оказалось важнее модных курсов, зачем люди ездят на рынок «Дубровка» и как она планирует доходы и расходы.

Профессия

Стилист-имиджмейкер

Доход

в среднем 100 000 рублей в месяц


Расходы

15 000 рублей

Аренда жилья

20 000 рублей

Питание

20 000–30 000 рублей

Продвижение в интернете

5 000–60 000 рублей

Одежда

7 000–10 000 рублей

Косметика

2 000–3 000 рублей

Транспорт

1 000 рублей

Связь

5 000 рублей

Развлечения и книги

Как стать стилистом

У меня два образования — дизайнер одежды и дизайнер интерьера. Долгое время я занималась оформлением витрин и магазинов, а одежда была моим хобби, уже лет с 15 я начала заказывать для себя вещи в ателье. Одна знакомая подсказала, что это могло бы перерасти в работу, и посоветовала заняться подбором одежды профессионально. Я стала интересоваться этой темой, что-то узнавать, читать, пошла на курсы стилистов.

Первых клиентов я нашла на «Авито» — предложила пяти людям бесплатно помочь им с подбором одежды. Максимальный бюджет, на который они рассчитывали, был 50 тысяч рублей. Тогда я просто решила попробовать, будет ли мне это интересно настолько, чтобы стать постоянной работой. Сначала я поставила небольшой ценник — 1,5 тысячи в час — и начала принимать заказы.

Психология против типажей

Примерно через год я поняла, что не нужно пользоваться системами типажей, по которым работает большинство стилистов. Есть разные системы: где-то людям подбирают стиль в зависимости от роста, веса и телосложения, где-то опираются на цветотипы, где-то просто показывают клиентам понравившиеся готовые образы и ориентируются на них. Но это задает определенные рамки и не позволяет работать с каждым индивидуально. Я же считаю, что людям можно носить абсолютно все цвета, только некоторые лучше не помещать у лица. Также нельзя подбирать одежду, опираясь на какие-то типы фигуры — то же «яблоко» или «груша». Все зависит от бренда и лекал. Иногда людям отлично подходят вещи, категорически запрещенные системой типажей.

Я познакомилась с преподавательницей дизайна одежды в институте, она дала мне много информации по стилям и цветам. Это помогло, но, к сожалению, в России очень плохое образование для стилистов. Когда начинаешь работать, понимаешь, что у тебя много пробелов. Я обошла все курсы и школы, поняла, что нигде нет качественного образования — все только собирают деньги, — и пошла изучать психологию. Сейчас я периодически консультируюсь с двумя психологами-супервайзерами. У меня даже была клиентка, которая хотела работать именно с психологом, а не со стилистом. Она устроила истерику, потому что я не звонила ей, не спрашивала, как у нее дела, не выслушивала ее. Мы с этой клиенткой быстро расстались.

Соцсети и сарафанное радио

Я работаю стилистом уже два с половиной года. У меня есть страницы в Facebook, Instagram и «ВКонтакте». В основном я занимаюсь первыми двумя, причем делаю все сама: пишу посты, общаюсь с подписчиками. Несколько раз я нанимала специалистов, но на нужную аудиторию они выйти не смогли. Клиенты чаще всего идут из Instagram, реже из Facebook, а группа во «ВКонтакте» существует сама по себе, и оттуда приходит довольно мало людей. Сейчас у меня работает еще и таргетированная реклама в «Яндекс.Директ» — этим занимается специализированная компания.

Я работаю с обеспеченной аудиторией, а такие люди обычно не говорят своим знакомым, что они обращаются к стилисту. Какая-нибудь клиентка может привести ко мне всю свою семью, но не подруг. А вот представители среднего класса обязательно расскажут друзьям и коллегам, что вещи им подбирал профессионал.

Клиенты и их пожелания

Первый год у меня были клиенты среднего достатка, которые закладывали на шопинг около 50 тысяч рублей. Но когда я повысила ценник, пошли уже другие люди, готовые тратить больше. Сейчас я работаю с любой аудиторией, но минимальный бюджет все же ставлю на уровне 50 тысяч. Если денег еще меньше, просто не имеет смысла нанимать стилиста. Бывает, что обращаются люди, готовые потратить и полмиллиона, и миллион.

Обычно бюджеты выше осенью и зимой, когда клиентам нужно покупать дорогую верхнюю одежду. В основном клиенты просят подобрать гардероб на каждый день, реже — для особых случаев. Пару раз я помогала невестам выбрать одежду для свадьбы, но я искала не пышное платье, а костюм и вечернее платье, но тоже белого цвета.

Я работаю и с мужчинами, и с женщинами. Примерно 85 % — это женщины, но они часто приводят своих мужей и сыновей. Мужское направление я особо не развиваю и не выкладываю свои работы с клиентами, просто не хватает на это времени.

К счастью, люди, которые не хотят меняться, встречаются довольно редко. Если человек не готов к новому образу, то переубеждать его бесполезно. Но когда я вижу, что платье сидит идеально, а клиентке не нравится, то в следующий шопинг я включу это же платье, но в другом цвете, или найду что-то похожее. Необязательно сразу кардинально менять весь стиль человека, можно просто дополнять гардероб постепенно.

Клиентов-шопоголиков у меня нет, но приходят те, у кого и так много одежды. Это очень обеспеченные люди с огромными гардеробными комнатами и даже квартирами. Они никогда не раздают и не дарят одежду, просто скупают ее в больших количествах.

Как проходит шопинг

В месяц я беру не больше десяти клиентов, иначе могу не успеть и не справиться. Человек сначала рассказывает, чего он хочет, я прошу его заполнить анкету и иногда отправить мне фотографии или ссылку на профиль в Instagram. Обычно перед шопингом я с клиентом встречаюсь лично, чтобы обсудить пожелания и понять все нюансы. За два дня до шопинга я еду по магазинам, все смотрю и примечаю, где какую вещь лучше купить, что-то фотографирую, составляю примерные комплекты. Вечером перед самим шопингом я приезжаю еще раз и прошу отложить некоторые вещи. На следующий день мы встречаемся с клиентом и идем все мерить.

Сам шопинг длится примерно три-четыре часа. Чаще всего я приезжаю с клиентами в ЦУМ — там много брендов и большой ассортимент одежды. Очень важно, чтобы человек выбирал не из двух платьев, а из 20. Я также люблю комбинировать одежду дорогих марок с масс-маркетом или вещами от российских дизайнеров. Могу зайти в Zara и какой-нибудь шоу-рум. Некоторые шоу-румы предлагают мне получать процент от продаж именно у них. Но я часто от такого отказываюсь, если клиенту там ничего не подойдет.

Два раза у меня были шопинги за границей — в Милане и Нью-Йорке. По моим условиям, клиент должен оплатить билет, проживание и питание. Я прилетаю заранее, за два-три дня до клиента, смотрю все местные магазины, а потом пару дней мы ходим по ним вместе с клиентом.

Дополнительные услуги

Я также могу разобрать с человеком его гардероб. Если клиент заказывает эту услугу, то я составляю комплекты, советую, что докупить. После он может нанять меня для шопинга. Еще делаю в фотошопе шпаргалки, которые можно сохранить в телефоне и потом брать с собой в магазины.

Я люблю брать какие-то темы для гардеробов. Недавно я делала для клиентки набор вещей, вдохновленный шахматами. Мы отталкивались от одного платья Dior и весь гардероб построили вокруг него. При этом все вещи можно было сочетать и комбинировать. Как-то с другой клиенткой делали ковбойскую тему. Иногда могу выстроить гардероб вокруг всего одного украшения или пары обуви.

С онлайн-заказами я связываюсь очень редко. Может прийти вещь, которая как-то не так сядет. Единственное, заказываю на eBay винтажные аксессуары: сумки, ремни, украшения.

Подделки для Патриарших

Однажды я одевала человека на рынке «Дубровка». Там продаются копии люксовых брендов, и клиентка меня попросила помочь подобрать для нее подделки известных дорогих вещей. Это довольно взрослая девушка, которая вращается в определенных кругах и хочет соответствовать уровню своих знакомых. На самом деле основная аудитория «Дубровки» — это вовсе не 20-летние, мечтающие где-то похвастаться брендовой одеждой, а люди около 30 лет, которые ходят в рестораны на Патриарших и ездят на дорогих машинах, но не готовы тратить много денег на одежду.

Все копии выглядят достаточно хорошо, с виду их не отличишь от оригиналов, но прослужит такая сумка или пара обуви в лучшем случае несколько месяцев, и это я сразу сказала клиентке. На «Дубровке» все торгуются, но это были не мои деньги, так что я даже не пыталась сбивать цену. Этот поход дался мне тяжело: я решила, что больше никогда не буду никому подбирать вещи на рынках.

Доход

Час моей работы стоит 4 500 рублей. Минимальный заказ — три часа, плюс я всегда беру предоплату. Перед тем как поехать по магазинам, я прошу перевести мне на карту 12 500 рублей. Бывает, что в последний момент клиент хочет отменить или перенести шопинг. А после предоплаты человек точно внесет поход по магазинам в свой график и будет более ответственно относиться к своим планам. Бывают шопинги и по шесть часов — за один такой поход по магазинам я зарабатываю 27 тысяч. Если бюджет небольшой, люди считают каждую минуту, но когда закладывают на одежду по полмиллиона, это не принципиально. Получается, что для клиента стоимость моих услуг равна цене одной футболки в ЦУМе.

Разбор гардероба я провожу за 11 тысяч рублей. Еще могу составить для человека мудборд с подходящей одеждой, обувью или аксессуарами за 6 тысяч, но эта услуга бесплатна при заказе шопинга или разбора гардероба.

В среднем в месяц у меня выходит 100 тысяч рублей. Обычно много заказов в межсезонье: все начинают одеваться к лету или зиме. Затишье бывает в середине сезона или когда подводит погода. В прошлом году я одела клиентов на весну, а лето было таким холодным, что они ходили в этих вещах до осени. Бывают, конечно, месяцы, когда у меня может выйти только 20 тысяч, но это максимум один раз в год.

Расходы

В работе стилиста нет никакой стабильности. На одной неделе у меня может быть две встречи и шопинг, а что дальше — я просто не знаю. Поэтому, конечно, я планирую обязательные расходы, например на рекламу в интернете. В месяц на нее уходит от 20 до 30 тысяч. Больше всего тратится на «Яндекс.Директ».

Я снимаю квартиру по знакомству и плачу за нее всего 15 тысяч в месяц. На питание я могу потратить тысяч 20. Часто я ем в кафе, но бывает, что готовлю что-то дома. В основном я езжу на общественном транспорте, но иногда беру такси. На транспорт могу потратить 2–3 тысячи. Еще тысяча — это телефон и интернет.

Я взяла за правило один раз в неделю обязательно устраивать себе выходной, ходить на выставки. Еще я покупаю много книг. На развлечения трачу не очень много, около 5 тысяч в месяц. В отпуск я не ездила все те два с половиной года, что работаю стилистом. Приходится постоянно быть на связи и встречаться с клиентами. Каждое утро по три часа я занимаюсь соцсетями: если пару дней не отвечать на комментарии и не выкладывать посты, в рейтингах ты сразу падаешь. Но в конце года собираюсь все же подгадать удобное время и выбраться в отпуск.

Двух клиентов не могу одеть в одно и то же, поэтому постоянно приходится работать с огромными потоками одежды, и я стала очень сильно уставать от вещей. Раньше я покупала себе больше одежды, но настоящим шопоголиком никогда не была. Мне нравится видеть вещи на ком-то другом, потому прошу клиентов присылать фото, как они оделись на мероприятия. Но для себя я покупаю все довольно простое. Я не одеваюсь, как многие стилисты: шляпы, очки, украшения, остромодная одежда. Покупаю в основном все черное или белое. Я не стремлюсь производить впечатление на клиентов своим видом: пообщавшись со мной и посмотрев мои работы, они понимают, что могут доверить мне свой стиль. На свою одежду я могу потратить и 5, и 60 тысяч. Я решила, что нужно разрешить себе покупать дорогие вещи, теперь я могу легко отдать и 60 тысяч за пару обуви. Лучше я буду покупать себе все хоть и дорогое, но качественное. Одни джинсы за 10 тысяч рублей прослужат столько же, сколько пять штук по полторы тысячи.

Я покупаю косметику для волос Joico, для лица тоже выбираю недешевые марки. Но это не ежемесячные покупки, обычно беру что-то раз в несколько месяцев. Стригусь раз в полгода за 5 тысяч, волосы я не крашу. В среднем на уход за собой и косметику может уйти около 7–10 тысяч.

Спортом я сейчас не занимаюсь. Раньше я ходила на пилатес, но пока не могу позволить себе индивидуальные занятия по 3 500 рублей. Думаю купить планшет, а то в телефоне уже скопилось огромное количество фотографий. К тому же на планшете будет удобнее собирать коллажи. Все деньги просто держу на карте или наличными, не кладу ничего ни на какие счета и депозиты. Если случится так, что у меня не будет работы вообще, мне нужно будет снять деньги быстро, а условия вкладов не всегда это позволяют.