Горожанам, отвыкшим носить с собой наличные, теперь иногда приходится срочно искать банкомат. Некоторые заведения города отказываются принимать карты, объясняя это сломавшимся терминалом или решением менеджмента. В частности, расплатиться наличными просят в «Кофемании» и ресторане «Северяне». Представители этих заведений не ответили The Village, в чем причина. Мы разобрались в этом сами.

Наличными больше

По статистике оператора фискальных данных «Платформа ОФД», который обслуживает более 600 тысяч касс по всей стране, средний чек при оплате картами в московских заведениях общепита в августе этого года составлял 690–700 рублей, что на 17 % ниже, чем в августе прошлого года. В компании связывают это с введением онлайн-касс в небольших заведениях: люди теперь могут воспользоваться картой или другими способами безналичной оплаты даже при покупке маффина и кофе в переходе.

При этом средний чек при оплате наличными за этот же период вырос на 30 %, до 710–720 рублей. По словам одного из участников рынка, основная причина того, почему в кафе и барах предпочитают принимать оплату наличными, — желание платить меньше налогов. Вместе со счетом клиенту обычно приносят пре-чек, который еще не прошел через кассу. И если оплата картой всегда проходит через терминал эквайринга и кассовое ПО кафе, то оплату наличными можно провести мимо кассы и не отражать в налогооблагаемой базе. Также при оплате наличными официант с большей вероятностью получит чаевые.

Терминал не работает

Главному редактору «Сравни.ру» Александре Красновой не раз предлагали снять деньги в банкомате и расплатиться наличными: якобы в заведении не работает терминал.

«Я обычно уходила в другое место, где карты принимают. Но в последний раз терпение мое лопнуло (было очень жарко, дико хотелось есть, и ближайшее заведение было далеко), — рассказывает она. — Я сказала официанту, что это очень подозрительная ситуация, что у них так часто не работает терминал, и все это очень похоже на отмывание денег. Так что не будем играть в эти игры, просто принесите мне терминал». Официант позвала менеджера, и та сказала, что «это просто технические сложности, и если я очень хочу, то заплатить можно в другом зале».

Не только налоги

По словам Дмитрия Левицкого, президента Профессионального ресторанного альянса «РЕАЛ», сооснователя HURMA Group of Companies и ресторатора («Дорогая, я перезвоню», Meat Puppets, Take It Easy, Darling), отказ от безналичной оплаты связан не только с желанием ресторатора уйти от налогов.

Перейти на наличную оплату могут и законопослушные заведения, которым не хочется отдавать банку комиссию за транзакции. По его словам, она составляет до 2 % от суммы операции. Так, при выручке ресторана в 5 миллионов рублей в месяц, его прибыль может составить около полумиллиона. Если весь оборот проходит по безналу, 100 тысяч из прибыли придется отдать банку за транзакции по картам. «Это до фига, — возмущается Левицкий. — На эти деньги можно нанять суперповара! Мы за каждый процент боремся, а потом отдаем до 2 % с оборота банку просто за то, что он принимает платежи».

По его словам, ресторатор вправе выбирать, отдавать или не отдавать прибыль банку. «В Европе и Америке достаточно много мест, где не принимают карты, и клиенты не относятся к этому с таким негативом, как в нашей стране», — рассказывает он.

Бедные люди

Левицкий замечает, что маржа ресторанов с годами падает, рынок сокращается, гости не богатеют. Из-за падения рубля и инфляции реальные доходы россиян стали снижаться — в августе они сократились на 0,9 %. Одновременно они стали чаще ходить в фастфуд и меньше тратить даже на продукты в магазинах — средний чек там падает уже пятый месяц. В сентябре ЦБ повысил прогноз по инфляции: до 4 % в 2018 году и до 5,5 % в 2019-м. Рост цен вряд ли заставит россиян больше тратить в заведениях общепита и не только. Падение спроса и среднего чека можно будет наблюдать во всем ретейле.

Но все же не все продавцы и рестораторы готовы полностью уйти от безналичной оплаты. К примеру, бары Левицкого не принимают карты ночью в пятницу и субботу за барной стойкой, чтобы быстрее обслуживать толпу посетителей. Но убрать из залов терминалы оплаты он не готов: это вызывает слишком большое недовольство клиентов, которые оставляют негативные отзывы и жалуются в соцсетях.


Обложка: Даша Скребцова