Этой осенью сервис поиска попутчиков BlaBlaCar постоянно поставляет новости. Сначала в российском офисе сменился директор: Алексей Лазоренко уехал развивать родной украинский рынок, а его место заняла бывший менеджер «Яндекс.Такси» Ирина Рейдер. В октябре сервис ввел давно ожидаемую монетизацию — теперь пользователям надо покупать доступ на день или на месяц. Параллельно сервис пытаются запретить через суд 27 разгневанных перевозчиков. The Village встретился с новой руководительницей компании и узнал, как она справляется.

Фотографии

Андрей Стекачев

Новый директор

«Я из Саранска, и если раньше мне было сложно объяснить родным, чем я занимаюсь, то теперь всем все понятно, даже мама рассказывает, как она пользовалась BlaBlaCar, это приятно», — говорит Ирина Рейдер. Ранее она занималась работой с водителями в «Яндекс.Такси», до этого отвечала за региональную экспансию Uber, до 2014 года руководила своим тревел-сервисом Hipclub, а сразу после окончания МФТИ четыре года работала в консалтинговой компании. «У меня в „Яндекс.Такси“ было больше 200 человек в подчинении, но мне хотелось вернуться к предпринимательскому опыту», — объясняет Ирина свое решение возглавить московский офис, в котором сейчас работает всего 15 человек.

«Мы начали обсуждать вакансию в июне. Тогда я узнала, что Россия — рынок № 1 для BlaBlaCar, и это стало для меня открытием», — рассказывает новая директриса. Смену власти в компании объясняют необходимостью разделить российский и украинский рынки ради повышения эффективности управления: прежний директор Алексей Лазоренко переехал в родной Киев, чтобы сосредоточиться на четвертом рынке для компании. Примечательно, что одним из этапов собеседования нового директора было общение с давними сотрудниками, потом французская штаб-квартира спросила их, насколько Ирина вписывается в команду.

Сейчас ее день состоит из встреч, мозговых штурмов и созвонов с центральным офисом. Сегодня в России у BlaBlaCar более 15 миллионов пользователей, за год этот показатель вырос на 70 %, и в задачах у Ирины продолжить рост. «К российскому рынку пристальное внимание, и главные решения принимаются с центральной командой, но оперативное управление на нас», — рассказывает Ирина. В день интервью она собиралась в Париж на две недели — поработать в штаб-квартире BlaBlaCar.

Плата за проезд

По признанию Ирины, главное событие и самое трудное дело первых месяцев ее работы — монетизация российского сегмента BlaBlaCar. «Это стало новостью № 1 в „Яндексе“. Мы много читали, смотрели все отзывы», — вспоминает Ирина. За первые восемь часов после объявления об этом написали более 600 СМИ.

Пару лет назад компания в качестве теста ввела 20%-ную комиссию на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Эксперимент прошел успешно: сокращения числа пользователей не произошло. Одновременно в Польше шел тест платной подписки на сервис. В компании сравнили разные варианты монетизации и в итоге выбрали для России польскую модель.

Сейчас для пользователей вводится абонентская плата. После пробного бесплатного месяца пассажирам предложат купить доступ к бронированию за 149 рублей в день. Речь идет только про поездки длиннее 120 километров. В компании признают, что это решение в интернете критиковали, но опытные пользователи приветствовали введение абонентской платы — так пассажиры будут ответственнее относиться к бронированию мест (сейчас бывают случаи, что пассажир не приходит). До 5 ноября действовал бесплатный период, первые результаты эксперимента будут известны к концу года — компании важно, чтобы число новых пользователей не сокращалось.

Эту модель сейчас распространяют на те рынки, где еще не ввели монетизацию, например в Бразилии и на Украине. В компании говорят, что это стимулирует активность пользователей: купив абонемент, они активнее ищут новые поездки и предпочитают карпулинг автобусам или поездам.

Проблемы с законом

Такая система позволит компании начать зарабатывать до того, как карпулинг урегулируют законодательно. Весной этого года BlaBlaCar обратилась в Минтранс с инициативой закрепить понятие «карпулинг» (совместные поездки) в законодательстве, регулирующем пассажирские перевозки: нужно отделить водителей, которые совершают эпизодические поездки по своим нуждам и за счет попутчиков лишь компенсируют расходы на топливо, от коммерческих перевозчиков. Этим законопроектом сейчас занимается рабочая группа.

Сейчас у системы есть критики — в основном из числа автобусных перевозчиков, которые считают, что любой факт передачи денег водителю — это коммерческая деятельность, с которой он должен заплатить налог. В BlaBlaCar это парируют тем, что автовладельцы получают по 1,2 рубля за километр, не покрывая даже затраты на бензин, — это компенсация части затрат, а не прибыль.

Но во многом из-за неопределенного законодательства в России нельзя оплатить поездку через сервис картой — сейчас пассажиры расплачиваются с водителем наличными или кидают ему деньги на карту в обход сервиса. «Сначала надо признать карпулинг на законодательном уровне, а потом будем думать об онлайн-платежах», — говорит Рейдер.

Сервис поиска попутчиков не дает покоя традиционным пассажирским перевозчикам. Два года назад районный суд в Краснодарском крае уже постановил заблокировать сервис по иску «Регионального автотранспортного союза». Позже это решение отменил краевой суд. В начале ноября в Таганский суд против BlaBlaCar подали иски 27 предпринимателей и компаний-перевозчиков: они посчитали, что с 2015 года отток пассажиров из-за сервиса составил 20 %. Они требовали запретить сервис в России, так как он фактически координирует пассажирские перевозки, не имея информации о наличии прав у водителя и состоянии его машины.

Однако 13 ноября стало известно, что суд вернул иск в связи с неподсудностью Таганскому суду. «Мы приветствуем решение суда, который во второй раз за последние пару месяцев отклонил иск о запрете деятельности BlaBlaCar», — говорят в компании. Там считают, что в основе этих исков лежит недопонимание сути карпулинга. «BlaBlaCar строго соблюдает законодательство. Мы открыты для диалога со всеми участниками рынка. Мы считаем, что оказывать коммерческие перевозки могут только официальные перевозчики, которые платят налоги, и их деятельность должна быть прозрачна для регулирующих органов», — заявляют в компании.

Параллельно сервис в рамках исследования рынка проводит тест с подключением к системе нескольких коммерческих перевозчиков. «У нас есть договоры с ними, и мы смотрим, как это будет работать, но это несравнимо маленькая доля относительно всех поездок на нашей платформе», — говорит Ирина. По ее словам, алгоритмы BlaBlaCar отслеживают пользователей, которые создают поездки слишком часто и имеют слишком много связанных аккаунтов. Если есть подозрение, что это коммерческие перевозчики, их блокируют. Для той же цели в сервисе запретили указывать больше пяти свободных мест в машине.

Старше и понятнее

Этим летом BlaBlaCar запустила первую ТВ-рекламу. По словам Ирины, это помогло рассказать о компании людям более старшего возраста. Сейчас ядро аудитории сервиса — пользователи 25–35 лет, 60 % из них мужчины. Средняя протяженность маршрута — 300–400 километров. В основном поездки происходят в треугольнике Петербург — Краснодар — Красноярск. Многие стартуют из Москвы и Петербурга, но активное движение есть, к примеру, между Екатеринбургом и Челябинском, Казанью и Набережными Челнами, Самарой и Тольятти. Пик активности приходится на лето, когда многие едут в отпуск и водители легко заполняют машины пассажирами. Осенью — традиционный спад.

«У нас большие планы на следующий год», — говорит Ирина. Уже сейчас компания вводит возможность добавить в план поездки конкретный адрес, а не название населенного пункта. Алгоритм сам прокладывает оптимальный маршрут для поиска попутчиков и подсказывает, где можно сделать небольшой крюк, чтобы подобрать пассажира. Если раньше человеку нужно было приезжать на место встречи, то теперь можно указать свой адрес, а система найдет водителей, которые будут проезжать мимо. «То есть фактически появляется возможность путешествовать от двери до двери», — говорит Рейдер.

В следующем году BlaBlaCar собирается ввести идентификацию личности по документам, чтобы повысить безопасность и доверие к попутчикам. «Всегда есть человеческий фактор», — признает Ирина. Компания не советует переводить деньги водителю заранее, а при получении жалоб на неаккуратную езду служба поддержки разбирается в ситуации и в крайнем случае блокирует лихача.