Андрей Медведев решил помочь супруге-чирлидерше и закупил оптовую партию помпонов. Излишки начал продавать. Магазин в школьном подвале довольно быстро достиг потолка — Медведев понял, что количество покупателей помпонов для болельщиц довольно мало.

 

Он стал диверсифицировать бизнес, не выходя за рамки сегмента товаров для чирлидерш и спортивных фанатов. Так у него появился небольшой цех по пошиву костюмов для участниц групп поддержки, а в магазине стали продаваться наборы дудок, шляп и трещоток для болельщиков.

сфера деятельности

Производство и продажа инвентаря для болельщиков

дата запуска

Осень 2010 года

 

затраты на запуск

500 000 рублей

сайт

www.pompons.ru

 

 

 

 

Андрей Медведев

Владелец магазина Pompons

 Как пришла идея

Я уже лет десять занимаюсь танцами. У меня свой коллектив, называется Fresh. В 2008 году мы выступали на соревнованиях силового экстрима вместе с группой чирлидерш. Я тогда впервые узнал о том, что такое чирлидинг, и познакомился с будущей женой — Аллой. Она тоже уже лет десять занимается чирлидингом и преподаёт, у неё своя команда «Багира». Девочкам всё время нужны помпоны: они быстро портятся — хороших дорогих помпонов хватает примерно на сезон. Я как-то предложил Алле: давай перестанем покупать их у Федерации чирлидинга, а попробуем заказывать сами. Постепенно мы нашли поставщиков, смекнули, что чем больше партия, тем выше скидка, и два года назад начали помпоны продавать. Для меня это не первый бизнес, я долгое время работал на одном молочном производстве и создал свою логистическую компанию, чтобы развозить его продукцию. Покупал фуры, газели, а сейчас распродаю их понемногу, но две ещё ездят.

 

 

 

 

 

Что сделал в первую очередь

Сначала мы попробовали производить помпоны сами. Я нашёл плёнку в Польше, узнал из интернета технологию, сам часами наматывал плёнку на руку, потом резал и смотрел, что получается. Но всё-таки я пришёл к выводу, что нужно заказывать в Китае, — так выйдет дешевле и проще, чем создавать производство. Первая партия была десять коробок — это примерно тысяча помпонов. Причём мы тогда считали помпоны по парам, а китайцы — по штукам. В итоге их оказалось в два раза меньше, чем мы ожидали. Поставка обошлась примерно в 400 000 рублей. 

К этому времени мы сделали сайт за 30 000-50 000 рублей. Чтобы не тратиться на продвижение, я за несколько недель сам разобрался в том, что такое SEO, и начал раскручивать его. Сначала все коробки стояли у нас на балконе. Через полгода, когда они перестали помещаться в квартиру, наш склад переехал в школьную каморку. Мы называли её «туалет», такая она была маленькая, а ещё там воняло. Последней каплей стал потоп: в школе прорвало трубу, и в нашем подвальном помещении воды было по щиколотку. Мы сушили наши мокрые помпоны, потом они валялись повсюду.

Китайцы так упаковывают товар в коробки, что потом он не помещается обратно.

Очень от этого устали и решили переехать ещё раз. Теперь у нас три помещения в одном деловом центре: магазин, пошивочный цех и зал, где репетирует Алла, а также арендаторы.

Полгода назад мы начали продавать костюмы собственного производства. Первое время мы работали со швеями-надомницами.

За надомницами не установишь контроль, они часто срывали сроки, потому что то чаю много пили, то болели. Осенью у нас появилась главная швея-закройщица в штате. С декабря у нас работают три швеи.

 

 

 

 

 

Раньше приходилось мотаться по городу: на север — за трусами,
на юг — за лифчиками.

 

 

 

 

 Клиенты

В России существует всего 100-150 профессиональных команд чирлидеров, каждая берёт по 30-40 штук помпонов в сезон (в год). Это половина наших заказов. Ещё половина приходится на корпоративный сегмент. Когда компании устраивают какие-то мероприятия на стадионах, они любят дать гостям что-нибудь в руки, чтобы махать. Такие заказчики могут купить у нас по 500-1 000 помпонов за раз. Самых дешёвых, зато много. «Билайн», например, заказывал чёрно-жёлтые помпоны. То же самое с костюмами. Их заказывают профессиональные команды из разных городов. Есть клиенты с Сахалина, из Красноярска. Второй тип клиентов — компании и частные лица. Например, «Азбука вкуса», Х5 Retail Group и другие начинают создавать свои команды по чирлидингу. Они не только покупают у нас экипировку, но и тренируются у Аллы.

Третий важный тип клиента — мужчины-фанаты. Казалось бы, атрибутика стоит дёшево, 200-500 рублей, и кажется, что её можно найти везде. А на самом деле попробуйте купить 20 фанатских шляп-триколоров или 50 дудок.

В розничном магазине вы, скорее всего, не найдёте такого количества одинаковых изделий, а оптовики тоже откажутся продавать — очень маленькая партия. Накануне прошлогоднего чемпионата мира по футболу к нам заехал мужик, сказал, что водитель из «Газпрома», и купил атрибутики на 40 000 рублей для своих директоров. Получились огромные мешки — ими был забит весь багажник и полсалона представительского авто.

 

 

 

 

 

Деньги

На первом этапе мы вложили  примерно 500 000 рублей и развивались постепенно, поэтому не было периода, когда затраты в месяц превышали доходы. Сейчас прибыль есть, мы вкладываем её в развитие. Месячный оборот в среднем составляет 700 000 рублей. Бывают всплески — накануне Нового года и летом под соревнования. Если считать по категориям, продажа помпонов, костюмов и фанатской атрибутики приносит примерно одинаковую долю от дохода. 

 

Конкуренты

Лет семь на этом рынке существовал только один игрок — Федерация чирлидинга из Санкт-Петербурга, они продавали всего шесть-семь видов помпонов, которые делали сами. Когда мы появились, они, конечно, очень расстроились. Но теперь здорово подтянулись — сделали хороший сайт, расширили ассортимент. 

 

Перспективы

Для развития чирлидинга мы сделали социальную сеть ilovecheerleading.ru, сейчас там 950 зарегистрированных участников. Нам этот сайт будет помогать поддерживать контакт с аудиторией, узнавать её требования и численность.

Чтобы не было провалов в производстве, — то густо с заказами, то пусто — мы собираемся начать пошив костюмов для разных танцев, начнём с восточных. Будем продавать и специальную танцевальную обувь.

Если раньше мы не хотели продавать наши помпоны на сторону в другие магазины, то теперь у нас изменилась стратегия.

 

 

 

 

 

Я решил, что лучше создать дилерскую сеть, тогда получится закупать помпоны большими партиями и получать хорошую скидку.

 

 

 

 

Советы

 

 

Если не можешь продать большое количество одного товара — развивайся вширь. Наши разные товары удачно дополняют друг друга.

Сайт, на котором сборная солянка из предложений, плохо работает. Это значит, что люди не вполне представляют, что собираются продавать. Поэтому у меня есть один сайт, на котором содержится общая информация, и ещё четыре сайта для каждой категории товаров. Продвигать их так тоже удобнее.

 

Кооперируйтесь. Нам было дорого и неудобно нанимать курьера в штат из-за небольших объёмов продаж. Мы какое-то время мучились со студентами и аутсорсингом, а потом договорились с соседом по деловому центру, у которого курьеров в штате довольно много. Они заодно развозят и наши заказы.

Узнавайте, есть ли вариант получше. Если я прихожу на рынок, я не куплю первый попавшийся товар, а пройду весь рынок и узнаю, где какие предложения, у кого качество получше, у кого подешевле. При этом нужно учитывать, сколько ты тратишь времени на поиски лучшего варианта.

Фотографии: Зарина Кодзаева