В ноябре на Воробьевых горах открылась канатная дорогая — и на второй день работы сломалась. Как вскоре стало известно, из-за кибератаки на серверы. Обнаружив взлом, сотрудники канатки были вынуждены прекратить ее работу до решения проблемы. Эта ситуация — еще один пример в копилку противников концепции умного города: высокие технологии — это высокие риски, причем в масштабах всего города. Тем не менее города неизбежно умнеют, и существует немало примеров того, как технологии помогают урбанистике.

Редактор The Village посетил международную конференцию Autodesk, посвященную технологиям будущего, и поговорил с экспертами о том, что такое умный город вообще, умная ли Москва, а также чему нас может научить опыт лидеров этой концепции. 

Что такое умный город: коротко

«Если спросить жителя Лондона, собирается ли он в Барселону из-за того, что это умный город, ответ будет „Что?!“» — этими словами Джонатан Уорхэм, декан факультета и исследователь в Университете Раймунда Луллия в Барселоне, довольно точно обозначил одну из проблем smart cities («умных городов»). Концепт как таковой существует уже давно, но по большей части в проектах и пресс-релизах. Что вообще несет в себе эта концепция, какой город точно можно назвать умным, а кто находится все же в категории «not smart yet»— в мире еще как будто однозначно не договорились по этим вопросам. Но есть несколько признаков, которые всегда учитываются в рейтингах самых умных городов мира: экологичность, экономия ресурсов, оптимизация трафика на дорогах, публичный Wi-Fi и распространение гаджетов среди населения, интернет вещей и эксперименты с беспилотниками. 

Сонгдо — идеальный город (или нет)

В 2001 году был запущен самый дорогой в мире проект в сфере недвижимости. В 65 километрах к юго-западу от Сеула, столицы Южной Кореи, начали активно строить Сонгдо — чистый образец того, что принято называть smart city (с английского — «умный город»). Слоган на сайте города гласит: «Где находит воплощение будущее городов».

Стоимость проекта — более 35 миллиардов долларов. Почему так много? Сонгдо — искусственно созданный город, то есть это частный проект и новостройка в городских масштабах, а не исторически сложившаяся территория. К примерам подобных, то есть созданных с нуля городов относятся Искандер в Малайзии и PlanIT Valley в Португалии. Город сразу создавался с претензией на исключительную технологичность во всех сферах. Все эксплуатационные системы Сонгдо соединены в единое целое. Благодаря этому местные жители могут управлять одним нажатием кнопки всеми процессами у себя дома, например запустить кондиционирование воздуха или выключить свет.

Живя в Сонгдо, можно попасть из одной точки в другую за 15 минут — город очень компактный, а жилые дома перемешаны с офисными зданиями, которые возведены по стандартам зеленого строительства, то есть максимально экологичны. Перемещаться между домами нужно пешком или на велосипеде, автомобили здесь — исключение. По этой причине нет и мусоровозов — вместо них пневматическая подземная система утилизации отходов, которая как бы высасывает бытовой мусор из города и перерабатывает его. Городские сточные воды проходят тщательную очистку и снова идут в использование.

Но на сегодня кажется, что проект идеального корейского города так и остается утопией. О Сонгдо не так много знают и говорят, туда не стремятся туристы, и он остается полупустым — построенные жилищные площади не заполнены даже на треть, а инвесторы не готовы вкладываться дальше. Из заявленных в проектах зданий сейчас не построена и половина.

На фотографии: Сонгдо

Сингапур и вклад в инновации

Сингапур — самый умный город 2017 и 2016 года по результатам исследования компании Juniper Research. Обретя независимость только в 60-х годах XX века, он смог распрощаться со статусом бедного государства третьего мира и стать экономическим и технологическим мировым лидером. В Сингапуре власти уделяют огромное внимание развитию новейших технологий, и это не просто политические лозунги.

Местное правительство инвестирует в талантливых разработчиков и активно поддерживает исследования ведущих вузов страны. В 2014 году премьер-министр Сингапура Ли Сянлун анонсировал программу «Умная нация» (Smart Nation). Ее важными пунктами стала установка по всему городу камер видеонаблюдения и датчиков, которые помогают следить за чистотой публичных мест, передвижением по городу автомобилей и скоплением людей в определенных местах на улицах.

В 2016 году здесь заработала программа Smart Nation Fellowship, основное направление которой — привлекать в Сингапур международных специалистов на короткие программы, до трех месяцев. В течение этого времени ученые и инженеры должны работать в команде и придумывать технологии, направленные на улучшение городской инфраструктуры и повышение качества жизни.

Благодаря такому подходу Сингапур всегда на передовой в инновационных видах транспорта, здесь образцово продумана дорожная сеть. Местное правительство одним из первых стало тестировать беспилотные автомобили и автобусы. А еще в Сингапуре работает автоматизированная система контроля санитарии с помощью умных мусорных контейнеров.

Париж и BIM-технологии

В Париже хотят реконструировать территорию вокруг главной достопримечательности Франции — Эйфелевой башни. Это делается к летним Олимпийским играм — 2024. В этом году мэрия и компания Autodesk (создает продукты для 3D-проектирования, дизайна, графики и анимации) запустили соответствующий международный конкурс для архитекторов и проектировщиков. Обязательное условие участия в нем — использование технологий информационного моделирования, то есть работа с BIM-моделью. Поэтому для конкурса Autodesk разработали подробнейшую модель существующей территории вокруг Эйфелевой башни со всеми зданиями, дорогами и инфраструктурой. Эту модель дадут финалистам конкурса.

Что значит BIM-модель и при чем тут умный город? BIM (от английского «building information modeling») дословно расшифровывается как «информационное моделирование здания». Такую модель может иметь любой строящийся объект: дом, парк или дорога.

В идеальном умном мире каждое здание должно получить свой цифровой паспорт, и неважно, сделан он еще до строительства дома или его воссоздали для старого дома по архивным чертежам. Наличие цифровой копии объекта поможет избежать многих трудностей и даже предотвращать аварии, ведь после того, как здание построят, его модель отдадут тем, кто займется эксплуатацией.


Алла Землянская

Технический эксперт по направлению «Инфраструктура», Autodesk

«Мы насыщаем BIM-модель информацией о том, кто поставщик, кто ответственный за определенные части моделирования, какова стоимость работ. Мы можем заложить все, что нам нужно, в качестве атрибутивной информации. Собственно информационное моделирование отличается от традиционного подхода тем, что здесь информацию на разных этапах вводят разные специалисты, просто у них единая среда данных, софт при этом у них может быть разный.

Одна из задач умного города — это дать возможность получать информацию о состоянии существующих объектов и благодаря анализу кучи данных с них очень быстро понимать проблемы, которые уже существуют, или вовремя их прогнозировать: где труба протекает, а где надо менять систему вентиляции. Эксплуатация жилищ — очень важный вопрос для умных городов, хотя не единственный».


Барселона и технологии для людей

Барселона регулярно входит в топ самых умных городов мира, и в рейтинге Juniper Research до Сингапура список возглавляла именно она (в 2015 году). Как и в Сингапуре, в Барселоне толчком к быстрому скачку развития технологий стал кризис, только более поздний. С 2011-го Испания находилась в застое: тысячи испанцев выходили на улицы с протестами из-за долгов и проблем с работой. Но при необходимости экономить государство выбрало держаться курса на модернизацию города — и не прогадало.

Благодаря местной активистке по имени Ада Колау Барселона отказалась от конкурса на проведение Олимпийских игр 2026 года, а освободившиеся деньги потратили на строительство социальных объектов.

В Испании уделяют большое внимание образованию жителей и стремятся научить беднейшие слои городского населения пользоваться технологиями. Поэтому на сайте Барселоны (который, кажется, образцово полный, привлекательный и понятный) содержится вся информация о происходящем в городе, различные карты, полезные телефоны и мобильные приложения, которые облегчат жизнь местного жителя. На сайте даже можно найти список сервисов, которые поддержат женщин в борьбе с насилием, или вкладку «Домашние животные в Барселоне».

Для помощи маломобильным и пожилым испанцам в Барселоне 24/7 работает сервис Telecare — местный аналог Красного Креста. Принцип его работы следующий: в доме устанавливается устройство, с которым связан маленький гаджет на шее жильца. На гаджете есть микрофон и кнопка экстренной помощи, которая помогает человеку моментально напрямую связаться с социальным или медицинским работником.

А в местных аналогах МФЦ работают кабинки OVAC — человек может закрыться в ней и самостоятельно провести все нужные ему операции, например заплатить налоги или закрыть штрафы, получить вид на жительство и записаться на встречу в нужном ведомстве. В кабинке сделано все, чтобы не понадобилось физическое присутствие помощников: есть принтер и сканер, а также установлены экраны с видеосвязью, которые позволяют удаленно получить помощь консультанта муниципальной службы.

На фотографии: Барселона

Умная ли Москва? А Россия?

Национальные институты периодически создают топы самых умных российских городов, в числе которых Казань, Красноярск и Уфа. Но показательно, что ни один из них не попадает в мировые топы рейтингов умных городов. А под концепцию smart city более-менее полноценно, кажется, может подходить только Москва, в которой есть единая система беспроводного интернета, покрывающая не только парки, но даже метро и автобусы, тестируются беспилотные автомобили и проводится эксперимент с умным кварталом (кстати, вдохновленный опытом Барселоны). Уже во втором по значимости российском городе — Санкт-Петербурге — этого нет.

Департамент информационных технологий Москвы в разговоре с The Village не смог поделиться такими же интересными примерами использования технологий в столице, как в Барселоне или Сингапуре, но привел список достижений, которые регулярно облегчают жизнь горожан и отвечают на вопрос, почему Москву можно назвать умной.


Эдуард Лысенко

министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий:

С 2011 по 2018 год в Москве было сделано очень много в области информатизации отраслей городского хозяйства. Мы создали инфраструктуру, разработали базовые информационные системы и ресурсы, сформировали технические и организационные заделы, которые будут способствовать дальнейшей цифровой трансформации Москвы.

Например, в социально значимых отраслях созданы и активно развиваются современные системы: в образовании — «Московская электронная школа», в здравоохранении — ЕМИАС. На единой площадке официального портала мэра и правительства Москвы как граждане, так и юридические лица могут получить более 260 государственных услуг в электронном виде. В городе за эти годы построена развитая инфраструктура связи. Средняя скорость мобильного интернета сегодня достигает 22 мегабит в секунду. Создана общегородская сеть бесплатного Wi-Fi, которая насчитывает порядка 15 тысяч точек доступа на улицах города, в парках, библиотеках, музеях и домах культуры. Работает система городского видеонаблюдения. Список решений, реализованных на благо москвичей, можно продолжать и дальше.

Стремительное развитие информационных технологий мотивирует нас двигаться дальше, использовать самые передовые технологии (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, VR/AR), для того чтобы жизнь в столице становилась еще более удобной и комфортной.

Что же касается эксперимента с умным кварталом в Люблине, начатом в феврале 2017 года (тогда там стартовал эксперимент стоимостью примерно 9 миллионов рублей: при помощи умных технологий здесь хотели, например, решить проблему ресурсосбережения — горячей и холодной воды, тепла и энергопотребления, а на мусорные контейнеры должны были установить датчики для определения уровня наполнения), то департамент не готов предоставить какие-то наблюдения по итогам почти двух лет, уточнив: «Работы по умному кварталу в Марьине еще продолжаются. Подведем итоги несколько позже».


Почему есть противники умных городов?

Если коротко, то они возникают, как и у любых новых технологий, из-за страха, что эти самые технологии выйдут из-под контроля. А когда речь идет о масштабах целого города, то это действительно серьезно. Вспомнить хотя бы недавнее происшествие с первой московской канатной дорогой, которая сломалась на второй день работы. Как вскоре выяснилось, это случилось из-за кибератаки на серверы.

Поэтому в 2015 году была создана программа Securing Smart Cities, которая собирает экспертизу в области умных технологий и регулярно публикует рекомендации для градоначальников. В программе работают компании IOActive, Bastille, Cloud Security Alliance, «Лаборатория Касперского» и независимые исследователи. 


Владимир Дащенко

руководитель группы исследования уязвимостей систем промышленной автоматизации и интернета вещей Kaspersky Lab ICS CERT

В проектах и маркетинговых материалах концепции умного города или его элементов могут выглядеть достаточно безопасно. Чтобы говорить о конкретных угрозах, лучше всего рассматривать уже более-менее существующие реализации элементов умного города.

Мы проводили исследования безопасности некоторых тачскрин-терминалов, камер регистрации скорости, дорожных датчиков и других элементов, которые относятся к инфраструктуре умного города. Результаты оказались не сильно радостными: потенциальный злоумышленник со средними техническими знаниями может обнаружить лазейку, чтобы вносить изменения в работу элементов умного города, подменять данные и делать другие нелегитимные действия. В совокупности с другим исследованием — безопасности умных камер — мы даже смоделировали сценарий фильма «11 друзей Оушена»: сначала удаленно подменяли изображение на камере, а далее гипотетическая комбинация атак на систему умных дорог как элемент умного города позволяла скрыться в потоке автомобилей без обнаружения камерами и датчиками. Именно поэтому думать о кибербезопасности необходимо в самом начале разработки концепции умного города.

Сегодня существуют подходы и технологии, которые помогают создавать иммунные системы. Безусловно, взломать можно все что угодно — это только вопрос времени и ресурсов. Один из основных постулатов, которым руководствуются кибернегодяи: стоимость реализации успешной атаки должна быть ниже стоимости той информации, которая защищается. Именно поэтому киберзащита должна быть настолько надежной, чтобы преступникам было нецелесообразно ее взламывать.

Чисто гипотетически масштабный сбой может привести к коллапсу, но многие критичные элементы, например дороги, должны иметь режим ручного управления, что позволит избежать серьезных последствий.

Посмотрим на примере каршеринга — уже внедренного у нас элемента умного города. Эти автомобили могут получать команды удаленно от операторов и пользователей. К сожалению, это потенциально могут делать и злоумышленники. Уже сейчас мы видим, что существуют реальные атаки на такие автомобили. Устройство каршеринг-автомобиля позволяет удаленно блокировать подачу топлива, в этом случае автомобиль остановится. Ну а теперь представьте, если утром в понедельник такое произойдет с доброй половиной каршеринг-автомобилей. Тут уже ручное управление не поможет.

Если мы изобретаем что-то новое, то это должно быть безопасно с самых ранних этапов — проектирования архитектуры, построения и тем более внедрения. Одна маленькая архитектурная проблема может стоить огромных затрат в будущем. Мы такое многократно видели в системах промышленной автоматизации, где, между прочим, сейчас внедряются элементы умного завода (Smart Factory), промышленный интернет вещей (IIoT) и так далее. Необходимо проводить исследования безопасности всех элементов умного города как до внедрения, так и после.



Фотографии: Обложка – Heiko Löffler – stock.adobe.com, 1 – CJ Nattanai – stock.adobe.com, 2 –Santi Rodríguez – stock.adobe.com