Если вы сделали себе татуировку, то, скорее всего, думаете, что она ваша. Вы за нее заплатили, вам нанесли ее на вашу кожу. Однако The Village выяснил, что не все так просто.


«Клиент отказывается от прав на владение эскизом, который я ему разрабатываю»

Сергей Берлин

тату-мастер

В своей работе я использую форму договора, когда клиент отказывается от прав на владение эскизом, который я ему разрабатываю. И все права на использование эскиза, даже по индивидуальному заказу, имеются только у меня.

В моей практике был случай, когда клиента попросили взять у меня разрешение на использование изображения, нанесенного на его тело в качестве татуировки. Это был клиент из Нью-Йорка, который играл эпизодическую роль в одном художественном фильме. Я подписал договор о том, что я не имею претензий к продакшен-компании, занимающейся съемкой фильма.

К сожалению, подобный тип авторских прав распространен только в США. В России и Европе я никогда не сталкивался с подобными вопросами, хотя были клиенты, которые имеют отношение к фэшн- и киноиндустрии.


«Если автор — клиент татуировщика, он может сделать с татуировкой вообще все что угодно»

Владимир Беляев

юрист outlaw.center

Татуировка — такой же результат интеллектуальной деятельности, как любая фотография, иллюстрация или картина. С точки зрения законодательства носитель информации совершенно не важен — Гражданский кодекс (ст. 1228 ГК РФ) охраняет права на файлы в телефоне, наброски на салфетках и татуировки на коже совершенно одинаково. Причем с момента создания произведения. В случае с татуировками возможны три варианта.

 Автор — сам татуировщик, который создал эскиз и нанес на кожу клиенту.

 Автор — клиент татуировщика, который попросил его перенести готовое изображение на кожу.

 Татуировщик и его клиент стали соавторами, совместно создав татуировку.

Проще всего со вторым случаем. Если автор — клиент татуировщика, он может сделать с татуировкой вообще все что угодно. Сниматься в рекламе, делать фоточки в инстаграме, писать хорошие и плохие статьи — здесь никаких ограничений нет. А вот татуировщик не вправе делать такие же татуировки другим людям без согласия автора.

Чуть сложнее с первым случаем. С точки зрения закона исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат заказчику. Поэтому, как только татуировка создана, клиент может сделать с ней все что угодно.

Единственное ограничение — неимущественные права, которые как были у татуировщика, так и остались. Среди них есть право признаваться автором произведения и право разрешать использовать произведение с указанием автора, под псевдонимом или анонимно. Поэтому, если татуировщик и его клиент не договорились о другом, при любой публикации изображения татуировки хорошо бы указать автора.

Третий случай — самый сложный. У каждого из соавторов есть право использовать произведение совместно, если они не договорились о другом. Как это работает с татуировкой, совершенно не представляю, потому что судебной практики об этом я не нашел, а фантазия отказывается придумывать случаи, когда татуировщик запрещает своему клиенту использовать татуировку хоть каким-нибудь способом просто по той причине, что он ее соавтор.


«Клиент вправе использовать татуировку любым способом, однако должен указывать реального автора в качестве ее создателя»

Мурад Ахмедов

юрист «Ильяшев и партнеры»

Татуировка на теле сама по себе — не оригинальный объект интеллектуальной собственности. Это лишь способ выражения результата интеллектуальной деятельности, как картина или дизайн.

Если человек обратился к частному художнику, который сам разработал и перенес татуировку на кожу, для получения исключительных прав на такую татуировку необходимо заключить договор. В случае если стороны не урегулировали вопрос о праве использования татуировки, исключительное право сохраняется за автором.

Представим ситуацию, когда татуировка на теле человека — основной предмет в рекламном ролике. Рассмотрим эту историю с разных углов, предположив, что никаких договоренностей о распоряжении исключительными правами между сторонами правоотношений не существует:

 Эскиз татуировки уже существовал на момент обращения клиента к тату-мастеру, в тату-салон. В этом случае исключительное право на татуировку принадлежит автору, и для участия в рекламе необходимо его разрешение. В случае использования татуировки в рекламе без разрешения правообладатель вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации.

Эскиз татуировки разработан по заказу клиента, который обратился напрямую к автору — физическому лицу. В этом случае, как и в первом, исключительное право принадлежит автору — для участия в рекламе необходимо его разрешение. В противном случае автор может принять меры для защиты своего права.

 Эскиз татуировки разработан по заказу клиента, который обратился напрямую в тату-салон. Тогда правообладателем татуировки будет признаваться клиент. Он вправе использовать татуировку любым способом, однако должен указывать реального автора в качестве ее создателя.

Важно отметить, что татуировка должна быть основным предметом в рекламном ролике, к которому приковано внимание зрителя. Если татуировка просто появляется в кадре, но акцент на ней не делается, правообладатель не вправе требовать компенсацию.



Обложка: Mikhail Malyugin – stock.adobe.com